Каждое новое поколение отличается от предыдущих. Это аксиома, с которой все давно смирились. Но люди нового поколения – миллениалы, которым сейчас от 20 до 30-35 лет, – бьют по непохожести все рекорды (миллениалы – от слова millennium – тысячелетие, ведь они стали первым молодым поколением людей в XXI веке). Они просто игнорируют то, что для их дедов, отцов составляло смысл существования.
Никакой собственности!
Самым весомым и неоспоримым показателем успеха долгое время считалось обладание собственностью. Мой дом, мой завод, моё поле! Казалось, так будет вечно. Но вот родилось поколение, ценящее любую частную собственность не выше конфетного фантика.
В Соединенных Штатах молодые люди в возрасте до 35 лет уже зарекомендовали себя как «поколение арендаторов». Название говорит само за себя: они редко покупают недвижимость, еще реже – машины, они вообще воздерживаются от сверхдорогих покупок (не считая средств коммуникации, конечно). А зачем, если все можно взять в аренду?
Впечатления важнее вещей?
У молодежи XXI века изменились жизненные ценности. Теперь успех измеряется не квартирами или автомобилями, а впечатлениями и опытом, полученными, к примеру, в путешествиях. И чтобы не мешали кандалы в виде дорогостоящей собственности, о сохранности которой надо заботиться.
Отказ от активного владения собственностью входит в моду и в России. На это даже обратили внимание специалисты Центробанка. В докладе «Основные направления финансового рынка на период 2019-2021 годов» они отметили, что российские представители молодого поколения используют деньги для получения «прежде всего качественных впечатлений». То есть появилась молодёжь, для которой важнее не купить двушку в новом микрорайоне, а съездить в Гималаи!
Американский социолог Джеймс Гэмблин так сформулировал суть этого феномена: «С точки зрения счастья и ощущения благополучия гораздо выгоднее тратить деньги на приобретение нового опыта, а не новых вещей. Это приносит больше радости». В принципе, понятно: чтобы быть на волне успеха в старой системе ценностей, каждые 2 – 3 года нужно менять машину на более современную, дом – на более престижный… и эта гонка бесконечна!
Это модное слово «синглизм»
Однако разделить эту радость с кем-либо, кроме друзей, «поколение арендаторов» не торопится. Хотя люди без пары давно уже никого не удивляют, именно миллениалы придали этому явлению такой размах, что ученые вынуждены были придумать для него новый термин – «синглизм» (от английского single – «одинокий»).
Больше всего одиночек предсказуемо оказалось среди мужчин. Функции домашней хозяйки сейчас исполняют микроволновки, полуфабрикаты и стиральные машины. В Швеции, например, предполагают, что уже в 2022 году половина домашних хозяйств страны будет состоять из одного человека.
Женщины становятся синглистами реже, тем не менее для европейского общества самостоятельная и независимая дама – это уже практически норма.
«Синдром безбрачия»
Конечно, в современном (бывшем христианском!) мире царят вольные нравы, и иметь регулярный секс можно и без постоянного партнера. Однако миллениалы и тут отличились: они равнодушны не только к браку, но и к физиологическим отношениям между мужчиной и женщиной!
Ученые из ряда университетов США исследовали интимную жизнь молодежи, взяв за основу данные национального опроса, в котором приняли участие 27 тысяч представителей молодёжи. Выяснилось, что 15% опрошенных в возрасте 20-24 лет заявили, что не вступали в близкие отношения после наступления совершеннолетия.
Этот феномен получил название «синдром целибата». Причины? Во-первых, став доступным, секс потерял сладость запретного плода. Во-вторых, миллениалы слишком хорошо осведомлены о негативных последствиях для здоровья, к которым приводят беспорядочные половые связи, в частности о ВИЧ. Не стоит забывать и о множестве развлечений, получить которые настолько просто, что они составили серьезную конкуренцию традиционным интимным отношениям, – это просмотр популярных сериалов и ток-шоу, компьютерные игры, соцсети... и виртуальный секс, кстати.
Дальше всего по пути технического прогресса пошли японские мужчины: многие из них сменили отношения с живыми женщинами на роман с виртуальной девушкой-программой. Кроме того, индустрия создала искусственных женщин для секса – они ничего не требуют и всегда безотказны!
Сухой закон
И вот уж совсем неожиданно: научившись обходиться без секса, миллениалы замахнулись на «святое» – они ограничили себя в потреблении алкоголя!
В 2017 году исследователи из Великобритании установили, что лишь каждый десятый опрошенный молодой человек назвал употребление алкоголя привлекательным. Аналогичная тенденция наблюдается среди молодых шведов, финнов, американцев, австралийцев – короче, в тех странах, где всегда пили много.
И россияне не отстают от мирового тренда! По данным соцопросов, жители России сейчас выпивают алкоголя значительно меньше, чем пять лет назад. Отток происходит именно за счет молодежи, людей 1980-2000 годов рождения: у них интерес к спиртному снизился по сравнению с предыдущим поколением сразу на 25%.
«Они не просто перешли с водки на пиво и вино. Резко упал интерес ко всему спиртному», – уверяет профессор Высшей школы экономики В. Радаев.
Что удивительно – никто не может сказать наверняка, почему это происходит. Зато известно, на что молодежь поменяла рюмку и бутылку: на посещение спортзалов, выставок, культурных и спортивных мероприятий.
Получается: идёт поколение, умеющее хорошо зарабатывать и тратящее деньги только на себя, любимого!