Найти в Дзене
Наталья Коваленко

ЕГЭ по литературе: теория. Литературные направления. Занятие 3. Романтизм

Иллюстрация С. Дергачёва на обложке книги, фотография из личного архива автора канала
Иллюстрация С. Дергачёва на обложке книги, фотография из личного архива автора канала

Романтизм - (от франц. «roman» - произведение на романских языках) литературное направление, сложившееся в Европе в первой трети 19 века, в России получило развитие в 1820-1830-х годах.

Философские основы:

- романтическое двоемирие, противопоставление мира реального и идеального, антитеза «здесь» и «там»,

- «здесь и сейчас» мир несправедлив, люди предают, женщины неумны и коварны, общество подавляет и искажает природу человека,

- «там» - недостижимый, надмирный светлый идеал,

- добро, красота и истина всё ещё существуют в душах людей, но их проявление невозможно в развращенном обществе (следовательно, развивается линия психологизма, традиции исследования души в литературных произведениях). Поэтому душа человека зачастую – это и есть вместилище идеального мира, «там», которого не существует в реальности.

Центральный персонаж – романтический герой:

– разочарованный герой, устремлённый вдаль и ввысь,

- романтический герой ничего хорошего не ждет от реальной жизни, вырван из милого прошлого, мечтает совершить бегство от удручающей его реальности и от приземленного окружения,

- бесконечно одинок, не может найти окружение «по себе» (Лермонтов М.Ю. «И скучно и грустно»),

- он чужд страстям и подковёрным играм, его раздражает мышиная возня обычных людей, составляющих общество, их бесцельная жизнь (Лермонтов М.Ю. «Как часто пёстрою толпою окружен», «Дума»),

- главная страсть – одержимость свободой и одиночеством, зачастую одиночество не вынужденное – это выбор (Пушкин А.С. «К морю», «Погасло дневное светило», Лермонтов М.Ю. «Тучи»),

- изображение героя в исключительных обстоятельствах (что позволяет «хорошо рассмотреть» его душевные качества).

Характерные особенности:

- интерес к изображению стихий, бушующей природы (бунт и свобода), экзотического пейзажа (уход от реальности) (Жуковский В.А. «Море»),

- интерес к потустороннему миру, таинственным сюжетам, мистике (Жуковский В.А. «Светлана», Пушкин А.С. «Русалка», Лермонтов М.Ю. «Демон»),

- интерес к естественной жизни «диких», далёких от цивилизации людей (Пушкин А.С. «Цыганы», «Кавказский пленник», Лермонтов М.Ю. «Мцыри», произведения об индейцах Фенимора Купера),

- интерес к национальному, к народной жизни как возвращение к истокам, к сути человека без наносной культурной оболочки, созданной цивилизацией,

- тема изгнанничества, демоническая тема, ангельская тема,

- тема пророка, предсказателя (Пушкин А.С. «Пророк», Лермонтов М.Ю. «Пророк», «Сон»),

- пафос романтического бунта против всей действительности и законов общества.

«Эстетика романтизма – гимн свободе творчества. Разрушается иерархичность художественной системы, жанрово-стилевая нормативность. Романтический поэт пренебрегает родовидовыми различиями, отдает предпочтение лиро-эпическим жанрам – балладе, поэме, роману с фрагментарной композицией» (Федосеева Т.В. «Введение в литературоведение»).

В предыдущих публикациях мы обсудили другие литературные направления (классицизм, сентиментализм).