Личное редактирование
Прием готовить Вас к работе. Обратите внимание на Ваше положение тела (Вы сидите, лежите, стоите?). Подумайте, способны ли Вы в этой позе выполнять что-либо, например , читать, писать? Подумали? А теперь проверьте, удобно ли Вам? Есть ли в теле излишнее напряжение? Что Вам мешает? А как Вы дышите? Свободно? Проверили? Теперь попробуйте отпустить мышечные "зажимы", уберите то, что Вам мешает. Убрали? Хорошо. Сделайте Ваше дыхание более ровным и достаточно глубоким. Итак вы выбрали для себя позу. Убедитесь, что именно она удобна. Для этого попрошу Вас прямо сейчас встать! Наклоните тело вперед, согнитесь в пояснице, поднимите голову вверх и посмотрите на потолок. Максимально напрягите мышцы тела... Сделали? Теперь ответьте на вопросы: "Как Вам дышалось?","Удобно ли Вам было читать в таком положении, двигаться, слушать, говорить?", "Как вы думаете , способны ли Вы учиться в таком положении?". А теперь примите ту позу, которая, как Вам кажется, будет оптимально соответствовать именно Вашему эффективному обучению...и отметьте для себя разницу.
Затем проделайте следующее: найдите себе партнера для выполнения упражнения, его можно выполнять и одному, только помните, что эффективность будет значительно меньше.
Во-первых, разделитесь на партнера "А"(кто будет делать) и партнера "Б" (кто будет помогать делать). Исходное состояние для выполнения упражнения - то, в котором Вы находитесь.
Партнер "А" вспоминает ситуацию, где у него не было выбора, он находился в так называемом "тупике". Рассказывать об этом нельзя. А вспоминать ситуацию он должен так, как если бы вновь, на самом деле, оказался в этой ситуации. Единственное, на что необходимо обратить внимание - какое было дыхание. Партнер "Б" должен быть очень собранным и внимательным, его задача калибровать (отмечать) состояние партнера "А", чтобы потом точно знать, изменилось ли оно в конце упражнения.
Во-вторых, партнер “А” возвращается в исходное состояние. Вспоминает таким же образом ту ситуацию, где у него все получалось, мы называем это ресурсным состоянием, состояние - при котором удивил самого себя: как все легко и красиво получилось.
Партнер “Б” действует внимательно и собранно и, как только он заметил, что партнер “А” вошел в это состояние, он должен положить свою ладонь на плечо партнера “А”, запомнить его ритм и глубину дыхания в этом состоянии.
В-третьих. Партнер “А” возвращается в исходное состояние. Он вспоминает первую ситуацию и меняет дыхание на то, которое было во второй ситуации. Партнер “Б” помогает ему своей рукой восстановить ритм и глубину дыхания, как во втором случае и следит за изменением состояния партнера. Затем поменяйтесь ролями.
После выполнения этого упражнения во время обсуждения те, кто выступал в роли партнера “А” говорят, если обобщить, следующее:
1) появились новые варианты (выборы) поведения в этой ситуации;
2) ситуация изменилась, она стала другой, не такая угнетающая, иногда смешная;
3) иногда люди просто сразу не могут вспомнить ситуацию, т.к. она изменилась и уже не относится к числу "тупиковых”.
А что получилось у Вас? Здесь необходимо обратить внимание на следующее, что мы поменяли только одну функцию Вашей физиологии - глубину и ритм дыхания. Вот, у Вас уже есть один инструмент оставаться в ресурсном состоянии, а следовательно, иметь возможность выбора в так называемых “тупиковых” ситуациях. Как только Вы начинаете понимать, что Вы в “тупике” поменяйте свое дыхание на дыхание ресурсного состояния.
Следующее упражнение, которое Вам предлагается, называется "походка могущества". Упражнение выполняется в парах.
Первая часть упражнения - Вы делитесь на партнера “А” и "Б". “А” прохаживается (не менее 6-7 метров) своей обычной походкой. Задача “Б” замечать какую-либо асимметрию в осанке и движениях “А”, предлагая ему различные способы улучшить его походку (например, изменить посадку головы, положение тела, шеи, плеч, спины; сделать все тело более пластичным и т.п.).
Вторая часть. “Б” калибрует и “А” составляет опись признаков улучшенной походки.
Третья часть. “А” идет “походкой могущества” и на ходу обращается мысленно к проблемной ситуации, которая обретает ритм и все качества ходьбы. “Б” наблюдает и следит, чтобы качество походки оставалось улучшенным. Если качество снижается, “Б” прерывает “А” и помогает ему вновь обрести все характеристики “походки могущества”.
“А” и “Б” меняются местами.
И что получилось? Вы с партнером решали проблемную ситуацию и находили ключ к сохранению ресурсного состояния и получили доступ к большому количеству выборов.
Еще один способ получить доступ к ресурсному состоянию - это игра. Играя, Вы ошибаетесь и обязательно делаете что-то легко и свободно. Это упражнение так и называется “Игра в алфавит”.
Схема игры в алфавит:
Первая часть - сделайте себе таблицу на стандартном листе по образцу.
Вторая часть - поиграйте: называя букву вслух и поднимая соответствующую руку (руки) (обозначенная под буквами Л - левая, П - правая, В - вместе). Здесь возможны варианты:
а) вперед по порядку;
б) в обратном порядке;
в) крест на крест, рука к противоположной ноге. Поиграйте достаточное количество времени, чтобы у Вас выходило достаточно легко и свободно.
Третья часть. Оставаясь в том же физиологическом состоянии, подумайте о проблемной ситуации.
И опять к Вам вопрос. Что случилось с проблемной ситуацией? Если Вы все сделали верно, то ситуация будет меняться.
Сейчас настал момент небольшого объяснения, чтобы следующее упражнение было понятным.
Для определенного рода деятельности человек затрачивает определенное количество энергии. В зависимости от того, что и как он делает, человек “настраивается” на эту деятельность. Задача состоит в том, чтобы научиться находить то оптимальное состояние, которое позволило бы выполнить необходимую работу хорошо и при этом сильно не уставать. Когда Вы приходите домой и “валитесь с ног” от усталости, это означает, что Вы в течение дня израсходовали много лишней энергии. Если совсем просто, то это оптимальное состояние определяется количеством адреналина в крови. Давайте составим условную “адреналиновую” шкалу и обозначим ее следующим образом (см. рисунок).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 18 19 20
1 - означает состояние, когда Вы засыпаете, еще несколько мгновений и Вы заснете.
20 - это состояние, когда требуется активная физическая нагрузка (бег, плавание и т.п.).
Опять найдите себе партнера, определите, кто будет партнер “А”, кто “Б”.
Начните с состояния 1. Партнер “Б" говорит - 1, партнер "А" входит в это состояние. Партнер “Б” говорит - 2, партнер “А" входит в это состояние. Партнер “Б” калибрует и запоминает, как выглядит партнер “А” в этом состоянии. И так Вы двигаетесь до 20. Затем Вы начинаете двигаться в обратном порядке до 1.
Следующая часть упражнения - партнер “Б” называет цифры вразброс, а партнер “А” входит в оптимальное состояние соответствующее этой цифре на адреналиновой шкале. Цель достигнута, если партнер “А” научится определять по шкале и входить в оптимальное состояние расхода энергии, соответствующее тому или иному роду деятельности. Партнер “А” и “Б” меняются ролями. Вам понравилось? Теперь задание на вечер и утро. Вечером - посчитайте до 1 и ... усните. Утром посчитайте до 6-7 и быстро перейдите от сна к бодрствованию.
Обратите свое внимание на следующий момент в первых трех упражнениях “Дыхание”, “Походка могущества” и “Игра в алфавит”: на понятие “точки отсчета”, “точки выбора”, т.е. когда Вы вспоминаете в упражнении проблемную ситуацию, важно определить ее самое начало (что сигнализирует о начале переживания) и с этого момента подключайте резервы (ресурсы).
Теперь, когда Вы освоили эти упражнения “личного редактирования”, Вы можете действительно в любой момент “редактировать” себя.
Итак, давайте пойдем дальше.
Нейро-лингвистическое программирование- это модель, для описания взаимоотношений между людьми. Создатели этой модели - Джон Гриндер и Ричард Бэндлер - изучали людей, добившихся успеха в жизни, пытались понять, как они это делают.
В начале 70-х годов студент университета Санта-Круз Ричард Бэндлер обратился к своему преподавателю Джону Гриндеру по вопросу сотрудничества в реализации идей, которые у него появились к тому времени.
В это же время подобными вопросами занимался Фрэнк Пьюселик. Суть исследования состояла в том, чтобы использовать трансформационную грамматику в коммуникации.
Итогом исследований стала книга “Структура магии”, посвященная структурной организации субъективного опыта и кодировке его в языке. На этом этапе к Дж. Гриндеру и Р.Бэндлеру присоединились Лесли Камерон-Бэндлер и Джудит Делозье. Появились книги “Черепахи и так до самого низа”, “Из лягушек в принцы”, “Точность”, “Рефрейминг”, “Гипнотические паттерны М.Эриксона”, “Наведение транса”. Образцами для создания модели эффективной коммуникации послужили три великих психотерапевта: Фредерик Перлз (основатель гештальт-терапии), Милтон Эриксон (создатель нового стратегического подхода к терапии и недирективного гипноза), Вирджиния Сатир (семейная терапия). Совершенно разные личности, они при эффективной коммуникации использовали удивительно похожие паттерны (стереотипы, шаблоны поведения).
Начиная с 1973-74 гг. в НЛП применяются идеи Грегори Бэйтсона (антрополога, философа, кибернетика, специалиста по созданию теории систем), а также Бертрана Рассела (идеи парадоксов и философии математики).
В 1976 г. после длительных раздумий родилось название нейро-лингвистическое программирование. “Нейро” - от нашей нервной системы, посредством которой мы воспринимаем информацию от внешнего и внутреннего мира через зрение, слух, ощущения, запах и вкус. Организуя таким образом полученную информацию в свой субъективный опыт. “Лингвистика” - через язык мы кодируем опыт и передаем его другим людям. “Программирование” - способ организации своего опыта в определенной последовательности для достижения результатов.
НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, каким образом мы корректируем, редактируем, фильтруем и кодируем информацию, получаемую из внешнего и внутреннего мира, с помощью наших органов чувств. НЛП исследует, как мы описываем этот процесс в языке и действуем (намеренно или ненамеренно) при достижении результата.
Начиная курс обучения, полезно вернуться к началу пути. Пример начала научения можно найти в рассказе М. Эриксона “Научитесь вставать”: "Мы многому учимся на сознательном уровне, а потом забываем то, чему научились, и используем автоматический навык. Понимаете, у меня было огромное преимущество перед другими. Я болел полиомиелитом и был полностью парализован. Воспаление было таким, что ощущения были тоже парализованы. Я мог двигать глазами и слышать. Мне было очень одиноко лежать в кровати, будучи не в состоянии двигаться и только смотреть по сторонам. Я лежал в изоляции на ферме, где, кроме меня, были семь моих сестер, брат, двое родителей и сиделка. Что я мог сделать, чтобы хоть как-то развлечь себя? Я начал наблюдать за людьми и всем, что меня окружало. И скоро узнал, что мои сестры могут говорить “нет”, имея ввиду “да”. И они могли сказать “да”, подразумевая в то же самое время “нет”. Они могли предложить одна другой яблоко и взять его обратно. Я начал изучать невербальный язык и язык движений тела.
Одна из моих сестер была младенцем и только начала ползать. А мне так хотелось научиться вставать и ходить. Можете себе представить, как жадно я смотрел, как моя сестра подрастает и учится уже не ползать, а вставать. Но Вы не знаете, как Вы сами когда-то научились вставать. Вы даже не знаете, как Вы ходили. Вы можете представить себе, что если ни пешеходы, ни машины не помешают Вам, то Вы пройдете по прямой линии шесть кварталов. Но Вы не знаете о том, что Вы не могли уверенным шагом пройти по прямой! Вы не отдаете себе отчета в том, как Вы ходите. Вы не помните, как Вы научились вставать на ноги. Вы научились делать это, подтягиваясь на руках. Вся нагрузка ложилась на Ваши руки. И случайно Вы обнаружили, что можете переложить все на свои ноги. Ох, как это было сложно, когда Ваши коленки начинали подгибаться сами, а когда Вы научились держать их прямо, то начинали сдавать бедра. Тогда Вы садились, скрестив ноги. И Вы не могли вставать, потому что и коленки, и бедра подвели бы Вас. Вы сидели, скрестив ноги - и вскоре научились хвататься руками за что-либо - Вы подтягивались вверх - и тогда нужно было научиться держать обе ноги прямо, чтобы они не подгибались в коленях, и как только Вы научились делать это, нужно было научиться следить за своими бедрами, чтобы они тоже не подгибались. Затем Вы обнаружили, что надо научиться фиксировать свое внимание на том, чтобы и колени, и бедра были прямыми, а ноги разведены! И тогда, наконец, Вы смогли стоять, широко расставив ноги и держась руками.
Затем пришел черед выучить следующий урок, состоящий из трех этапов. Вы распределяете все на обе ноги и одну руку, опустив другую, которая Вас уже не поддерживает. Это по-настоящему трудная работа, дающая Вам возможность научиться стоять прямо, не подгибая коленок и бедер, расставив ноги и твердо опираясь на руку. Затем Вы обнаруживаете, как изменяется равновесие тела, поворачивая голову, поворачивая корпус. Вам нужно научиться сохранить равновесие при всех движениях Вашего тела, когда Вы двигаете рукой, поворачиваете голову, тело и корпус, а затеи Вам нужно выучить все заново, но уже с другой рукой. Затем наступает самое трудное - научиться, отпустив обе руки и двигая ими в разных направлениях, стоять только на ногах, широко расставив их в стороны. И продолжать удерживать в прямом положении бедра, колени, распределив внимание своего ума так, чтобы удерживать в его поле колени, бедра, левую руку, правую руку, Вашу голову, Ваше тело. И наконец, выработав достаточный навык, Вы пытались сохранить равновесие, стоя на одной ноге. Это была адская работа!
Как Вам удается сохранить свое тело в таком положении, что Ваши бедра прямые, Ваши колени прямые, и Вы чувствуете движения рук, головы, корпуса? А затем Вы ставите одну ногу вперед и переносите центр тяжести тела! Ваши колени согнулись и Вы сели. Вы снова встали и сели еще раз. Наконец Вы научились выставлять одну ногу вперед, сделали шаг, и он, похоже, получился. Вы повторили его - и снова получилось. Затем третий шаг - той же ногой - и Вы упали! Потребовалось много времени, чтобы научиться чередовать ноги: правой - левой, правой - левой, правой - левой. Теперь Вы получили возможность размахивать руками, поворачивать голову, смотреть направо и налево и идти, не обращая ни малейшего внимания на то, как Вы держите колени и бедра прямыми.”
Такой же процесс неосознанного, подсознательного умения ходить” происходит и в процессе общения.
Около 45 лет назад Грегори Бейтсон осознал и выразил определенную истину, касающуюся человеческого общения. Когда два человека оказываются лицом к лицу и один предлагает сообщение другому, то второй не может не участвовать в коммуникации... Конечно, при выполнении естественных требований: предлагаемые сообщения проходят по сенсорным каналам другого лица. Имеется обширное тожество вариантов, как именно, каким сообщением отзовется второе лицо: словами, жестами, звуком, движениями. Но, что бы это из себя не представляло, первое лицо воспримет это как ответную реакцию на его исходное сообщение. Когда говорят, что кто-то и с кем-то не может общаться, то на самом деле это означает просто неспособность вызвать у другого желаемый отклик. В ряде случаев мы не можем объяснить, почему так происходит.
Познать процессы поведения человека во время коммуникации и призвано НЛП. Нейро-лингвистическое программирование выросло из вопроса “как”? Как именно мы знаем то, что мы знаем?
Грегори Бейтсон, а его затем дополнили Дж. Гриндер и Р.Бэндлер, сформулировал законы коммуникации:
1. Не коммуницировать невозможно.
2. Коммуникация пунктурирована.
Упражнение. Выполняется в парах в течение одной минуты.
1. Определите тему для разговора.
2. Поговорите на эту тему 1 минуту.
3. Определите, за кем было первое слово, за кем - последнее.
4. Сравните свои исследования с приведенной выше схемой.
Как Вы заметили, коммуникация началась одним партнером, а закончилась другим.
3. В коммуникации участвуют только двое (третий лишний).
4. Депривация* приводит к аутизму*.
5. Коммуникация равна манипуляции.
6. Сообщение, посланное по любому сенсорному каналу, верно.
Так что же такое НЛП (нейро-лингвистическое программирование?) Вот как его формулируют сами создатели:
НЛП - это многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. НЛП описывает на одном уровне динамическое взаимодействие нервной системы, физиологии, языка и поведенческого программирования, т.е. тех основных компонентов, которые создают субъективный опыт. Будучи представленным как процесс, НЛП являет собой стратегию ускоренного обучения, причем поведенческая технология является его побочным продуктом. Последняя включает в себя набор рамок, приемов и навыков развития системного познания, гибкости поведения и компетентности. НЛП представляет собой особое отношение личности к масштабам человеческих возможностей, процессам общения и изменений межличностных отношений, в основе которого лежит система убеждений и предположений.