История рабочего движения. В конце 1985 года Францию охватила волна забастовок, невиданных с 1968 года. Двигателем протеста стали железнодорожники, которых правое правительство Жюппе при президенте Шираке хотело лишить полагающихся им льгот, однако к ним присоединились госслужащие, в первую очередь учителя, школьники и лицеисты и многие другие. Когда несмотря на попытки СМИ расколоть движение, противопоставив бастующих транспортников и пассажиров, на улицы вышли два миллиона человек, правительство вынуждено было пойти на попятную (хотя и не ушло в отставку, как обещало). План реформирования пенсионной системы для госслужащих и особых пенсионных режимов был отозван, хотя правительству Жюппе удалось протащить поправку о реформировании соцобеспечения при помощи указов.
Подобный и даже больший накал классовая борьба во Франции снова обрела лишь спустя почти четверть века, когда сначала движение «жёлтых жилетов», а затем и массовые забастовки против пенсионной реформы превзошли даже выступления 1995 года.
Реформа медицинского страхования, пенсионная реформа, реформа статуса железнодорожников – серьёзный повод. 24 ноября 1995 года начались самые крупные после мая 1968 года социальные волнения.
После победы Жака Ширака в мае 1995 года, возглавивший правительство Ален Жюппе начал серию либеральных реформ. Первыми жертвами стали железнодорожники (из-за своего рабочего статуса, считающегося «выгодным»), а вторыми - госслужащие (из-за возможности выйти на пенсию после 37,5 лет пенсионных отчислений вместо 40 лет для работников частного сектора). Железнодорожники и станут локомотивом будущего социального движения. После псевдопереговоров в начале ноября, в которых, по мнению профсоюзов, было нечего обсуждать, они решили перейти от слов к делу.
24 ноября, отвечая на призывы профсоюзов ВКТ («Всеобщая конфедерация труда»), FO («Рабочая Сила»), CFDT (Французская демократическая конфедерация труда, отделение железнодорожников), CFTC (Французская конфедерация христианских работников), а также профсоюзов учителей FSU и FEN, работники массово вышли на улицы. Движению был дан старт, общество начало давить на власть. Ни профсоюзы, ни правительство ещё не подозревали, что оно продлится до 12 декабря. С 24 ноября из-за забастовок была нарушена работа транспорта: большая часть железнодорожных составов, поездов метро и автобусов простаивало. При этом несгибаемый Ален Жюппе пытался стоять на своём, доказывая необходимость реформ для сохранения положительного баланса счетов системы соцобеспечения. Премьер-министр Жака Ширака даже предложил пари. «Если на улицы выйдут два миллиона человек, моё правительство уйдёт. Но я не верю в эту цифру!», – заявил он 16 ноября. Протестующие ухватились за этот вызов высокомерного и несговорчивого главы правительства. И выиграли пари: 12 декабря по мостовым страны шагали госслужащие, железнодорожники, наёмные работники, студенты, лицеисты. Их было ровно 2 миллиона, они вышли после трёх недель возобновляемых забастовок.
В итоге план реформы пенсий госслужащих и особых пенсионных режимов был отозван 15 декабря. Оставалась реформа системы соцобеспечения: 30 декабря 1995 года парламент одобрил закон, разрешающий правительству реформировать систему социального обеспечения посредством указов, и учредило новый налог для погашения социальной задолженности (CRDS). Менее чем через полтора года правым придётся расплачиваться оглушительным поражением на парламентских выборах, которые были проведены после того, как Жак Ширак распустил Национальную ассамблею в мае 1997 года.
Четверть века спустя отголоски того победоносного социального движения всё ещё слышны, но новое движение превзошло его в массовости и продолжительности. Речь идёт о протестах против пенсионной реформы Эммануэля Макрона, в рамках которых забастовки проводились с декабря 2019 по январь 2020 года. Кроме того, в ноябре 2018 года на улицы и дороги Франции вышли представители другого, качественно нового движения, получившего название «жёлтые жилеты» и доставившего правительству немало неприятностей.
За двадцать пять лет правительство также изменило стратегию, демонстрируя протестующим ещё большую жёсткость. После своего возвращения во власть в 2002 году правые не прекратили нападок на право бастовать (законы о минимальном рабочем дне) при Николя Саркози, а при Эммануэле Макроне стали предпринимать попытки дискредитировать организаторов, к которым относятся и профсоюзы. «Теперь, когда во Франции начнётся забастовка, о ней никто не узнает», – говорил Николя Саркози на съезде своей партии в 2008 году. Эммануэль Макрон, после фиктивных «обсуждений» с профсоюзами, предпочёл воспользоваться статьёй 49-3 Конституции и продавить в парламенте реформу, не принятую большей частью трудящихся, чьё забастовочное движение было поддержано большинством французов.
Кризис, вызванный коронавирусом, изменил этот сценарий в марте 2020 года. Президент Франции вынужден был объявить о приостановке пенсионной (и некоторых других) реформы. Но она по-прежнему входит в планы властей и правых, о чём свидетельствует голосование в Сенате 17 ноября.
Социальное движение, борьба за солидарность не только между работниками, но и со всем населением, может принести победу. Ведь напрасно в 1995 г. бастующих пытались расколоть риторикой СМИ о том, что бастующие «сделали заложниками» пассажиров. Фонд Коперника предлагает с 1 декабря 2020 года по 27 января 2021 года провести серию вебинаров на тему «1995 год – когда повторим (и масштабнее)?» Наверное, этим вопросом пришло время задаться через 25 лет.