Весной 2020 года я наткнулась на пост в социальной сети с призывом стать частью современного инновационного сообщества молодых учителей. Принять участие в программе " Учитель для России".
Слоганом программы стала фраза " Получи работу, которая изменит твою жизнь и общество,в котором ты живешь".
Что представляет собой участие в программе:
Программа дает возможность людям, имеющим высшее непрофильное( непедагогическое) образование получить практический опыт работы учителем в школе, а также бесплатно пройти профессиональную переподготовку по направлению "Педагогика" в Институте образования НИУ ВШЭ ( Высшая Школа Экономики) сроком в 2 года.
Регионов участия в программе не очень много . Это школы Калужской, Воронежской, Новгородской, Новосибирской , Тамбовской областей. Причем школы не совсем благополучные, как я поняла . Отзывов от учителей, принявших участие в программе , почти нет. Это связано с тем, что всех кандидатов просят соблюдать конфиденциальность и не распространятся на предмет подробностей и внутренних моментов.
Я расскажу о своем опыте , а также о том, какие выводы о программе я сделала в ходе участия в процессе отбора весной-летом 2020 года, а также поделюсь, почему отказалась от оффера и не уехала учителем в глубинку.
Меня заинтересовал пост с объявлением о том, что можно пойти работать в школу без педагогического опыта, да еще и бесплатное обучение плюс стипендия в дополнение к учительской зарплате, и еще заманил тот факт, что аренду жилья в рамках программы для тех, кто переезжает в другой регион, компенсируют!
Я перешла на одноименный сайт и стала изучать подробности. Для участия необходимо было уже иметь хоть какое-то высшее образование и соответствовать ценностным ориентациям с участниками программы.
Поскольку, преподавания истории и обществознания давно было моей тайной мечтой ( второе высшее у меня по направлению : " юриспруденция"), я решила ринуться в бой.
1. что нужно сделать-заполнить анкету. В анкете вы рассказываете о себе, о своем опыте, образовании, причинах, которые вас привели в участники, выполняете пару тест-кейсов на общение с учениками и выбираете наиболее подходящие регионы, в школах которых вы хотели бы работать.
2.Ждете решения. ( По каким критериям принимают решение о том, станете вы участником или не будете допущены к следующему этапу, мне непонятно. Но моя анкета понравилась. Я была приглашена на следующий этап)
3. Этап интервью. Проходит по скайпу или видеозвонку в вотсапе. Здесь ничего сложно. Просто вы рассказываете о себе, о том, почему хотите работать в школе, о ваших мыслях и идеях, которые вы хотели бы реализовать в своей учительской жизни.
4. После успешного прохождения и этого этапа , меня пригласили на очный тур. Обычно, как мне рассказали, он проходил где-то в Московской области, и преденденты на участие в Программе виделись вживую с организаторами,там происходили всякие активности . Например, живое знакомство, проведение урока , обсуждение этого урока и прочие тренинговые мероприятия, а также личной собеседование с представителями Программы.
У меня же очный тур представлял из себя конференцию в зуме, где было 4 наблюдателя и около 7-ми соискателей. Мы познакомились, рассказали каждый о себе и начал проводить дистанционные уроки, которые по продолжительности не должны были превышать 6-ти минут. ( Тему и план урока предлагалось выбрать самостоятельно, в зависимости от того, какой предмет собираетесь преподавать). Стоит отметить, что заявки на участие в программе начинают принимать с октября, а я подала в марте-апреле и поэтому, к моменту моего прохождения данных этапов отбора уже не осталось вакантных мест на учителей истории и обществознания и мне предложили пересмотреть свои желания и выбрать менее популярную дисциплину. Я выбрала начальные классы. И , соответственно, уже урок я готовила по теме начальной школы.
Также в структуру очного тура входило индивидуальное общение с представителями программы. Во время личной встречи через зум, мы много говорили о том, зачем идти в программу, анализировали возможности и способности. Мне задавали вопросы из серии " а готовы ли вы к тому, что вас ученик пошлет куда подальше"? и прочие . также разобрали пару кейсов из реального опыта учителей .
Очный тур был очень интересным опытом. Мы смотрели друг на друга, анализировали себя и других. Мне понравилось. Мое желание стать учителем не угасло. Этот этап занял целый субботний день!
5. Потом было ожидание результатов.Ожидаемый мной проход дальше.
6. Собеседование с методистом. К этому этапу нужно готовиться, у меня же времени на подготовку не было. Собеседование назначили на следующий день после оповещения , что я успешно прошла "очный тур".
Этот этап проходил по видеозвонку в вотсапе. Методист сразу начала задвать профильные вопросы. По математике, русскому языку. С частью вопросов я успешно справилась, часть завалила. Но, самое главное, она рассказала о том, что меня ждет в школе, и какие это школы.
Как я поняла, школы сами подают заявку на участие в программе " Учитель для России". Выставляют запрос на учителей по определенным предметам. Но эти школы не совсем простые. Например, в Калужской области есть школа, в которой учатся цыганские дети. Так вот , девочки там "бросают" школу лет в 11-12 , так как выходят замуж!!!
именно на этом этапе меня спросили о том, готова ли я к тому, что в классе будут дети наркоманы? Как я буду с ними работать? Как я буду с этим жить? А если меня прямо пошлют на хутор? или закурят на уроке?
Я не знала, что такое возможно! Моя картина мира не укладывала в себе таких вещей. И я задумалась, а надо ли?!
7. Конечно, этап собеседования с методистом я прошла. Но с кучей "домашки", которую порекомендовала мне методист для подготовки к урокам в начальной школе.
8. Мне прислали так называемый оффер-документ , в котором подробно описаны все нюансы участия в программе. После его подписания я должна была явиться на "летний институт"(месяц активного погружения в профессию, семинары, мастер-классы, обучение методологии преподавания, выбор школы и прочее. Что-то вроде школы молодого бойца, только вместо бойца были бы мы,будущие учителя.) Обычно "летний институт", как мне удалось выяснить, проходил на базе лагеря в Калужской или Московской области.Там были реальные дети и куча вышеупомянутых активностей. Мне кажется, что в этом есть своя романтика. За участие в летнем институте полагалась стипендия , около 6 тыс рублей в месяц. И после успешного его завершения и выбора школы предполагалось, что сразу в конце августа учитель переезжает в выбранный регион и с 1 го сентября приступает к работе.
Скажу честно, я отказалась от участия в программе и не стала подписывать оффер. ПРичины моего отказа?
- банальный страх за то, что я психологически не вынесу давления опытных преподавателей
- боязнь развеять сови романтические представления о детях и столкнуться с тем, что для меня за гранью_ замуж в 12 лет, сигарета на уроке, полный игнор родителей
- преподаваемая дисциплина. Я все же мечтала быть учителем истории и общества, но никак не началки.
Вот такой мой путь. Жалею ли я о том, что приняла участие в программе?- Нет. Это был интересный и специфичный опыт.
Жалею ли я , что не пошла дальше?- тоже нет.
Что хочу сказать тем, кто думает об участии.
Дерзайте, пробуйте! Программа " Учитель для России" дает реальную возможность людям без педагогического опыта привнести свежести в современную школу.Однако стоит учесть, что чем раньше вы подаете заявку, тем больше шансов устроиться в "приличную" школу и выбрать нужную вакансию!