Найти тему
Свет в руках

Уязвимость

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Ирада, и я буду делиться с вами тем, что волнует меня и моих коллег. Назовем нашу новую рубрику колонкой редактора. Очень надеемся, что она станет регулярной. Если темы, на которые я пишу, покажутся вам интересными, не стесняйтесь, присоединяйтесь к обсуждению. Можно задавать вопросы и даже спорить 😊Будем знакомы!

Сегодня я хочу поговорить с вами об уязвимости.

Поводом для размышлений на эту тему послужило публичное признание Меган Маркл, жены принца Гарри о том, что она потеряла нерожденного ребенка. Герцогиня Сассекская открыто рассказала о своей потере в эссе на страницах New York Times. Эта новость вызвала большой общественный резонанс, во многом еще и потому, что для британской королевской семьи, в которой каждый шаг и каждое публичное высказывание контролируется строгими правилами, такая откровенность – немыслимая дерзость. Однако, на мой взгляд, своим смелым поступком Меган бросила вызов не только консервативным устоям британской монархии, но и всему обществу в целом. «Мы с мужем поняли, - пишет Меган, - что из 100 женщин 10 или 20 сталкиваются с выкидышем. И все же, несмотря на ошеломляющую общность этой боли, разговор об этом остается табуированным, пронизанным (необоснованным) стыдом и требующим скорбеть в одиночестве».

Справедливости ради, надо отметить, что Меган – не первая публичная личность, сделавшая подобное признание. За последние годы «обет молчания» в отношении перинатальных потерь нарушали многие известные люди. И среди них был даже один мужчина. Так, в 2015 году Марк Цукерберг, основатель социальной сети Facebook опубликовал пост, в котором объявил о том, что они с супругой ждут ребенка и рассказал о трех выкидышах, которые предшествовали этой беременности. Тремя годами позже супруга экс-президента США Мишель Обама в интервью каналу АВС рассказала о выкидыше, который она пережила 20 лет назад и своем последующем непростом пути к материнству.

И знаете, что объединяет эти и многие другие подобные признания? В каждом из них говорится о чувстве стыда, сопутствующем переживанию потери. Выходит, что все те, кто решился говорить о потере публично, были вынуждены преодолеть стыд?

Но какова же природа этого стыда? Чего мы стыдимся и почему? Похоже, что без ответов на эти вопросы будет трудно продвинуться вперед в понимании проблемы. К счастью, есть люди, которые уже проделали большую работу в осмыслении феномена стыда, чем существенно облегчили нам задачу.

Среди них – Брене Браун, исследователь, популярный психолог, спикер TED. Если вы еще не видели ее выступлений, обязательно посмотрите: это смело, неожиданно и чрезвычайно остроумно. Вот что говорит Брене о стыде: «Стыд – это эпидемия в нашей культуре и чтобы вылечиться от него и найти обратный путь навстречу друг другу, нам надо понять, как он на нас влияет и что заставляет нас делать. Для постоянного и беспрепятственного роста стыду требуется три компонента: тайна, молчание и осуждение». И добавляет: «Если мы говорим о стыде, он начинает чахнуть».

Браун считает, что в основе стыда лежит страх показать свою уязвимость, эмоциональную открытость, оказаться несовершенным и, как следствие, отвергнутым. Немалую роль в этом играют постоянное оценивание и сравнение себя, своей жизни, семьи, брака с недостижимым идеалом, с теми образами совершенства, которые транслируют нам средства массовой информации.

Как же перехитрить свой стыд? Единственный выход, считает Брене – принять свою уязвимость.

Но основная проблема здесь заключается в том, что люди путают уязвимость со слабостью, тогда как она – проявление силы. Честно говорить о своей боли, просить помощи, позволить себе не соответствовать, первым признаться в любви и даже разрешить себе радоваться безоглядно, без вечного страха неминуемой расплаты за счастье - все это требует немалого мужества. 

Уметь действовать, когда нет никаких гарантий, не зная, ждет тебя поражение или победа, жить с ощущением незащищенности – вот что значит, по мнению Браун, принять свою уязвимость. «По-настоящему жив только тот, кто уязвим», - утверждает она.

Поняла, что, к сожалению, у меня плохо с уязвимостью, но зато очень хорошо со стыдом. А как у вас?