фото отсюда https://g30.bimmerpost.com/forums/showthread.php?t=1363180&page=5
Всем Доброго Аудифильского!
Помните в первой части я приводил Теорию Аудиофильских Рядов?!!
Так вот сегодня пойдем дальше. Разберемся, что такое стерео запись. С чем ее едят и как ее готовят.
Там все сложнее, чем инженеры-антиаудиофилы мыслят.
Готовы? Тогда поехали!!!
Мы все с этим сталкивались. Что будет если записать максимально честное стерео? То что в 2 микрофона.
Мы слышали этот звук. На фильмах изданных со звуком из кинозала.
Ведь когда мы сами в кино, то звук там нормальный. А что с ним случилось, когда его на 2 микрофона записали?
Что это за эхо? Что за стеклянные оттенки в голосах? Что с басами вообще?
Инженеры, что анти-аудиофилы могут ляпнуть какую- нить околесицу. Но давайте сядем в автомобиль. Включим музыку. И поедем снимать видосик окрестностей. И что у нас со звуком? Как ни странно все нормально. Разве что басы лупят как оголтелые.
А в остальном все, что выше городил антиаудиофил - куда-то исчезло.
Так что же на самом деле случилось? Почему звук при честной стерео-записи в 2 микрофона так себя ведет? Почему он "раздувается" и насыщается всякими реверберационными искажениями, и почему сами зрители их не слышат находясь на этом же концерте?
Чтобы это лучше понять, первым делом приведу иллюстрацию на фотике. Все мы видели красивые ночные фоточки с размытием заднего плана. С кружочками на источниках света.
Давайте будем честными, данные кружочки, при всей их красоте, являются искажением передаточной функции аппарата. Или говоря словами инженера-электронщика - гармониками.
Но некоторые Инженеры-Оптики Видеофильской направленности, могут и умышленно внести искажение в форму диафрменного отверстия объектива. Придать ему другую форму. Например 5 гранника.
У фотографов такое размытие заднего плана считается признаком дешевого объектива. Но иногда, в фильмах где разбивают десяток спорткаров такое встречается. Неужели на объектив подороже не хватило?
Но можно пошалить сильнее. Исказить форму в красивую сторону.
фото отсюда https://www.nastol.com.ua/download/269865/2560x1600/
И получить... АГА!!! Видеофильское изображение!!!
Но что же происходит с микрофонами? Почему они ловят ревебрерацию?
Давайте продолжим с примером на фото. Фотография - это у нас матрица(или кадр пленки) пикселей, на которую из объектива приходят лучи. Если лучи приходят перпендикулярно, то они попадают каждый на свой пиксель.
А если под углом, то он такой отпечатывается на нескольких пикеслях. Это как с углом наклона фонарика. Или в точку светит, или полосы гоняет.
Когда много лучей так делают, то получается мутное изображение.
Объектив фокусируясь, по сути определяет какие лучи он будет проецировать на матрицу перпендикулярно, а какие под углом.
При этом сами лучи, даже от человека отражаются в разные стороны. Поэтому, если девушка в красном платье подойдет к белой стене, то стена приобретет некоторый красноватый оттенок. Это лучи света отразившись от платья, спроецируются на стену, а потом отразившись от нее полетят в объектив.
Со звуком и микрофонами та же петрушка. Часть звуковых волн доходят до них напрямую, а часть отраженными.
Но наши уши как и глаза. Они умеют фокусироваться на автопилоте. Да и глубина резко изображаемого пространства у них выше. Хотя на самом деле ничего она не выше. Просто мы рыскаем глазами быстро. А общую картинку формирует зрительная память.
Так вот уши наши так же локаторят. А потом в голове аудиальная память формирует звук. Выделив его направление как дополнительную инфомарцию. И трансформировав отраженные звуки, что приходят с других направлений, в информацию об объеме.
Но весь этот функиционал как и на фото, так и при записи микрофонами отключается.
Теперь у нас есть только плоскость, на которой наше зрение допускает некоторую иллюзию. Но она с искажением. Изображение изначально на плоскости, а мы его в глубину видим. Это искажение, если говорить честными фактами.
И причин почему мы не получаем полонценную передачу глубины 2:
1. Средства фиксации изображения лишают нас такой возможности.
2. Средства воспроизведения не предоставляют нам такой возможности.
Т.е. микрофон не записал направление источника отраженной волны. А колонки не воспроизвели его с нужной стороны.
Попытки исправить это дело под названием бинауральное-стерео производились. Результаты интересные. Но это как с 3д видео - это в природе есть. Но значительно реже, чем классические решения.
А что у нас с классическим видео? Правильно! Там снимающий(или автоматика) выбирают нужные точки фокусировки. Иногда косячат. Если блоггер начинающий, и что-то крупным планом показать хочет, а камера тупит. Мы в итоге смотрим некоторое время полное мыло, и слушаем ругательства автора. Я правда ни разу не видел(и не слышал), чтобы камеру, в такой ситуации, жесткой матершиной обложили. Но возможно сам такой видосик однаждны умышленно запишу.
А что с мифрофонами? Кто для нас оптимизирует звук под специфику ограничений средств записи и воспроизведения? Кто минимизирует эти искажения? Кто заранее "кадр" фокусирует как в профессиональном кино? Кто использует плохую рыскающую фокусировку, как художественный эффект, в стиле фильмов Энди Уорхолла? Того дядки, что этикетку для Кока-Колы придумал. Он еже еще и фильмы снимал, и фотки делал, и рекламные картинки рисовал.
Правильно! Это все делает - Звукорежиссер.
Он располагает микрофоны так, чтобы получить нужный сигнал, и отсечь переотражения. Он ставит отдельные микрофоны для записи отражений.
А потом на пульте, воспроизводя через ограничивающие средства воспроизвдеения, под назанием колонки, сводит звук так, чтобы он звучал естественно невзирая на то, что для полноценной ествественности нужно еще кучу звуков сздади-сверху-снизу-сбоков сформировать.
Он умудряется создать естественность звучания используя только 2 источника звука спереди.
Он умеет и не записать лишних переотражений, за счет другого расположения микрофонов. И потом создать звук, с нужными переотражениями, и самое главное, в нужных количествах, для воспроизведения исключительно из 2х колонок.
Он молодец!
Но тут есть один нюанс. Вы его наверняка замечали. Вот есть у вас фотка. На ней красивое размытие заднего плана. Но вам почему-то хочется видеть и задний план резким. Бывает ведь так, что там тоже интересное содержание. А фотограф новичок, купивший объектив с большой дырой, во всю эту дыру палит, нисколько не стесняясь, что у него попа вокруг нее получается.
И вот вы оказываетесь в ситуации, когда вам хочется изменить изображения. Прибавить резкости заднему плану.
А как со звуком быть, если у вас возникли расхождения с подходом к вопросу звучания у Звукорежиссера и вашими желаниями?
И вот этот-то момент с разночтениями, и желаниями, как раз и решают Аудиофильские Колонки некоторых брендов.
Есть такие, что умеют распределять волны по помещению. Применяют особые технологии в форме корпуса, и особенно направлении порта фазоинвертора. Он у них не прямо идет, а под углом, как в системе вентиляции в машине. Чтобы дул кондеем не в нос и не в ухо, а зимой наоборот согревал их теплым возухом в первую очередь.
Т.е. в передаче натуральности, у разных слушателей, могут быть свои особенности восприятия. И как следствие, возникает необходимость корректировать финальный результат.
И есть инженеры которые с этим справляются.
Вот такая история.
Будут более подробные обзоры таких колонок. И винтажных, и современных.
Спасибо, что дочитали!