Посвящается моему первому учителю рисования Гнусину Михаилу Павловичу
Сегодня в каждом крупном российском городе есть детская студия изобразительного искусства. И сегодня мало кто помнит, что первая изостудия была создана в Новосибирске, и именно с нашего города началось развитие этого сектора детского дополнительного образования.
В 1967 году преподавательская инновация учителя рисования из Новосибирска получает золотую медаль ВДНХ СССР и по рекомендации Министерства образования СССР было рекомендовано внедрить этот опыт в других городах Советского Союза. Так появились детские изобразительные студии по всей стране и первым был Новосибирск.
В каждом ребенке есть талант!
В 1953 году руководство новосибирского завода НЗХК принимает решение об организации Детского Дома творчества на базе Дворца культуры имени Максима Горького. Было решено присвоить Детскому дому творчества имя Героя Советского Союза Дмитрия Николаевича Пичугина. 14 лет ДДТ им. Д.Н. Пичугина был детским сектором при ДК им. Горького. Все кружки находились в этом ДК. Только в 1967 году Детский Дом творчества получает здание, в котором он находится до сих пор.
В 1955 году в Новосибирск по распределению, после завершения Нижнетагильского педагогического училища по распределению приезжает Гнусин Михаил Павлович. Сам родом из Кемеровской области, из деревни Ижморка. Интересный факт - прежде чем поступить в педагогическое училище он долго выбирал: стать музыкантом или художником? Изобразительное искусство победило в этом споре. Когда он пришел в городской комитет образования Новосибирска, там долго рассматривали его документы и думали куда же его отправить. Преподавательского опыта не было, молодой парень еще... И отправили его в недавно организованный Детский Дом творчества на Учительской. Когда они приехали туда, зашел в кабинет к директору Евгении Ивановне Зыряновой. Она посмотрела документы, и сказала что он пока будет руководить кружком рисования. Через несколько дней объявили набор ребятишек.
Через неделю Михаил Павлович пришел к директору Детского Дома творчества и сказал что не согласен с условиями набора ребятишек. Сначала директор не поняла о чем он говорит. Ведь кружок уже почти набран и скоро первые занятия. А Дмитрий Николаевич говорит следующее, то что набрали ребят которым 7-12 лет это конечно хорошо. Но надо принимать в кружок детей... от 3 лет. Такого в Новосибирске, да и в Советском Союзе не было. Дополнительное образование было, для детей которые ходили уже в школу, а здесь получается что это дошкольное образование. Евгения Николаевна попросила руководство завода разрешить эту новую инициативу. В заводоуправлении очень этому удивились и вызвали как тогда, говорили на "ковер".
Михаил Павлович на том совещании не растерялся и сказал: - Вот смотрите, ребенок научился говорить, ходить. Что он делает потом? Делает с большим удовольствием. Он рисует! Пусть каляки-маляки, пусть кривые смешные машины, но он рисует! Это как раз то время, когда необходимо "ставить" руку ребенка с кистью или карандашом, научить его правильно видеть то что он хочет нарисовать. Надо отдать большее должное, но в тогдашнем руководстве услышали молодого парня и решили рискнуть. И у него получилось! Кроме основных потоков, где рисованию учились ребята школьного возраста, был отдельный курс "грудничков". Именно дети из последней группы научились через несколько лет так рисовать, что стали проводить выставки работ. Сначала в школах, потом в ДК им. Горького. За опытом стали приезжать учителя рисования с других районов Новосибирска и области.
Золотая медаль ВДНХ и волна открытий изостудий по всему Советскому Союзу
В начале 60-х годов в Доме Ленина прошла большая выставка. В те годы Дом Ленина был немного другим. На первом этаже был Театр Юного Зрителя, на втором Дом пионеров, а на третьем этаже был радиокомитет. Выставка работ находилась в фойе первого этажа. Там еще в то время репетировал оркестр Гуляева. Выставку сделали постоянной. И благодаря расположению, об изостудии узнал весь Новосибирск. Затем еще одну выставку провели в фойе кинотеатра "Победа".
В 1967 году в городской комитет образования Новосибирска вызвали Михаила Павловича Гнусина : - Собирайся в Москву, поедешь, на ВДНХ. Расскажешь там о своей изостудии.
Концепция новосибирской изостудии, подход к образовательному процессу произвел невероятное впечатление на участников ВДНХ и был оценен по достоинству. Новосибирская студия "Юный художник" получила Золотую медаль ВДНХ СССР. Министерство просвещения СССР изучило педагогический подход Михаила Павловича и рекомендовало это опыт к внедрению по всей стране. Первые изостудии появились в Москве и Прибалтике, а к началу 70-х такие изостудии были уже почти в каждом городе Советского Союза. В Новосибирск за опытом стали ехать педагоги со всей страны.
Изостудия в хрущёвке или мой первый учитель рисования
Сегодня студия "Юный художник" находится на пересечении улиц Театральная и улицы Богдана Хмельницкого, но в начале 70-х она переехала из ДДТ им. Пичугина в ... хрущевку по адресу улица Богдана Хмельницкого, 57/1. Там на первом этаже до конца 90-х и находилась эта легендарная изостудия. Ваш покорный слуга тоже ходил в эту изостудию и откинув с гордостью могу сказать что сидел за мольбертом. И о чем речь шла речь в диалоге Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова как художник с художником я отлично понимал.
Михаил Павлович конечно понимал, что художник из меня ну никакой. Вот сестра очень хорошо рисует, а мне на руку медведь наступил. Но благодаря Михаилу Павловичу вы читаете эти строки. Он научил меня вести диалог с читателем, зрителем. Как найти свой талант, как произвести его огранку. Почему нельзя закапывать талант в землю или прятать его в ящик стола. Рисуй так, как бы ты хотел нарисовать бы тебя. Рассказывай так, как бы сам хотел бы услышать. Но знай всегда границы и уважай твоего читателя или зрителя. Творчество это же тове дыхание и биение сердца на самых кончиках пальцев. Не обманывай свои надежды и своего читателя. Огромное спасибо, Михаил Павлович за ваше отношение, терпение и то что верили! Каждый человек талантливый - говорил он. Пусть человек имеет талантливо чистить мандарин. Но если он нашел и реализовал этот талант, то о том как он чистит мандарин будут снимать фильмы. А вы нашли свой талант?
Улыбка Богдашки зародилась в изостудии
Дворы "Алиса" и "Гулливер", скульптуры Поэта, Музыканта и Мима родились наверное тоже в этой изостудии. Ведь в нее ходил Арбатский Геннадий Петрович, основатель архитектурно-художественной мастерской «Красная Горка», где в 80-х годах воплотились в форму настоящие коренные жители Богдашки - читающий Поэт, смеющийся над прохожими Мим и играющий мелодию на трубе долговязый музыкант. Душа Богдашки, рождающая улыбку в виде Доктора Айболита, задумчивых трех Граций и Вороне с куском сыра. Вот видите какая прямая связь с небольшой изостудией на Богдашке.
Мечта, которая не сбылась в Новосибирске
У Михаила Павловича была очень большая мечта, которая к большому сожалению не воплотилась в Новосибирске. Когда он начал проводить выставки картин участников изостудии у него родилась идея Детской художественной галереи. Должно быть место в Новосибирске, куда бы приводили своих детей и показывали уже своим детям картину, которую нарисовал в 8 лет. Михаил Павлович рассказал об этой идее на всесоюзном совещании педагогов. Идея показалась очень интересной. И через год в Армении открывается первая в мире Детская художественная галерея. Вторая была открыта... в Лондоне. Третья в Грузии. А Новосибирск мог бы быть первым, но вот упустили такой шанс. В Новосибирске и в Москве до сих пор нет такой галереи.
Эта страница истории Новосибирска не должна быть забыта
К большому сожалению Михаила Павловича Гнусина уже несколько нет с нами. Но дело его живет, и будет жить! А еще нам надо не забыть имя этого человека и то что он сделал для жителей нашего города. Для нас с Вами. В последние годы я часто встречал его на Богдашке. Он всегда меня помнил, как меня звать и обязательно спрашивал про творчество в моей жизни. Искренне по-доброму смеялся слушая про мои неудачи и взлеты. И как настоящий художник всегда спрашивал про творческие планы. Он всегда заходил в студию "Юный художник" на улице Театральной. А несколько раз я видел как он стоял у окна студии на улице, и смотрел вытянув шею, как и что рисует мальчишка, сидящий за мольбертом у окна. И его рука скользила будто зажав кисть и повторяла движения руки того мальчишки.
Низкий поклон Вам Михаил Павлович, за то что всю душу и сердечное тепло вы смогли вложить в первые мазки по холсту. И эти мазки потом превратились уверенные шаги по жизни. И благодаря Вам мы, ваши ученики не боимся Белого листа. Мы всегда готовы достать его и начать все заново. Ведь у нас есть пусть маленький талант, который вы помогли найти. Пусть он заключается только в том что мы умеем прыгать через лужи. Но мы делаем это лучше всех на свете...
Всем большое спасибо, что дочитали до конца и я вместе с Вами вспомнил имя этого замечательного человека - Михаила Павловича Гнусина!
Продолжение следует!
Другие материалы канала "Новосибирский Журнал" по теме истории Новосибирска:
- История Новосибирска. Путешествие гурмана вокруг света за три рубля в гастрономе № 3
- История Новосибирска. Как Кулацкий поселок получил свое название
- История Новосибирска. Озеро Мертвое и исчезнувшая деревня Качимовка
- Фонтаны Богдашки и тайна одного из них, о которой мало кто знает...
- День со мной. Каракан-2020. Паром через море или 300 км впечатлений (Лонгрид)
- Почему Новосибирск не стал российским Детройтом