Найти тему
Добрый Аудиофил

Основы Аудиофильства. Часть 2. Вклад Звукорежиссера!

фото отсюда https://g30.bimmerpost.com/forums/showthread.php?t=1363180&page=5

Всем Доброго Аудифильского!

Помните в первой части я приводил Теорию Аудиофильских Рядов?!!

Так вот сегодня пойдем дальше. Разберемся, что такое стерео запись. С чем ее едят и как ее готовят.

Там все сложнее, чем инженеры-антиаудиофилы мыслят.

Готовы? Тогда поехали!!!

Мы все с этим сталкивались. Что будет если записать максимально честное стерео? То что в 2 микрофона.

Мы слышали этот звук. На фильмах изданных со звуком из кинозала.

Ведь когда мы сами в кино, то звук там нормальный. А что с ним случилось, когда его на 2 микрофона записали?

Что это за эхо? Что за стеклянные оттенки в голосах? Что с басами вообще?

Инженеры, что анти-аудиофилы могут ляпнуть какую- нить околесицу. Но давайте сядем в автомобиль. Включим музыку. И поедем снимать видосик окрестностей. И что у нас со звуком? Как ни странно все нормально. Разве что басы лупят как оголтелые.

А в остальном все, что выше городил антиаудиофил - куда-то исчезло.

Так что же на самом деле случилось? Почему звук при честной стерео-записи в 2 микрофона так себя ведет? Почему он "раздувается" и насыщается всякими реверберационными искажениями, и почему сами зрители их не слышат находясь на этом же концерте?

Чтобы это лучше понять, первым делом приведу иллюстрацию на фотике. Все мы видели красивые ночные фоточки с размытием заднего плана. С кружочками на источниках света.

Давайте будем честными, данные кружочки, при всей их красоте, являются искажением передаточной функции аппарата. Или говоря словами инженера-электронщика - гармониками.

Но некоторые Инженеры-Оптики Видеофильской направленности, могут и умышленно внести искажение в форму диафрменного отверстия объектива. Придать ему другую форму. Например 5 гранника.

У фотографов такое размытие заднего плана считается признаком дешевого объектива. Но иногда, в фильмах где разбивают десяток спорткаров такое встречается. Неужели на объектив подороже не хватило?

Но можно пошалить сильнее. Исказить форму в красивую сторону.

-2

фото отсюда https://www.nastol.com.ua/download/269865/2560x1600/

И получить... АГА!!! Видеофильское изображение!!!

Но что же происходит с микрофонами? Почему они ловят ревебрерацию?

Давайте продолжим с примером на фото. Фотография - это у нас матрица(или кадр пленки) пикселей, на которую из объектива приходят лучи. Если лучи приходят перпендикулярно, то они попадают каждый на свой пиксель.

А если под углом, то он такой отпечатывается на нескольких пикеслях. Это как с углом наклона фонарика. Или в точку светит, или полосы гоняет.

Когда много лучей так делают, то получается мутное изображение.

Объектив фокусируясь, по сути определяет какие лучи он будет проецировать на матрицу перпендикулярно, а какие под углом.

При этом сами лучи, даже от человека отражаются в разные стороны. Поэтому, если девушка в красном платье подойдет к белой стене, то стена приобретет некоторый красноватый оттенок. Это лучи света отразившись от платья, спроецируются на стену, а потом отразившись от нее полетят в объектив.

Со звуком и микрофонами та же петрушка. Часть звуковых волн доходят до них напрямую, а часть отраженными.

Но наши уши как и глаза. Они умеют фокусироваться на автопилоте. Да и глубина резко изображаемого пространства у них выше. Хотя на самом деле ничего она не выше. Просто мы рыскаем глазами быстро. А общую картинку формирует зрительная память.

Так вот уши наши так же локаторят. А потом в голове аудиальная память формирует звук. Выделив его направление как дополнительную инфомарцию. И трансформировав отраженные звуки, что приходят с других направлений, в информацию об объеме.

Но весь этот функиционал как и на фото, так и при записи микрофонами отключается.

Теперь у нас есть только плоскость, на которой наше зрение допускает некоторую иллюзию. Но она с искажением. Изображение изначально на плоскости, а мы его в глубину видим. Это искажение, если говорить честными фактами.

И причин почему мы не получаем полонценную передачу глубины 2:

1. Средства фиксации изображения лишают нас такой возможности.

2. Средства воспроизведения не предоставляют нам такой возможности.

Т.е. микрофон не записал направление источника отраженной волны. А колонки не воспроизвели его с нужной стороны.

Попытки исправить это дело под названием бинауральное-стерео производились. Результаты интересные. Но это как с 3д видео - это в природе есть. Но значительно реже, чем классические решения.

А что у нас с классическим видео? Правильно! Там снимающий(или автоматика) выбирают нужные точки фокусировки. Иногда косячат. Если блоггер начинающий, и что-то крупным планом показать хочет, а камера тупит. Мы в итоге смотрим некоторое время полное мыло, и слушаем ругательства автора. Я правда ни разу не видел(и не слышал), чтобы камеру, в такой ситуации, жесткой матершиной обложили. Но возможно сам такой видосик однаждны умышленно запишу.

А что с мифрофонами? Кто для нас оптимизирует звук под специфику ограничений средств записи и воспроизведения? Кто минимизирует эти искажения? Кто заранее "кадр" фокусирует как в профессиональном кино? Кто использует плохую рыскающую фокусировку, как художественный эффект, в стиле фильмов Энди Уорхолла? Того дядки, что этикетку для Кока-Колы придумал. Он еже еще и фильмы снимал, и фотки делал, и рекламные картинки рисовал.

Правильно! Это все делает - Звукорежиссер.

Он располагает микрофоны так, чтобы получить нужный сигнал, и отсечь переотражения. Он ставит отдельные микрофоны для записи отражений.

А потом на пульте, воспроизводя через ограничивающие средства воспроизвдеения, под назанием колонки, сводит звук так, чтобы он звучал естественно невзирая на то, что для полноценной ествественности нужно еще кучу звуков сздади-сверху-снизу-сбоков сформировать.

Он умудряется создать естественность звучания используя только 2 источника звука спереди.

Он умеет и не записать лишних переотражений, за счет другого расположения микрофонов. И потом создать звук, с нужными переотражениями, и самое главное, в нужных количествах, для воспроизведения исключительно из 2х колонок.

Он молодец!

Но тут есть один нюанс. Вы его наверняка замечали. Вот есть у вас фотка. На ней красивое размытие заднего плана. Но вам почему-то хочется видеть и задний план резким. Бывает ведь так, что там тоже интересное содержание. А фотограф новичок, купивший объектив с большой дырой, во всю эту дыру палит, нисколько не стесняясь, что у него попа вокруг нее получается.

И вот вы оказываетесь в ситуации, когда вам хочется изменить изображения. Прибавить резкости заднему плану.

А как со звуком быть, если у вас возникли расхождения с подходом к вопросу звучания у Звукорежиссера и вашими желаниями?

И вот этот-то момент с разночтениями, и желаниями, как раз и решают Аудиофильские Колонки некоторых брендов.

Есть такие, что умеют распределять волны по помещению. Применяют особые технологии в форме корпуса, и особенно направлении порта фазоинвертора. Он у них не прямо идет, а под углом, как в системе вентиляции в машине. Чтобы дул кондеем не в нос и не в ухо, а зимой наоборот согревал их теплым возухом в первую очередь.

Т.е. в передаче натуральности, у разных слушателей, могут быть свои особенности восприятия. И как следствие, возникает необходимость корректировать финальный результат.

И есть инженеры которые с этим справляются.

Вот такая история.

Будут более подробные обзоры таких колонок. И винтажных, и современных.

Спасибо, что дочитали!