Найти тему

Италия-2019

Грот Буонталенти
Грот Буонталенти

На следующий день наш путь лежал в Палаццо Питти (Palazzo Pitti, Дворец Питти) и Сады Боболи (Giardino di Boboli).

«Палаццо Питти (итал. Palazzo Pitti) — самый большой из палаццо Флоренции, выдающийся памятник архитектуры кватроченто. Находится на покатой площади того же имени, рядом с садами Боболи. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским (из родов Медичи и Габсбургов Лотарингских), затем итальянских королей. Сегодня это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции…» («Википедия»).

Палаццо Питти
Палаццо Питти

Первое, что бросается в глаза при взгляде на дворец — впечатляющий 205-метровый фасад. Высота фасада — 38 метров. Дворец Питти представляет собой куб, снаружи покрытый рустовым камнем. Здание имеет три этажа, высота каждого из которых — более десяти метров. На первом этаже размещены три больших входных двери, а на втором и третьем — по семь окон. Окна фасада соединены длинным балконом, под крышей построена лоджия. Большие грубые камни золотис­того цвета, используемые при облицовке, и окна, похожие больше на округлые дверные проемы, завершали первоначальный внешний облик сооружения. Основатель и первый владелец дворца — уроженец Флоренции банкир Лука Питти, который был хорошо знаком с Козимо Медичи Старым.

Лука Питти планировал использовать палаццо в качестве собственной резиденции. По его приказу дворец начали возводить в 1458 году, однако в 1464 году работы пришлось приостановить по причине недостатка финансирования. На сегодняшний день доподлинно неизвестно, кто именно был главным архитектором сооружения, но многие специалисты называют имя Луки Фанчелли.

Заказчик так и не увидел дворец в завершенном виде. В 1472 году, когда Лука Питти скончался, на фасаде были возведены только широкие двери и окна в нижней части. После смерти банкира дворцом владел его наследник Бонаккосро Питти. Из-за финансовых проблем он продал палаццо супруге Козимо I Медичи Элеоноре Толедской, которая сначала собиралась разместить здесь резиденцию семьи, но долгое время Палаццо Питти служил для официальных приемов, а резиденция семьи Медичи располагалась в Палаццо Веккьо.

При Козимо I Медичи дворец был значительно расширен благодаря работе архитектора Бартоломео Амманнати. Он добавил пристройку с обратной стороны, тем самым почти вдвое увеличив площадь здания. Амманнати заменил огромными окнами входные двери с боковых сторон от центрального портала. Появилась широкая лестница, по которой сразу можно было попасть на второй этаж. Был обустроен внутренний двор — его украсили пилястрами, полукруглыми арками и колоннами.

На стенах, выходящих во двор, чередуются гладкая и грубая текстуры. Колонны двора похожи на шероховатые узловатые стволы деревьев, подчеркивая смешение искусства и природы. На одной из стен можно увидеть фреску, написанную в 1599 году Джусто Утенса. На ней изображен Палаццо Питти, каким он был в конце XVI века.

Козимо I также поручил архитектору Джорджио Вазари построить тайный коридор (коридор Вазари), который соединял Дворец Питти с Галереей Уффици и мостом Понте Веккьо.

Во времена правления Медичи по указанию Элео­норы Толедской также были созданы Сады Боболи на одноименном холме за дворцом. С 1549 года благо­устройством территории занимался Никколо Триболо, а после его смерти дело продолжил уже упоминавшийся выше Бартоломео Амманнати. В проектировании и возведении нескольких гротов участвовал Джорджио Вазари. Скульптуры для Садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов. Парк является образцом садово-паркового искусства тех времен.

При Фердинанде I Медичи (сын Элеоноры Толедской) в Палаццо Питти была перемещена коллекция произведений искусства, принадлежавшая роду Медичи.

Со временем влияние семьи Медичи начало угасать, а в 1737 году род пресекся окончательно. Палаццо Питти перешел в собственность герцога Лотарингского. Архитекторы герцогов Лотарингских Руджери, Пао­летти и Поччианти в конце XVIII — начале XIX веков пристроили к зданию с боков два полукруглых крыла, в результате чего дворцовая площадь оказалась окружена с трех сторон стенами. Левое крыло было названо «Рондо Бахуса» в честь одноименной статуи, расположенной неподалеку, а правое крыло получило название «Каретное рондо». В это же время облик многих комнат изменился в сторону неоклассицизма и Реставрации.

В период наполеоновских войн дворцом распоряжались французы. Комната и вестибюль Марии Бурбон и ванная Наполеона I Бонапарта выполнены выдающимся представителем неоклассицизма Тосканы Джузеппе Качиалли. В 1860 году дворец вместе с провинцией Тоскана перешел к Савойской династии. С 1865 по 1871 год во Дворце Питти проживал король Италии Виктор-Эммануил II, а в 1919 году его внук нацио­нализировал дворец, подарив его государству.

Сейчас здесь находятся музеи и галереи искусств. Переезжая в Палаццо Питти, Медичи перевезли с собой из Палаццо Веккьо все собрание произведений искусства, состоящее из множества полотен знаменитых художников, скульптур, изделий из серебра и драгоценных камней. Постепенно весь второй этаж был превращен в роскошную галерею. Особо примечательны мифические залы Венеры, Юпитера, Аполлона, Марса и Сатурна, росписью которых занимался Пьетро да Кортона. Первоначально там находилась вся герцогская коллекция Медичи, позднее герцоги Лотарингские дополнили ее.

Впервые посмотреть на великолепные работы художников эпохи Возрождения в Галерее Палатина (Galeria Palatine) посетители смогли в 1828 году. Изысканный интерьер выполнен в стиле барокко. Картины находятся не в пустых залах музея, а среди старинной мебели, скульптур и пышного убранства. Галерея владеет самым большим в мире собранием картин Рафаэля Санти — 11 полотен. Также здесь можно полюбоваться шедеврами таких мастеров, как Тициан, Караваджо, Тинторетто, Джорджоне, Рубенс, Ван Дейк, Мурильо, Веласкес, Пурбус. Здесь же находятся картины известных флорентийских художников Поллайоло, Россо Фьорентино, Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто, Бронзино, Понтормо, Филиппо Липпи.

Сегодня на территории Дворца Питти и Садов Боболи, кроме Галереи Палатина, расположены Галерея современного искусства, Музей серебра, Императорские и королевские апартаменты, Музей моды и костюмов (крупнейшее в Италии собрание, посвященное истории моды), Музей фарфора и Музей карет. Уделить достаточное время для осмотра всего этого великолепия мы, увы, не смогли.

В Галерее современного искусства (Galleria d’Arte Moderna) представлена, главным образом, коллекция картин и скульптур, созданных с конца XVIII до начала XX века.

«В Музее серебра (итал. Museo degli Argenti) находится уникальная коллекция ваз, собранная Лоренцо Великолепным. Здесь есть древнеримские амфоры, вазы империи Сасанидов, образцы из Византии и Венеции XIV века. Разнообразие экспонатов просто поражает — тут можно увидеть драгоценные камни, золотые и серебряные изделия, слоновую кость. В этой сокровищнице собраны просто сказочные богатства. Ценнейшие изделия золотых дел мастеров рассеяны по многим залам, но не все из них принадлежат итальянцам, есть экземпляры из Германии и других стран. Здесь можно полюбоваться миниатюрной площадью Синьории, выложенной золотом и драгоценными камнями» («Википедия»).

В Музее карет (Museo delle carrozze) экспонируются различные средства передвижения. Здесь можно увидеть как первые повозки, пока еще без рессор, так и автомобили.

В Малом Дворце, пристроенном к основному сооружению в XVIII веке, находится Музей моды и костюмов (Museo della Moda e del Costume). Всего в Галерее костюмов (Galleria del Costume) собрано около шести тысяч костюмов и аксессуаров, начиная с XVI века.

Императорские и королевские апартаменты (Appartamenti Imperiali e Reali) располагаются в 14 залах в правом крыле дворца. Здесь можно увидеть рос­кошную мебель эпохи Медичи, богато декорированные столы, зеркала, шелковые гобелены, великолепные люстры. Особенно впечатляющи здесь Зеленый салон (Salone Verde), Тронный зал (Sala del Trono), Зал камергеров (Sala dei ciambellani), Зал аудиенции Медичи (Sala d’udienza de’ Medici).

После осмотра залов дворца мы спустились в Сады Боболи.

«Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, роскошными статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на получастную и публичную зону гротами, изваяниями нимф, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 году…

Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В этом амфитеатре проходили самые первые оперные спектакли в мире. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой, и скульптура Стольдо Лоренци. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.

Фонтан «Нептун»
Фонтан «Нептун»

Сады Боболи несколько раз подвергались реконструкции. Свою нынешнюю площадь в 4,5 гектара парк обрел в XVII в. В настоящее время сады Боболи являются музеем садовой скульптуры под открытым небом, где представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII веков» («Википедия»).

В амфитеатре шесть рядов каменных сидений, увенчанных украшенной балюстрадой. Первоначально в двадцати четырех нишах располагались античные статуи с фигурами собак и других животных по бокам, но в 1818 году Джузеппе Качиалли обновил амфитеатр, расположив между статуями терракотовые урны, украшенные искусственным мрамором. На крутом спуске, ведущем к Чаше Форконе (полукруг­лой лужайке, объединяющей первые два уровня, расположенной у выхода из амфитеатра), находятся статуи Римлян, Императора и Цереры. Мы осмотрели амфитеатр и древнеегипетский обелиск и прошли по главной осевой дорожке к фонтану «Нептун». Бронзовая статуя Нептуна с наядами и тритонами датируется 1565 – 1568 годами. Центральная лестница заканчивается у мраморной статуи «Изобилие», созданной Джамболонья при помощи Пьетро Такка и Себастьяно Сальвини. Неторопливо прогуливаясь по этому райскому уголку природы, мы наслаждались открывающимися красотами. Чтобы основательно осмотреть Сады Боболи, нужно провести там целый день, и это того стоит! Надеюсь, что во время нашего следующего визита во Флоренцию мы сможем это осуществить.

Мы прошли по Саду Кавальери, зашли в Музей фарфора, в котором находятся знаменитые столовые сервизы из фарфора, принадлежавшие династии Медичи (севрский фарфор, мейсенский, античные керамические коллекции, а также статуэтки). Но больше всего меня впечатлил Грот Буонталенти, находящийся с тыльной стороны дворца Питти.

Грот был создан для решения проблемы объединения участков, которые находятся на разных уровнях, так как внутренний двор расположен ниже, чем находящийся за ним амфитеатр. Пещеру начали облагораживать в период с 1583 по 1593 год. В то время было очень модно приглашать художников и архитекторов для оформления декоративных пещер, реконструируя естественный рельеф. Гроты украшались фонтанами, скульптурами и фресками на эзотерические и мифологические темы. Вход в Грот Буонталенти, помимо искусственных сталактитов и сталагмитов, содержит также копии скульптур «Рабы» Микеланджело. От пола до потолка грот покрывают настенные росписи с изображением фантастического сада, в котором можно разглядеть коз, овец, обезьян и гепардов. При входе в пещеру по обе стороны от проема расположено множество ниш со стоящими там статуями Цереры и Аполлона, а внутри находится потайной ход к Понте Веккьо.

Утром нам предстоял переезд в город Прато, где мы должны были встретиться с нашим другом Марко Джемми.

Вадим Рыбаков (DOC)

Фотографии: Вадим Рыбаков, Александр Рыбаков

Альманах ДЕНЬГА №3 (30) / 2020