Найти тему
Проценко и Партнеры

Как поменялась работа компании в период пандемии?

Оглавление

Эпидемия коронавируса нового типа нанесла удар по всем без исключения сферам экономики и бизнеса. Кто-то уже оказался на грани банкротства, а кто-то сумел остаться на коне в столь сложное время, но в любом случае – свой отпечаток пандемия оставила. В том числе – и на нормальной деятельности бизнеса всех сфер.

Юридические фирмы так же вынуждены были принять новые условия работы, подстроившись и адаптировавшись под новые реалии мира. А помимо собственного опыта – юристы компании так же видят, чем живут другие организации и предприниматели, которые обращаются за консультацией в этот непростой период.

Вначале был карантин…

Первым делом юридический бизнес вынужден был столкнуться с двумя главными проблемами:

1. Фактический запрет на работу в «прямом контакте» с клиентом.

2. Существенное снижение потока дел и, как следствие, выручки.

Сложилась весьма нетривиальная ситуация – вроде как работать и запрещено, но если удаленно - то можно. В некотором выигрыше оказались те, кто шел в ногу со временем и сумел быстро приспособиться к использованию современных технологий. А еще вчера большинство юридических фирм при одном лишь упоминании о «юридических услугах онлайн» презрительно возмущались – да что мы, дилетанты какие-то?!

Но на удаленном поприще в правовой сфере нашлось достаточно места и профессионалам. Особенно когда других способов работать и зарабатывать деньги просто не оказалось. Суды – закрыты. Госорганы работают в весьма ограниченном режиме. Свыше половины текущих задач юристов оказалось заморожено – они бы и рады помогать, да не имеют возможности.

Многие новые клиенты так же исчезли, поскольку вкладываться в решение задач, реализовать которые в ближайшее время не получится, рисковали немногие.

На этом этапе стало ясно – умение разговаривать с клиентом, убеждать его и реально помогать становится во главу угла. Дефицит клиентуры сделал свое дело – даже в ходе телефонного разговора можно было убедить потенциального клиента обратиться сейчас, а не потом.

Да, это меньше денег. Да, в перспективе с этого дела можно получить больше. Но это – потом, а клиент разговаривает с юристом сейчас!

Как пример: Банальное взыскание долга физическим лицом. Клиент хочет раскрутить своего оппонента по полной программе, от основного долга, до всех процентов, штрафов и даже морального вреда от многочисленных пустых обещаний по возврату средств. Дело – простейшее и для юриста априори простое и выгодное. Но вот беда: суда не работали! Что делать? Вариантов несколько:

· Проконсультировать и отправить восвояси, предложив обратиться позже.

· Предложить клиенту просто иск, который он потом подаст сам или, может быть, вернется за услугой представительства.

· Попытаться урегулировать спор до суда, добившись возврата основного долга, но списав проценты и пени. Как за фиксированную плату, так и за «гонорар успеха» в виде процента.

И самое главное: малейшее давление и клиент мог просто уйти. Спешить ему было некуда, так как раньше, чем закончатся ограничительные меры, он все равно не сможет взыскать свои деньги.

Удаленный работник – неэффективный работник?

Одна из главных причин, по которой в нашей стране с трудом приживается дистанционная работа, достаточно проста и банальна. Это отсутствие привычного контроля над работником со стороны работодателя. Практически любой руководитель иметь в зоне действия стимулирующего окрика или звонка видеть и чувствовать своего сотрудника!

А уже на второй план выходят организационные и юридические аспекты: оформление трудового договора, разработка правил дистанционной работы, конфиденциальность передаваемой и обрабатываемой информации и технические обеспечение удаленного доступа в офис.

Юридические специалисты без особых проблем могут выполнять большую часть офисных задачи в любом месте, где есть доступ к компьютеру и сети Интернет. Нет смысла вдаваться в технические аспекты, разрешить которые способен любой более-менее опытный системный администратор. Юридическая компания большинство сотрудников смогла адаптировать к дистанционной работе без особых проблем – сказался колоссальный юридический опыт и специфика деятельности.

У других компаний сложнее всего дело обстоит с юридическим закреплением условий дистанционной работы. Законодательное урегулирование данного способа взаимодействия между работником и работодателем буквально на днях только поступило в Государственную Думу. В условиях же пандемии работодателям пришлось выкручиваться самостоятельно, разрабатывая новые и, подчас, юридически не всегда вменяемые конструкции.

Если обобщить обращения клиентов, то главной проблемой стал тот самый пресловутый контроль за работником и расчет оплаты труда.

· Как считать рабочее время?

· Как контролировать присутствие работника на рабочем месте дома?

· Как нормировать его рабочее время?

· Как платить зарплату, если раньше работник получал за 8 часов, а на «удаленке» он справляется со своими обязанностями за 3-4 часа.

· Как привлекать работника на» удаленке» за нарушение трудовой дисциплины?

Именно невозможность разделить понятие «эффективности» и «формального присутствия» сотрудника в офисе у многих клиентов, обращавшихся за юридической поддержкой по этому вопросу, создавало массу проблем в организации удаленной работы.

К ряду работодателей снизошло озарение: очень многие офисные работники получают зарплату не за объем выполненных работ, а за сам факт присутствия в офисе перед взором руководства. Необходимые же работы они в состоянии выполнять за 30-40% от штатного рабочего времени.

Это так же взывало массу конфликтов: кто-то отказался платить удаленному работнику прежнюю зарплату, кто-то требовал постоянного присутствия на рабочем месте даже в отсутствие текущих задач. Кто и как решал эти проблемы – тема для отдельного разговора.

Но в любом случае – «карантинный» опыт дистанционной работы оказал огромное влияние на развитие рынка удаленного труда.

Что делать после снятия ограничений?

С отменой первой и самой жесткой части ограничительных мер жить стало отнюдь не проще. Финансовый кризис печально сказался на значительной части клиентов, которым, к тому же, отныне были доступны самые различные варианты юридической помощи от компаний, адаптировавшихся к новым условиям.

На первый план вышел ряд других проблем – в первую очередь юридических и организационных, связанных с организацией деятельности в период пандемии.

Что важно учесть и применить сразу после возобновления деятельности:

1. Соблюдение порядка уведомления государственных органов о выходе из карантина. Важно в установленном порядке уведомить Роспотребнадзор и иные ведомства о возобновлении работы.

2. Восстановление штата, возвращение персонала. Работников нужно уведомить, что-то решить с теми, кто по договоренности был уволен или отправлен в отпуск без сохранения заработной платы до окончания простоя. С этими сложностями столкнулась масса компаний и не везде лишенные зарплаты сотрудники поспешили обратно – кто-то банально затаил обиду, а кто-то уже нашел другую работу.

3. Соблюдение санитарных норм, дезинфекция. Развесить уведомления по углам офиса и поставить санитайзер на входе недостаточно для соблюдения всех норм и правил. И в первую очередь – это нужно работодателю вовсе не из-за риска штрафов. 1-2 случая заражения – весь коллектив на карантин, а компания - снова в простое. И хорошо, если не обойдется без административной или даже уголовной ответственности для ответственного лица.

Ну и новые правила работы тоже не следует сбрасывать со счетов. Дистанция. Средства защиты. Все это нужно не только соблюдать, но и юридически прописать в нормативных актах компании – ведь любое нарушение и виновного в нем будут искать.

Отдельный вопрос - меры господдержки. Юридические фирмы не попали под перечень пострадавших от коронавируса сфер. Ведь потребность в юридических услугах, по мнению государства, на период карантина не отпадала.

Но и другим предприятиям придется немало попотеть, чтобы получить те мизерные дотации. Чего стоит только путаница с ОКВЭД, когда предприятие признают нуждающимся только по основному коду деятельности, тогда как в РФ большинство компаний работают сразу по нескольким направлениям.

В заключение

Можно сокрушаться и переживать по поводу несбывшихся планов и несостоявшихся проектов. Можно скорбеть по не выдержавшим новых реалий компаниям и предпринимателем. Но одно безусловно – пандемия пройдет, а вот заложенные ей новые принципы и реалии бизнеса останутся.

И наша главная задача – взять из этих новых реалий все то новое, важное и эффективное, дополнив его и применив на практике с максимальной выгодой как для себя, так и для клиентов.

Автор: Татьяна Проценко, адвокат, управляющий партнер юридической компании «Проценко и Партнеры»