Найти тему

Жизнь декабристов — особая страница истории России

Жизнь декабристов записана на особой странице истории России — это повесть о рыцарской доблести, о сердцах, жаждавших справедливости, об офицерской чести и о пролитой за свободу крови.

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. К.И. Кольман. 1830-е гг.
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. К.И. Кольман. 1830-е гг.

В войне 1812 года в основном-то сражались русские мужики — их было куда больше, чем генералов и офицеров. Уж какими бы храбрецами ни были все эти герои, одним им ни за что бы не победить. И конечно, народ думал, что после победы царь освободит крепостных и даст им землю. Но ничего такого не произошло. Лучшие из русских офицеров, те, кто делил со своими солдатами все трудности походов, ходил рядом с ними в атаку, спал на холодной земле, не могли спокойно смотреть на эту несправедливость. Один из них, Александр Бестужев, повторял слова ратников:

«Мы проливали кровь, а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили Родину от тирана, а нас опять тиранят господа».

И тогда офицеры создали несколько тайных обществ. Они сговорились и вывели свои полки на Сенатскую площадь, к памятнике Петру Великому. Было это 14 декабря 1825 года. Только что умер царь Александр I, и войска должны были присягать Николаю Павловичу, его брату.

Памятная стела на месте казни декабристов. Фото с сайта v-murza.livejournal.com
Памятная стела на месте казни декабристов. Фото с сайта v-murza.livejournal.com

Но наши полки отказались присягать новому императору. И тогда он приказал стрелять по солдатам, выстроенным на площади. Многие были убиты и ранены.

Предводителей арестовали. Николай Павлович сам вёл следствие. А через полгода пятеро декабристов были казнены на кронверке Петропавловской крепости.

Многие сосланы в Сибирь, на пожизненную каторгу в рудники. Туда за мужьями добровольно отправились жёны декабристов. Какая неженская доблесть! Какая твёрдость любящего сердца! А ведь их лишали при этом всех прав и состояния, разлучали с детьми. Дорога была долгая, трудная, ехали на лошадях несколько месяцев. И всё-таки женщины добрались до Сибири, жили в домиках у стен острога, где содержали их мужей. И много хорошего делали для местных жителей: учили детей, лечили, помогали, чем могли, бедным.

М.Н. Волконская на фоне тына Читинского острога. Н.А. Бестужев. 1828 г.
М.Н. Волконская на фоне тына Читинского острога. Н.А. Бестужев. 1828 г.

В Иркутске, в Чите, в Петровском Заводе — везде, где они жили, память о них хранят до наших дней многие люди. Ведь самое прочное — это живая память, не из учебников, а от матери к дочери, от деда к внуку.

Нонна Яковлева

Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц