"Брежнев - реформатор? Брежнев - это "застой", "стагнация" и "упадок". Вот Ленин, таки - да, реформатор, и Горбачёв, ну, на худой конец - Хрущёв Никита Сергеевич. Да даже при Сталине было реформ больше, чем при Брежневе". Звучит это гипотетическое возражение убедительно, но давайте, всё же, разберёмся.
Прежде чем перейти к оценке проектной активности Л.И. Брежнева, попробуем, опираясь на общие соображения, определить возможность отнесения других лидеров СССР к высокому званию "главный реформатор".
Итак, Ленин Владимир Ильич. Основатель Советского Союза и реформатор, несомненно, блестящий. Он был бы, конечно, вне конкуренции, но есть, как говорится, одно "но". Главные реформы были инициированы и проводились Лениным в Советской России. Союз Советских Социалистических Республик был образован 30.12.1922, а 21.01.1924 В.И. Ленина не стало. Получается, что на реформы собственно в СССР Ленину был отпущен всего год. Даже, если быть точным, всего полгода. Так как официальным лидером государства в лице Председателя Совета Народных Комиссаров СССР он становится только 06.07.1923. Времени на существенные преобразования недостаточно, даже для Ленина, да, к тому же, Владимир Ильич был уже глубоко болен.
После смерти Ленина, в 1924 году Председателем Совнаркома СССР становится Алексей Иванович Рыков. Но нас интересует, разумеется, не он, а Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953). На И.В. Сталина, как на реформатора, иначе как с подозрением смотреть невозможно. Скорее, он был мастером "контрреформ". Успешно прикрыл НЭП (Новая экономическая политика, инициированная Лениным), превратил окончательно в хорошо отлаженный идеологический инструмент культуру, "закрутил гайки" в сфере социальных отношений, создал шикарный бюрократический аппарат, укрепил силовые структуры, с некоторым трудом, - армию. Инициативу же в, казалось бы, резонансных программах по развитию сельского хозяйства и промышленности приписывать только Сталину было бы, конечно же, неправильно.
Власть в свои руки Сталин взял только к 1929 году, когда и коллективизация, и индустриализация уже вовсю реализовывались на практике. Так что, инициатива в этих реформах принадлежит "группе товарищей", среди которых был, разумеется, и Иосиф Виссарионович. Получается, что на роль "главного реформатора" И.В. Сталин не подходит. Не случайно, опытные и пожившие люди, вглядываясь в 1990-х годах в воодушевленные лица и во всё более оттопыривающиеся карманы многочисленных младореформаторов, говорили им - "Сталина на вас нету!". И верно, он, как никто другой, умел прекратить любой порыв, как душевный, так и к обогащению.
Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971) - Первый секретарь ЦК КПСС и очень яркий и запоминающийся политик. Можно как угодно оценивать его деятельность как главы государства, но и через десятки лет о нём будут помнить, как о политике, который развенчал "культ личности Сталина", запустил первого космонавта в космос, стучал ботинком по столу на заседании Генеральной Ассамблеи ООН и т.д.
А что же с реформами у Никиты Сергеевича? А с реформами у него было всё в порядке...с одной стороны, с другой - всё крайне запутано. Ну, посудите сами: в 1954 году стартует программа освоения целинных земель, при этом, практически прекращается развитие старых земледельческих районов, а через несколько лет большая часть целины, ввиду эрозии почв, становиться источником экологических проблем, особенно пострадал от этого Казахстан; с одной стороны колхозникам выдают паспорта, с другой - лишают личных подворий, резко ухудшая их уровень жизни; с одной стороны - массовое жилищное строительство (за годы правления Хрущёва квартиры бесплатно получили 54 миллиона человек), с другой - снижение производственных тарифов, рост цен, резкое ухудшение жизни народа и, как следствие, - массовые выступления рабочих в Новочеркасске и других городах. И так происходило во всех сферах - экономике, образовании, внешней политике и даже внутри самой коммунистической партии, что и привело, в конечном итоге, к отрешению Н.С. Хрущёва от должности. Поэтому, очень трудно отнести его к "главным реформаторам", Никита Сергеевич, проведя очень много преобразований, сам же, по большей части, их и дезавуировал.
О Юрии Владимировиче Андропове (1914-1984) и Константине Устиновиче Черненко (1911-1985), пришедших на смену Л.И. Брежневу, говорить особо не приходится. Руководили они страной ничтожно малое время, чтобы хоть как-то себя проявить в чём бы то ни было. В 1985 году к власти приходит Михаил Сергеевич Горбачёв (1931). Приходит он именно как реформатор. В стране начинается движение во всех сферах жизни, которого не помнили аж с начала 1920-х годов.
Так почему же мы не торопимся главного инициатора "перестройки", "гласности", "плюрализма" и "демократизации" объявить и "главным реформатором"? Скажем честно, причина формальная. Если идти от определения, то реформа (от франц. réforme, от лат. reformo — преобразовываю) - это "...преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры...". В этом всё дело. А как мы помним, единственным учитываемым итогом реформ 1986-1991 годов стал развал крупнейшей страны мира - Союза Советских Социалистических Республик и, как следствие, разрушение существующей тогда социальной структуры. Если бы у М.С. Горбачёва получилось сохранить государство, пусть даже и с ещё большим ухудшением и без того безрадостной, в экономическом смысле, жизни, и тогда, всё что было им сделано в части преобразования страны можно признавать бы "реформами", а его - настоящим реформатором.
Теперь осталось выяснить, а что же такого интересного для государства и народа сделал Л.И. Брежнев?
Реформ было немного, но они носили более системный характер, чем у его предшественника и не привели к исчезновению страны, как у его последователя. В 1965 году стартует, так называемая, "реформа Косыгина", по имени тогдашнего Председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина. Смысл реформы заключался в том, чтобы снизить нагрузку курирования промышленностью (упразднялись Совнархозы), добавить предприятиям автономии и разрешить оставлять часть доходов у себя, для стимулирования работников. Косвенным следствием этой реформы стало появление первых в СССР международных проектов в промышленности и экономике. В сельском хозяйстве - поднимались закупочные цены на продукцию, были разработаны меры материального стимулирования работников в случае получения хорошего урожая или достижения иных высоких показателей. Продолжилось массовое строительство бесплатного жилья для населения. Именно при Брежневе была создана модель массовой добычи нефти, которая продолжает работать и сегодня, обеспечивая бюджет уже России. Были проведены умеренные реформы в образовании, в частности, установлено 10-летнее образование. Активно шло строительство объектов культуры, как на селе, так и в городах. Преобразованию подверглась и внешняя политика, впервые с военного времени, снизилось противостояние СССР и США, стали предприниматься меры по разоружению. Иными словами, как реформатор, Брежнев был скорее "эволюционист", нежели "революционер". Следует, всё же, признать, что реформы были, что они осуществлялись, пусть неактивно, но поступательно, на протяжении всех 18 лет его правления. У его коллег - руководителей страной, как мы выяснили, и таких результатов не было. Поэтому, Брежнев - главный реформатор Советского Союза.
Конечно, и ему, как руководителю, есть что предъявить, в форме негатива. Припоминают Брежневу и страну, посаженную на "нефтяную иглу", и раздувание номенклатуры, и преследование интеллигенции, и "антиалкогольную компанию", и введение войск в Чехословакию в 1968, а в 1979 году - в Афганистан. Всё это так, идеальных правителей, как показывает история, не бывает. Но факт остаётся фактом, над Брежневым в народе смеялись, составляли анекдоты о его старческом слабоумии и страсти к самонаграждению, но, при этом, уважали и любили его, с ностальгией вспоминая "золотое время застоя". Не случайно, по опросам Левада-Центра, проведённым в 2013 году Леонид Ильич Брежнев был признан гражданами страны "лучшим правителем XX века", опередив и Ленина, и Николая II, и Сталина.