Говорят, что старые кладбища расскажут нам об истории больше, чем любая энциклопедия. С этим я абсолютно согласна. В Ростове более двухсот лет живет еврейская община. Кладбище, которое находится на Текучева, считается старым еврейским кладбищем. Но на самом деле, как оказалось, это уже третье еврейское кладбище в Ростове. На двух других еврейских кладбищах уже давно стоят дома и проложены коммуникации. Как и и на православных кладбищах. С моей приятельницей Ириной мы прогулялись летом по старому еврейскому кладбищу, куда специально приезжают иудеи со всего мира поклониться пятому Любавическому Ребе Шолом-Дов-Беру Шнеерсону.
Вот что пишет википедия: "Это третье по счету кладбище в Ростове-на-Дону, предназначенное для захоронений по еврейским обычаям; первые два некрополя до нашего времени не сохранились. Самое первое еврейское кладбище возникло в Ростове-на-Дону в конце первой четверти 19 века, оно находилось на левом берегу реки Темерник близ кожевенного завода. Другое, очень небольшое кладбище, располагалось на возвышенном месте рядом с построенной в середине 1930-ых годов школой № 23 (ныне № 80) на углу улицы Пушкинской и переулка Журавлёва.
Еврейско-татарское кладбище было основано в 1922 году, изначально оно было разделено на два участка, на одном хоронили татар, на другом — евреев. Однако с 1960-х годов территориальные границы стерлись и захоронения стали осуществляться без разделения по национальности и вероисповеданию. Когда было открыто новое Северное кладбище, Еврейско-татарское обрело статус закрытого, но в сентябре 1997 года некрополь вновь начал действовать, сегодня здесь разрешены подзахоронения в родственные могилы".
Впрочем, не совсем так: еврейское и татарское кладбища все-таки разделены, в этом мы убедились сами.
Могила Елены Борко недалеко от входа. Елена (Этель) Борко в революционную борьбу вступила рано, ещё обучаясь в Бердичевском коммерческом училище. В 1914 за участие в маевке Этель была исключена из училища, и немалых трудов стоило родителям, чтобы её приняли обратно. Однако вскоре после окончания учёбы семье юной большевички пришлось покинуть родной город, ибо над ней нависла угроза ареста. Новым местожительством стал Ростов-на-Дону. Здесь она устанавливает связи с ростовской большевистской подпольной организацией и выполняет её задания. Была убита 19 августа 1919 года в тюремной камере. В окно, открытое внутрь двора, выстрелил часовой с вышки - то ли отгоняя от окна настойчиво выглядывающую узницу, то ли имея на то специальный приказ. Хоронили Этель только близкие. Подпольщики боялись, что убийство их боевой подруги было осуществлено для того, чтобы выявить её ближайших друзей, и на похороны не пришли.
Интересно, что 25 лет смотрителем Еврейского кладбища был Абрам Иосифович Закс (1886—1975), являвшийся его живым «путеводителем».
А вот один из комментариев к моим предыдущим публикациям ростовского строителя Андрея Туманяна: "Году в 1982-83 -ом на Лермонтова наша бригада делала внутрянку в новом детском саду.Тогда там была уже большая голая площадка,как раз за авторемонтных заводом,что на углу Соколова. То есть сверху всё сровняли,а снизу то всё осталось.И стали рядом с детским садом копать землю для фундамента под пристройку бассейна.
Вот тогда то я и увидел, как экскаватор копал и грузил в машины человеческие останки. Хорошо запомнил один момент, когда был выкопан женский череп с длинной белой косой. Я тогда молодой был, впечатление на меня всё это произвело гнетущее. А потом там ещё и жилые дома построили. А бассейн вскоре треснул, стены разошлись, не знаю, что с ним потом было..."
По словам смотрителей кладбища, иногда приезжают родственники из других стран и долго ищут могилы. А когда находят, приводят в порядок, устанавливают памятники.
Елена Семибратова
Фото автора
Благодарю за подписку и палец к небу!