Найти тему

Этические принципы психологического консультирования

Этические принципы консультирования обеспечивает безопасность между клиентом и психологом и является профессиональным требованием к деятельности психологов. Благодаря этим принципам, можно избежать неприятности связанные с некорректной работой специалиста. Такой кодекс есть в каждом государстве, также есть международные этические принципы. Попробуем рассмотреть все более подробно.

Практически во всех этических кодексах написано о том, что нужно уважать клиента, не разглашать полученную информацию о клиенте, уведомлять клиента о применяемой методике и получить его согласие, дать возможность выбора психолога, быть ответственным и честным с собой и с клиентом и прочее рабочие моменты. В этическом кодексе Казахстана помимо перечисленного есть ряд этических стандартов, тестирования, про рекламу и публичных выступлений. Принцип компетентности, честности, профессиональной и научной ответственности, уважения к правам человека, заботы о благополучии человека, социальной ответственности, как подраздел также входит в этические нормы нашей страны.

Профессиональный психолог обязан знать этический кодекс и соблюдать все приписанные нормы. Ведь, это очень полезный справочник правильных отношений.

Начать разбор нужно, думаю, с психологического консультирования. Сначала важно установить контакт с клиентом. А это, как правило, начинается с первых минут вашего знакомства. Сперва, нужно сразу определиться с формой консультирования, финансовыми вопросами и прочертить границы конфиденциальности. Нужно детально объяснить про применяемую методику, во избежание недопонимания. После этого, психолог должен убедиться, что клиент дает согласие на консультацию без давления со стороны. Если проходится работать с несколькими людьми, которых связывают личное отношение (муж и жена, родители и ребенок и т.д.) нужно определить, кто из них потенциальный клиент психолога и найти подходящий метод. Нельзя допускать сексуальную связь с клиентом, кого консультирует психолог. А окончанием консультирования может стать ряд факторов связанных с личной жизнью клиентов или психолога: переезд, болезнь, смерть, финансовые проблемы и т.д. Следующее, это касается конфиденциальности. Еще в самом начале этапа, надо обговорить все нюансы. Аудио и видеозаписи, интервью в целом можно опубликовать или показать кому-либо нужно только с согласием клиента. Даже при консультации с другими психологами, не разглашается конфиденциальная информация клиента. Нужно обсуждать и документировать только то, что касается именно той проблемы, с которой обратился клиент. Все это делается во избежание вторжения во внутренний мир клиента. При внесения данных про клиента, нужно быть максимально бдительным. Секретную информацию лучше кодировать или шифровать. Психолог может предоставить материалы клиентов только в двух случаях: решением суда и согласием самого клиента.

Еще одна тема, в этическом кодексе – это тренинги, семинары. Можно сказать, что это на данный момент проблемная сфера в Казахстане. Многие «МОЗГОПРАВЫ» начали выпускать авторские тренинги и семинары, дабы нажиться на этом. Среди них не разберешь, что из них полезное, а что нет. Социальные сети кишат объявлениями о каком-то новом методе обучения, достижения успеха, роста. Самое интересное то, что многие потенциальные клиенты этих психологических курсов не проверяют сертификат и лицензию. Хотя, страна у нас довольно коррумпированная, и практический каждый желающий может стать автором новой методики купив и лицензию и сертификат. Многие психологи, без опыта работы запускает онлайн тренинги под копирку зарубежных работ своих коллег. Я бы не была так против копирки, если бы они хоть как то адаптировали западные методики под наш народ. Ведь нужно учитывать особенность, менталитет, характер живущего на этой стране народа. Я считаю, такие дешевые трюки не приведут ни к чему хорошему и к снижению доверия психологам. Также, еще одна проблема нашей страны – это школьные психологи. Либо их на месте нет и нужно специальное приглашение, либо психокоррекцию лучше них делают классные руководители. Компетентность психолога должна стоять на первом месте. Не важно, что психолог пришел на работу от «Абеке», «Саке», он должен быть профессионалом своего дело. Ведь, именно школьником, по большей степени нужна психологическая помощь, особенно в подростковом периоде.

Чтобы улучшить работу психологов, я бы уделила больше внимание на повышение квалификаций, большой оклад, жесткие меры. Думаю, одно из трех должно сработать.