На нефтеперерабатывающем заводе обычно образуются газы, которые сжигаются на факеле. Они поступают в основном из сборников головного продукта установок прямой перегонки, хранилищ сжиженных газов и многочисленных предохранительных клапанов и газовых задвижек, которые часто неплотно закрыты. Эти газы обладают значительным запасом энергии, которая бесполезно теряется при сжигании на факеле. Ежегодное сжигание на нефтеперерабатывающих заводах нескольких тысяч тонн газа на факелах, когда изыскивают пути экономии топлива, недопустимо. Кроме того, необходимо максимально снижать загрязненность воздуха.
При пуске заводов Харбург и Годорф горящие факелы явились предметом острой критики со стороны населения. Был ряд выступлений в печати по данному вопросу.
Здесь не место для обсуждения степени правильности критики и установления, что вызывает наибольшие неудобства для населения — свет от факела или неполнота сгорания газа. В любом случае с ней нужно считаться. Факел, являющийся признаком нефтеперерабатывающего завода, всегда будет поводом для критики и для обоснования недопустимости строительства промышленных предприятий, особенно нефтеперерабатывающих заводов вблизи городов.
Мы рассмотрели вопрос о том, как можно максимально устранить неприятные явления, связанные с наличием факела. Нет сомнения, что факел, безусловно, необходим для завода. В определенных условиях всегда получаются некоторые количества газов, которые приходится отводить и для обеспечения безопасности сжигать.
Можно использовать факелы двух типов — высотные и наземные.
Первые факелы обычно имеют высоту 50—70 м и требуют свободной от застройки зоны диаметром 60—100 м. Сжигание при добавлении водяного пара практически можно проводить без дыма. Преимущество высотных факелов состоит в том, что они дают возможность безопасно сбрасывать сероводород и в случае прекращения горения факела.
Опыты по загораживанию пламени высотных факелов пока не дали успеха, так как ограждения необходимого размера при сильном ветре угрожают устойчивости сооружения, ограждения меньшего размера — жаронеустойчивы.
Преимуществом наземных свечей является отсутствие (при нормальной работе) видимого пламени. Путем разделения пламени на ряд мелких горелок и подаче пара на факелах этого типа удается обеспечить практически бездымное сгорание. Крупным недостатком наземного факела является то, что при неполадках на заводе могут образоваться большие облака дыма и несгоревшего сероводорода, которые представляют большие неудобства и опасность для населения- Поэтому часто предпочитают высотные факелы.
Оба вида факелов не считывают потери большого количества горючих газов.
Новая система, о которой пойдет речь дальше, не вносит изменений в конструкцию факела, а эта система лишь усовершенствована в целях максимального уменьшения газов, поступающих на факел. Факел горит почти невидимым небольшим пламенем и только во время сброса газов образуется большое светящееся 1пламя.
В Харбурге в 1959 г. к факелу подключили газгольдер емкостью 50 м3 для компенсации газовых толчков. Из этого газгольдера компрессор отсасывал газ и подавал его в сеть под давлением 4 атм. Этим путем удалось полезно использовать часть газа и уменьшить пламя факела. Для заводов Харбург и Годорф была запроектирована и в середине I960 г. введена в действие специальная газгольдерная система.
Перед факелом было установлено два гидравлических затвора, один для углеводородных, другой для богатых водородом газов. Данные гидравлические затворы, устанавливаемые на некоторых факельных системах, устраняют возможность проскока пламени, однако для описываемой системы они не пригодны, так как статическое давление слишком сильно зависит от расхода газа.
Перед этими гидравлическими затворами, где статическое давление газа путем регулировки затвора устанавливается на 1 уровне около 150 мм водяного столба, присоединяется трубопровод, ведущий к газгольдеру, рассчитанному на несколько меньшее давление. Хорошо зарекомендовали себя для этой цели газгольдеры с колоколом, разгруженным противовесом.
Из газгольдера газ непрерывно отсасывается компрессором переменной производительности и подается в 4-атмосферную газовую сеть. При такой системе все образующиеся в ходе работы завода сбросные газы используются и только очень небольшое количество продувочного газа подается по байпассной линии затвора на факел, с тем, чтобы последний постоянно был заполнен газом.
Газ может поступать на факельную систему сбора газа из многих мест: предохранительных клапанов технологических установок, предохранительных клапанов хранилищ сжиженных газов. При таком количестве клапанов (даже при лучшем уходе за ними) некоторые утечки неизбежны, кроме того, вследствие неполадок то один, то другой вентиль срабатывает. В настоящее время не существует предохранительных клапанов, сохраняющих полную плотность после однократного срабатывания. Это связано с тем, что при срабатывании клапана возникают скорости столь значительные, что происходит разрушение уплотняющих поверхностей. Часто неплотности вызываются механическими загрязнениями.
Кроме того, циркуляционное уплотнительное масло компрессоров платформинга постоянно содержит растворенный газ, богатый водородом, поступающий сравнительно равномерно на факел в количестве 1—2 т в день.
В пусковой период особенно частота газовых толчков превышает нормальную. При освоении установки зимой возникают дополнительные трудности, связанные с обледенением задвижек и образованием гидратов углеводородов в газопроводах, в частности, в системе отопительного газа. Поэтому пуск желательно осуществлять не зимой, и поскольку гидраты пропана образуются при 10-15 градусах тщательно обогревать систему отопительного газа.
При расчете системы размер газгольдеров следует выбирать так, чтобы избежать верхней и нижней границ наполнения. Этот вопрос связан, однако, не только с размером газгольдера, но также и с пределами регулирования компрессоров. Оба эти фактора должны рассматриваться и учитываться совместно.