Массовый и, если честно, вынужденный переход на онлайн обучение состоялся! Изменилась социальная ситуация развития наших детей и подростков. Изменились схемы взаимоотношений «ребенок- родитель/ учитель» и «ребенок-сверстник»
При переходе в онлайн формат в распоряжении участников остались два канала восприятия - видео и аудио. И оказалось, что инструменты прежней модели воздействия и восприятия не могут быть перенесены в онлайн простым копированием и «цифровизацией». Восприятие в виртуальной среде работает по другим законам!
И вроде бы все давно описано и изучено. И есть четкое понимание, что поведение в виртуальной среде складывается из театрального и естественного проведений. И Что?
Мы пришли в мир к своим детям, который ими уже вполне освоен. Они сами задали и модели поведения и правила в нем. И они нам «разрешили» использовать этот мир под наши нужды. И надо отдать должное нашим детям - они нам верят, доверяют и искренне хотят помочь освоить этот новый и чуждый нам мир.
А что мы? Мне кажется, что мы похожи на службы быта во время уборки снега. Мы опять на войне, нам надо что то преодолеть и вот-вот станет лучше, вот сейчас больше машин, больше соли, и можно даже выехать заранее, пока снег еще не выпал. И мы все равно не попадаем и не успеваем. Жизнь просто идет, снег падает, ландшафт меняется. А мы бегаем со своей большой лопатой и пытаемся делать как раньше, только чаще и больше. А лучше не становиться.
А наши дети? Они честно копировали наше поведение в естественной среде, когда они жили в нашем мире. А вне занятий они погружаются в игровое пространство (основное времяпрепровождение современного подростка), где модель поведения практически полностью меняется на театральное поведение.
Драматургия игры, решение сценарных задач, анонимность, актерский отыгрыш за персонажа игры и многое другое, но при этом они применяют элементы реального мира - достижение результатов, общение, развитие коммуникативных навыков, стремление, переживания и накопление опыта. Игровой опыт является основным опытом современного подростка. Процесс накопления игрового опыта не отличается от процесса накопления реального опыта для осознанности ученика. Мозг не различает реалистичность процесса развития навыков.
Онлайн формат - пространство, в котором наши дети ориентируются гораздо лучше учителя, ввиду большего игрового опыта. Виртуальное пространство естественно для любого ученика. Но главное - Больший пользовательский опыт позволяет игрокам обходить ограничения модели естественного поведения при обучении! Попытки контроля со стороны преподавателя воспринимаются подростком как очередная игровая задача, причем не всегда как задача высокой сложности. Дети продолжают играть в ещё одну игру, просто взламывая рамки. Это в полной мере отражается и на процессе оценки уровня обучения.
Мы сейчас наблюдаем, как мастерски они это делают! Причем, совершенно не прилагая усилий! Как зимний снег! У них и параллельный аудио канал во время онлайн занятий для шуток, подсказок и создание приложения «на коленке» для видеовставки говорящей головы ученика, отвечающей на вопрос живого учителя терминами из учебника, и банальный «auto сheck-in» присутствия на занятиях (продолжая утренний сон) и свои соревнования - кто раньше выложит во внутренний чат правильный ответ!
А учитель предлагает закрыть глаза и рассказать стихи. Или переставляет слова в диктанте, так, что русский становиться похож на плохой машинный перевод. И они просто с сожалением рассказывают про это. Им нас жаль!
Это большей частью похоже на жалобы и стон. Из психологических практик я знаю, что выход из состояния «делать тоже самое, но чаще и больше»- не работает. Выход - в переходе на качественно другой уровень мышления. В некотором смысле, это революция бытия и сознания должна состояться для нас, считающих себя взрослыми. Но сможем ли мы? Сможем ли мы со своими великими знаниями создать этот новый способ передачи знаний, воспитания, взаимодействия? А может найдем в себе силы спросить у наших детей- как надо? Ну или дальше «говорящей головой», статичной картинкой, с учебником прошлого века и уровнем мышления – не вижу, значит не существует ///