Найти в Дзене
MAD TOSBY

Второй сезон сериала «Обычная женщина»: держим руку на пульсе

Фото ©️ КиноПоиск
Фото ©️ КиноПоиск

На сер­ви­се PREMIER сос­то­ял­ся ре­лиз пер­вых се­рий вто­рого се­зона про­ек­та Бо­риса Хлеб­ни­кова «Обыч­ная жен­щи­на». Се­ри­аль­ный про­ект всё боль­ше вто­рит ат­мосфе­ре, ца­рящей в го­сударс­тве, и всё силь­нее ув­ле­ка­ет. О про­изо­шед­ших с се­ри­алом из­ме­нени­ях рас­ска­зыва­ет Ан­тон Чек­лу­ев

В цен­тре ис­то­рии «Обыч­ной жен­щи­ны» (2018 — н.в.) — мно­гог­ранный пер­со­наж Ма­рина Лав­ро­ва (Ан­на Ми­хал­ко­ва), вла­дели­ца цве­точ­но­го биз­не­са, унич­то­жа­ющая при­выч­ные кли­ше о рос­сий­ских ге­ро­инях. Она по-преж­не­му де­ла­ет для сво­ей семьи всё, но не ожи­да­ет от жиз­ни по­дачек в свою сто­рону. По сов­мести­тель­ству Ма­рина — рас­чётли­вая су­тенер­ша, ко­торая втай­не ото всех ве­дёт под­поль­ный биз­нес с ад­ми­нис­тра­тором оте­ля Га­линой (Юлия Мель­ни­кова), при­водя к бо­гатым кли­ен­там мо­лодых де­вушек. Из-за сво­ей бур­ной де­ятель­нос­ти она про­пус­ка­ет адюль­тер му­жа Ар­тё­ма (Ев­ге­ний Гриш­ко­вец) — ин­телли­ген­тно­го, но за­путав­ше­гося в се­бе хи­рур­га, ко­торый за­водит ро­ман с мо­лодой кол­ле­гой Ни­кой (Ма­рия Ан­дре­ева). В пер­вом се­зоне при­вык­шая к кон­тро­лю Ма­рина осоз­на­ет шат­кость сво­его по­ложе­ния. От­ла­жен­ная сис­те­ма да­ет сбой: од­ну из прос­ти­туток на­ходят мёр­твой, на­чина­ют­ся проб­ле­мы с до­черью Ка­тей (Ели­заве­та Ко­ноно­ва), а Ма­рина ока­зыва­ет­ся у­яз­ви­ма пе­ред кри­миналь­ны­ми пок­ро­вите­лями, ша­гая по лез­вию и пре­одо­левая ата­ку­ющую вы­учен­ную бес­по­мощ­ность, что поз­во­ля­ет рас­кры­вать в се­бе не­ожи­дан­ные чер­ты ха­рак­те­ра.

Фото ©️ КиноПоиск
Фото ©️ КиноПоиск

За блек­лым наз­ва­ни­ем в сти­ле ка­нала «Рос­сия 1» скры­вал­ся ме­тафи­зичес­кий ки­нотекст, где стаг­ни­ру­ющее бы­тие раз­ры­валось во­лей, прик­ры­ва­ющей от­нюдь не са­мые луч­шие пос­тупки. Пер­вый се­зон на­поми­нал утя­желён­ную бе­зыс­ходностью мно­госе­рий­ную «Арит­мию» (2017), ко­торая пос­те­пен­но крис­талли­зиро­валась в трил­лер. Се­ри­ал стал си­нер­ги­ей двух важ­ных ху­дож­ни­ков рос­сий­ской дей­стви­тель­нос­ти — Бо­риса Хлеб­ни­кова и На­тальи Ме­щани­новой («Ком­би­нат На­деж­да» (2014), «Сер­дце ми­ра» (2018)). Мес­том дей­ствия выб­ра­на Мос­ква, что поз­во­лило эк­спе­римен­ти­ровать с жан­ра­ми и подс­тра­ивать­ся под осо­бен­ности рит­ма го­рода и ха­рак­те­ров его жи­телей. Сов­ме­щая два ас­пекта жиз­ни — бес­си­лие и долг, — ав­то­ры смог­ли по­казать вы­рази­тель­ный пор­трет че­лове­ка, ко­торый, слов­но апель­син, очи­щен от ко­журы ду­хов­ности и мыс­лит ка­тего­ри­ями ма­тери­аль­но­го гру­за. А ос­тро­сюжет­ная кан­ва прев­ра­тила се­ри­ал в ис­то­рию о пре­одо­лении эк­зистен­ци­аль­ной ло­вуш­ки — каж­до­му из ге­ро­ев, будь то Ма­рина или жен­щи­на-по­лицей­ский, уха­жива­ющая за су­мас­шедшей ма­терью, хо­чет­ся прос­то упасть и за­быть­ся, но они воп­ре­ки су­щес­тво­ванию зас­тавля­ют дви­гать сю­жет и се­бя даль­ше. Соп­ро­тив­ле­ние не­гатив­но­му фо­ну, ко­торый соз­да­ют но­вос­ти, со­бытия или слиш­ком душ­ные ро­дите­ли, ста­ло на­зида­тель­ной рам­кой.

Фото ©️ КиноПоиск
Фото ©️ КиноПоиск

Ре­жис­су­ру вто­рого се­зона пол­ностью взя­ла на се­бя Ме­щани­нова, а Хлеб­ни­ков ос­тался на про­ек­те в ка­чес­тве про­дюсе­ра. На­талья буд­то рес­тавра­тор: она ста­ла от­се­ивать бы­товую глу­бину, ко­торой бы­ла про­пита­на ра­бота Хлеб­ни­кова — пог­ру­жение в со­ци­аль­ный мир ге­ро­ев, ко­торых стал­ки­вал трил­лер. С пер­вой се­рии, не тра­тя вре­мя на эк­спо­зицию, ура­ган со­бытий зах­ва­тыва­ет и толь­ко по­том пос­те­пен­но под­ни­ма­ет вос­по­мина­ния о пре­дыду­щем се­зоне. Ес­ли ра­нее мы ви­дели дре­мав­ших в бе­тон­ных ко­роб­ках ге­ро­ев, то сей­час они, слов­но зак­лю­чен­ные ГУ­ЛАГа, вды­ха­ют сво­боду от пер­со­наль­ных ог­ра­ниче­ний и вклю­ча­ют­ся в борь­бу. В их гла­зах тос­ка, а в дей­стви­ях — ре­шитель­ность и аг­рессия. Они на­поми­на­ют ру­га­ющих­ся в трам­ва­ях и ха­мящих в оче­редях — аг­рессив­ный вып­леск от проб­лем, ког­да вре­мя на пе­редыш­ку ос­та­ёт­ся за кад­ром. От­ны­не все в од­ной тюрь­ме, где за каж­дым прес­тупле­ние, что нель­зя от­мо­тать на­зад. Единс­твен­ный спо­соб — драть­ся в зве­рин­це и убе­гать в джун­гли, ли­ричес­ких от­ступ­ле­ний и вре­мени на рас­качку нет. Се­ри­ал от это­го при­ят­но удив­ля­ет зри­теля: в нём быс­трее раз­ви­ва­ют­ся со­бытия, мень­ше мес­та для со­вес­ти и раз­мышле­ний, боль­ше трил­ле­ра. В об­сто­ятель­ствах сю­жета это ско­рее плюс. В ито­ге по­луча­ет­ся неп­ло­хая ме­тафо­ра ус­ло­вий пос­ледне­го го­да — из-за пан­де­мии, от­сутс­твия по­ез­док за гра­ницу и зак­ры­тия биз­не­сов вза­имо­от­но­шения лю­дей иног­да ухо­дят в ка­тего­рию «че­ловек че­лове­ку волк». Боль­ше аг­рессии, хамс­тва, гру­бой ре­шитель­нос­ти и же­лания раз­ви­вать­ся в ат­мосфе­ре «бе­шено­го прин­те­ра» при­нима­емых реп­рессив­ных за­конов. Зве­риный ос­кал вто­рого се­зона дер­жит ру­ку на пуль­се нас­тро­ений об­щес­тва, буд­то про­ис­хо­дя в го­лове ра­зоча­рован­но­го обы­вате­ля, всту­па­юще­го в «бой­цов­ский клуб».

18+ «Обыч­ная жен­щи­на» (2018 — н.в.): на PREMIER с 17 де­каб­ря.