Музыкальная культура знает немало интересных примеров совместной работы музыкантов, относящихся к разным жанрово-стилистическим нишам. Сегодня я хочу обратиться к этой теме на примере нескольких эпизодов из отечественной музыки.
Русский рок часто противопоставляют поп-культуре, сформировав стереотип о некоем соперничестве. А между тем ещё с советских времен рок и эстрада, позже обозванная «попсой», не только «соперничали», но и тесно взаимодействовали друг с другом. Заявленное в заголовке определение «рок-музыкант» к некоторым фигурантам статьи, выступающим «на стороне» этого жанра, применимо с определенной долей условности. Вдаваться в споры мы не будем, ведь ряд приведенных ниже эпизодов как раз и показывают, что причастность артиста к тому или иному жанру часто - не более чем формальность. Музыкальный мир един, а границы жанров давно размыты.
Вспомним 7 случаев совместного исполнения песен разноплановыми артистами, здесь будут как широко известные и классические, так и неожиданные и даже «случайные» союзы.
Алла Пугачева и Владимир Кузьмин – «Две звезды»
Ярчайшим примером плодотворного сотрудничества «патлатого рокера» и популярнейшей поп-певицы в реалиях поздне-советской эпохи стал творческий союз Аллы Борисовны Пугачевой и Владимира Борисовича Кузьмина. В начале своей музыкальной деятельности Кузьмин выступал в популярном ВИА «Самоцветы», потом стал основателем и лидером рок-группы «Динамик». В недавнее время, на позднем этапе своей карьеры Кузьмин достойно «тряхнул стариной», выпустив несколько альбомов, представляющих собой неплохие образцы «старого доброго дедушкиного рок-н-ролла» с российской спецификой.
Состоявшаяся в 1986 году встреча и последующая работа с Пугачевой способствовали популяризации личности и творчества Кузьмина в глазах широкой аудитории. Во многом после этого он и стал восприниматься как «попсовый» рокер.
Началось всё с публикации в журнале «Смена», подводившей итоги музыкального 1985 года. В ней «главной певицей года» назвали Аллу Пугачеву, а из исполнителей мужчин отметили именно лидера группы «Динамик». Алла Борисовна заинтересовалась рок-исполнителем и решила познакомиться с ним.
Кузьмин и Пугачева создали несколько совместных песен. Музыкант отметился в репертуаре Примадонны в качестве автора. Его перу принадлежит, например, знаменитый хит «Надо же». Но самой известной их совместной работой стала песня чужого авторства, с которой всё и началось. Песню с символичным названием «Две звезды» в январе 1986 года, в свой собственный день рождения, написал Игорь Николаев. В те годы он активно работал с Пугачевой.
Впервые композиция была издана синглом в том же 1986 году в компании не менее ярким пугачевским хитом «Сто друзей».
Песенка про «Две звезды» эстетически выделялась на фоне «рокерского» творческого наследия Кузьмина, и поэтому саму музыканту она не особо пришлась по душе.
«Таким меня и узнала публика — прилизанным, в белом костюмчике, нежным романтическим юношей, которым, кстати, я никогда не был. И песню эту я никогда не любил и не понимал», – говорил артист в 2004 году.
«Две звезды» стала легендарной, культовой песней, вошедшей в «Золотой фонд» российской эстрады. Игорь Николаев отмечал, что горд композицией. Это одна из песен, которые можно считать его авторским триумфом. Песня ушла в народ и стала своего рода «символом». Название хита унаследовал популярный телепроект, посвященный музыкальным дуэтам, выходивший на первом канале в нулевые. Пугачева выступила в качестве ведущей одного из сезонов «Две звезды» в паре с Максимом Галкиным.
«Мультfильмы» и Людмила Сенчина – «День рождения»
Заметные середняки русского рокопопса нулевых, санкт-петербургская группа «Мультfильмы» во главе с Егором Тимофеевым посвятила дуэтам один из своих релизов. Пластинка, увидевшая свет в самом конце 2006 года, так и именуется «Дивные дуэты». Концепция заключалась в том, чтобы перепеть старые песни совместно с известными исполнительницами из разных эпох и жанров. На альбоме засветились рок-певица Настя Полева, экс-лицеистка Лена Перова, автор и исполнительница Алена Свиридова, солистка группы «Мираж» Наталья Гулькина. В двух вариантах была представлена песня «День рождения», исполненная совместно с «Золушкой российской эстрады» Людмилой Петровной Сенчиной.
История композиции уходит в недра советской музыкальной культуры. Эта песня получила популярность в её сольном исполнении в конце 80-х годов. Сенчина была не первой и далеко не единственной, кто её спел. Упомянутая в тексте дата 3 ноября вопреки предположению многих меломанов не имеет к Сенчиной отношения, у неё день рождения другого числа. А 3 ноября родился Александр Борисович Градский. Именно ему и посвятила своё стихотворение хорошая подруга музыканта, поэтесса Маргарита Пушкина, широко известная как автор текстов для «Арии» и некоторых других отечественных рок и металл-групп. Второе название этой песни - Гармония. Часто её опознают по строчке "В музыке только гармония есть". Музыку написал Алексей Максимов.
Для него песня стала самым узнаваемым произведением в карьере, визитной карточкой. Родилось это произведение в 1982. Одним из её исполнителей был Виталий Дубинин, будущий «ариец» и коллега Максимова по группе «Волшебные сумерки», но прославило её именно исполнение Сенчиной.
Михаил «Горшок» Горшенев и Пелагея –«Ой при лужке, при лужке»
«Горшок» и Пелагея в 2009 году удивили своих поклонников, вступив в творческий союз. Она – исполнительница русского фолка и стилизованной под него поп-музыки, прославившаяся в совсем юном возрасте благодаря «Валенкам». Он – легенда русского рока, панк-музыкант, лидер самой самобытной отечественной рок-команды «Король и шут». Что может их объединять? Русская народная песня!
Комментируя свою выходку, Михаил Горшенев отметил, что в эстетике его группы есть элементы «фольклорности» и добавил, что играть русский народный фолк, чем занимается Пелагея, сегодня не просто. Он часто не воспринимается всерьёз и ассоциируется с Кадышевой.
«Новый взгляд» на «Кадышеву» и продемонстрировали исполнители, сделав кавер на песню «Ой при лужку, при лужке». в эстрадном дискурсе одной из самых известных версий этой народной песни стало как раз исполнение группы «Золотое кольцо». Горшенев с Пелагеей обработали её в духе добротного фолк-рока. Очень показательная и интересная работа получилась.
«Би-2» и Тамара Гвердцители – «Безвоздушная тревога» и «Моя любовь».
Лева и Шура из группы «Би-2» падки на всевозможные творческие коллаборации. Почти каждый альбом этого коллектива содержит хотя бы одну, а то и несколько песен, исполненных совместно с другими группами или певцами. Важной вехой в творчестве коллектива является проект «Нечетный воин», спродюссированный Шуриным дядей Михаилом Карасевым. К участию в нём приглашались многие артисты. Среди узнаваемых хитов этого коллектива немало «дуэтных» композиций, о которых я рано или поздно планирую сделать отдельную публикацию. Чаще всего партнерами Левы и Шуры становились их коллеги по рок-тусовке, но есть в истории группы и несколько примеров сотрудничества с артистами из других жанров.
Композиция «Безвоздушная тревога» при участии народной артистки России и Грузии, мэтра отечественной поп-сцены Тамары Гвердцители была выпущена в 2011, и вошла в состав пластинки «Spirit», появившейся на следующий год.
Дуэт получился ярким. Узнаваемые вокальные манеры исполнителей из разных жанровых пластов и творческих поколений отлично сочетаются друг с другом. Обволакивающий атмосферный вокал Левы дополняет элитарное высокое вибрато Тамары Михайловны.
Песню «Безвоздушная тревога» написали фронтмены группы «Би-2» Шура и Лева, в миру – Александр Уман и Егор Бортник. Соавтором метафоричного и образного текста выступил Ян Николенко.
Эта песня была не первым опытом их сотрудничества. История творческого союза началась со знакомства на «Неголубом огоньке», после чего Лева и Шура решили исполнить совместно с Тамарой Гвердцители свою старую песню «Моя любовь» из альбома «Мяу кис ми» 2001 года.
Мужская роковая песня, посвященная прибавлению в семействе, удивительным образом эстетически хорошо подошла возрастной артистке. Опыт оказался удачным, и музыканты сделали «Безвоздушную тревогу», где Тамаре Михайловне была отведена в основном «оформительская роль», но без неё трек не звучал бы так изящно.
«Би-2» и Oxxxymiron – «Пора возвращаться домой»
Рок и рэп до сих пор часто «противопоставляют» друг другу. По эстетике, средствам выразительности и форме представления музыкального материала они разительно отличаются. При этом музыканты из обеих ниш, меломаны и критики неоднократно отмечали, что на содержательном уровне между ними немало общего. Элементы хип-хопа и рок-культуры давно вступили во взаимодействие, сформировав гибридные жанровые формы. А совместные композиции рокеров и рэперов в последнее время и вовсе стали мейнстримом в мировой музыке. На российской сцене ярким примером такого союза стал трек «Пора возвращаться домой» из альбома «Би-2» «Горизонт событий», исполненный совместно с Мироном Федоровым. Рэпер получил достаточно широкую известность, выступая под псевдонимом Oxxxymiron. Яркий речитативный фрагмент в его исполнении украсил песню «Би-2», дополнив её и эстетически и содержательно.
Десятый полноформатный альбом «Би-2», вышедший в 2017 году, получился богатым на хиты. Ряд критиков выделили «Пора возвращаться домой» как наиболее яркую работу на этой пластинке.
«Ленинград», Глюкоза и ST – «Жужу»
Продюсерский проект Макса Фадеева, начинавшийся в 2000-х с девочки «мультяшки», поющей про невесту и добермана, явил миру певицу Глюкозу. Она же Наталья Ионова, а после замужества – Чистякова. К этому явлению отечественной поп-культуры можно относиться по-разному, для многих Глюкоза стала олицетворением «голимой попсы», а её псевдоним – объектом шуток. Чего за исполнительницей никогда не замечалось, так это песен с ненормативной лексикой. А в 2018 таковая у неё появилось. Всё дело в том, что к репертуару артистки приложил руку один ленинградский хулиган по прозвищу Шнур. Он уже превратился в видную медийную личность – Шнурова Сергея Владимировича, наставника популярного вокального шоу, телеведущего, общественного деятеля и автора-песенника. Написав слова и музыку композиции под названием «Жу-жу» он взял да и показал её бизнесмену Александру Чистякову, а тот – своей жене. Так и возник интересный творческий союз, к которому присоединился ещё и рэпер Александр Степанов, он же ST, исполнивший речитативную часть песни. Песенка при всех её особенностях и противоречивом восприятии личностей и творчества исполнителей и автора, получилась достаточно интересная, ироничная и со смыслом. Она повествует о том, что люди вечно чем-то недовольны и склонны ныть.
Клип на композицию снят в стилистике «аниме» в духе «ранней Глюкозы», в роли режиссера этого творения выступил Илья Найшуллер.
На записи самого Шнурова не слышно. Он здесь выступил прежде всего в авторской роли. В живую, в телеэфире Глюкоза и ST -несколько раз исполняли песню сами по себе, без Шнурова и его группы. А, например, на фестивале «Жара» в Баку песню исполнили все вместе, штатная «ленинградская» вокалистка Флорида Чантурия помогает Глюкозе на вокале. Естественно, что в телевизионных версиях песня звучит в цензурированном варианте. Некоторые особенности оригинального текста завуалированы, но в этот раз Шнур умудрился написать так, что маты всё равно угадываются.
Диана Арбенина и Валерий Меладзе – «Притяжения больше нет»
Заметным хитом 2004 года стала песня Константина Меладзе «Притяжения больше нет» или «Сто шагов назад», как её иногда именуют в народе. Исполнили её девушки из группы «ВИА ГРА» совместно с братом автора, певцом Валерием Меладзе. Впоследствии Валерий Шотаевич неоднократно пел эту песню с другими партнершами. В их числе оказалась представительница женского русского рока нулевых, лидер группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина.
Мне известно как минимум два телевизионных исполнения этого хита дуэтом Меладзе-Арбенина. Оба датируются 2018 годом, дело было на фестивале «Жаре» и в передаче Сегодня вечером».
До того, как Диана Сергеевна «спелась» с Меладзе, она уже соприкасалась с этим произведением, участвуя в программе «Две звезды». В первом же выпуске второго сезона, выходившего в 2006 году, Арбенина представила песню «Притяжения больше нет» вместе со своим напарником, поющим актером Евгением Дятловым.
Из интересных дуэтов, участницей которых была Диана Арбенина можно вспомнить ещё её выступления с Григорием Лепсом. Вместе они исполняли песни хит «Берега» из репертуара Лепса и песню «Очень хотела», написанную Арбениной. Эта композиция в оригинале появилась в альбоме «Выживут только влюбленные» 2015 года. Дуэтное исполнение прозвучало, в частности, на юбилейном концерте "Первая четверть" в честь 25-летия "Ночных снайперов".
Музыкальный мир един, творческие пути неисповедимы, а рок-музыка, исторически сформировавшаяся как часть поп-культуры, давно и прочно взаимодействует с разнообразными музыкальными концептами. Порой в музыкальном дискурсе рождаются очень интересные союзы, исполнители, приписываемые к разным жанрам, но имеющие схожие взгляды на творчество находят друг друга и делают совместные номера. Таких случаев великое множество.
Публикация носит чисто развлекательный характер и не претендует на истину последней инстанции. В статью вошли те сюжеты, о которых мне хотелось рассказать. Заголовок - лишь повод для их объединения. Фактические данные приведены по материалам открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что все разговоры о ней всегда субъективны.