Первые саундсистемы появились в 1950-х, когда регги и дансхолл ещё не родились в головах пионеров этой музыки. Говорящие за себя имена Duke Reid и Sir Coxsone стали легендарными. Они были среди первых, кто выносил на улицы столицы Ямайки Кингстона колонки и играл записи американского ритм-н-блюза. Они заслужили свой статус в сообществе, выигрывая саундклеши - музыкальные баттлы между двумя саундсистемами, установленными рядом.
Со слов звезды регги звезды Luciano, “в ямайцах силён соревновательный дух. Им нравится доказывать себе, что они способны превзойти другого. Благодаря высокому уровню конкуренции в нас так много креативности, и так много хороших исполнителей.”
И завертелось…
В 60-х и 70-х диджеи и селекторы стали так же важны как и музыка, которую они играли. Они находили изюминки вроде King Tubby, Joe Gibbs и Lee Scratch Perry в горах свежей местной музыки. А пионер даба Табби начал записывать “specials” - эксклюзивные треки для его собственной или других саундсистем.
Новый виток истории начался с приходом дансхолла и таких диджеев, как Yellowman, Tenor Saw и Burro Banton. На саундклешах появились живые вокалисты и МС, которые старались победить соперника текстом и новой музыкой. Читка в поддержку своей саундсистемы поверх готового трека стала предтечей даблейтов (также известный сокращенно как Дабка — это название не изданного официально музыкального трека). Ветеран британской регги и саундсистемной культуры David Rodigan говорит, что первые даблейты пошли от ямайских систем Bass Odyssey и Kilimajaro.
Саундсистема это всегда командная работа
В ямайской саундсистемной культуре никуда без состязаний, даже в размере колонок. Системы выросли более трех метров и башнями возвышаются над слушателями. Большие амбиции требуют больших сил. Команда саундсистемы сама должна организовывать себе букинг, собирать и обслуживать колонки и оборудование, поддерживать работу своих МС и селекторов.
Саундсистемная культура быстро распространилась от UK…
В 50-х - 60-х ямайские эмигранты в Великобритании собирались на так называемые блюз-вечеринки. Для оплаты работы саундсистемы вход делали платным. Система Lloyd Coxsone’а Sir Coxsone Outernational - одна из первых известных в Британии, за ней последовали Jah Shaka, Channel One, Iration Steppas и Saxon Studio International.
Крупнейшие звёзды ямайской музыки приезжали чтобы выступить с этими саундсистемами, и их сотрудничество значительно повлияло на стиль Yellowman и других исполнителей на самой Ямайке. В Британии саундсистемная культура захватила Notting Hill Carnival и повлияла на всё: от фри рейвов до фестивалей, включая Red Bull Culture Clash.
… до US
Селектор Tony Screw организовал одну из первых нью-йоркских саундсистем Downbeat International в 1970-х. Ещё один важный деятель - DJ Kool Herc, реальное имя Clive Campbell, родившись в Кингстоне, застал первые дансхолл-вечеринки, которые устраивали местные системы. Он слышал ямайских МС, читающих со скоростью пулемёта. Переехав в Бронкс - основал свою саундсистему, писал брейк и заложил основы для развития хип-хопа. Его система Herculords была авторитетом для Grandmaster Flash And The Furious Five и Zulu Nation Afrika Bambaataa.
Оригинал статьи https://www.redbull.com/car-en/a-brief-history-of-jamaican-soundsystem-culture