Недавно, общаясь с друзьями, мы вспоминали свои любимые игры и запомнившееся нам сюжеты. Постепенно разговор пришел к сериям игр от легендарной канадской студии Bioware. В недавнем прошлом создателям лучших игр в ролевом жанре. Ныне они вынуждены перепиливать скучнейший, явно мертворожденный лутер шутер Anthem, а ведь когда то создавали шедевры. Об одном из них я и хочу сегодня рассказать.
Давным - давно в этой самой галактике..
В 1995 году в городе Эдмонтон, что находится в Канаде, несколько дипломированных врачей решили отказаться от медицинской карьеры и создать компанию по разработке компьютерных игр. Назвали они ее Bioware. Компания весьма плодотворно трудилась, и так вышло, что в конце девяностых она выпускала самые проработанные и популярные компьютерные ролевые игры в мире. Отличные фэнтези тайтлы Baldur's Gate 1,2 и Neverwinter's night сделали ее лидером жанра. Но видимо Bioware хотела попробовать что то новое и в 2000-ом году было объявлено о работе над игрой во вселенной Звездных войн.
Фанаты студии и джедаев восприняли новость неоднозначно. Звездные Войны в целом были очень популярны, но в компьютерных играх интерес ко вселенной подогревали в основном экшены от первого и третьего лица, да почти вымершие к началу 2000х аркадные космосимы. Создание полноценной рпг по этой вселенной многим показалось невыпонимой задачей. Звучали даже предположения о возможном эпическом провале. Тем более, что в последовавших интервью разработчики поделились деталями лора. Сюжет будет проходить не в популярнейшей эпохе империи Палпатина, а за многие тысячи лет до этого.
Помню году в 2001ом я читал новостную статью, в одном из популярных тогда игровых журналов, об этой, готовящейся к выходу игре. Несмотря на мое тогдашнее плохое знание расширенной вселенной Звездных Войн я очень заинтересовался этим проектом. Каково же было мое разочарование, когда в конце статьи автор особо подчеркнул, что игра станет эксклюзивом для самого первого Xbox. Мда. Вот так, покупайте люди приставки от Microsoft. Для меня в то время это была несбыточная мечта и об игре я в целом забыл.
И вот прошло два года. Наступил 2003 год и грянул взрыв — Star Wars Knights of the Old Republic вышла и просто подорвала рынок. Журналы и сайты заваливали ее хвалебными отзывами и высочайшими оценками. Огромные продажи на Xbox и восторг фанатов. Я тогда работал в магазине по продаже игр, фильмов и программ на дисках. Большая сеть, лицензионный товар. Сам эту игру продавал, но не имея приставки попробовать не мог. Оцените боль фаната.
Единственно, зная острое желание больших компаний заработать все деньги мира, я только мог надеятся, что суперуспешную ролевую игру перенесут и на компьютеры. И да! Свершилось. Примерно через погода или чуть больше Knights Of The Old Republic (далее KоTоR) вышла на ПК.
Вскоре мне стало понятно, что официальной русской версии можно не ждать. В игре тысячи строк текста. Лорные описания, бесконечные варианты строк диалогов, отдельные сюжетные записки и прочее. Никто из крупных российских компаний локализаторов не решился взяться за этот титанический труд. Играть в оригинал на английском языке мне и сейчас физически больно, а почти двадцать лет назад было просто невозможно. Пришлось посетить одноногих продавцов с попугаями на плече и выискивать версию с наиболее достойно переведенными субтитрами. Потратив кучу времени я добыл подходящую и наконец окунулся в незнакомую мне эпоху Старой Республики.
Компьютер у меня был вполне производительный и я смог насладиться отличной, по меркам 2003 года графикой и потрясающей работой дизайнеров и художников Bioware. Красивейшие и разнообразные миры дарили невыразимые приличным русским языком эмоции. Потрясающее впечатление производила работа с озвучанием. До сих пор помню звуки необычных языков представителей других рас населяющих галактику Звездных Войн. Кстати проработка и озвучание придуманных чужих языков стала фишкой этой компании, использованной и в других проектах. К примеру в более поздней отличной трилогии Mass Effect.
В захватывающий сюжет погружали проработанные и разветвленные диалоги и редкая в те времена нелинейность происходящего.
Изучая игру я с удивлением понял, что она совсем не похожа на классические западные RPG. Дело в том, что до выхода KoToR, все ролевые игры, условно, было принято делить на два вида: CRPG (компьютерные западные RPG)и JRPG (восточные, в основном японские RPG для приставок). Для первых было характерно большое количество классов доступных игроку, проработанная система создания персонажей с большим количеством разнообразнейших боевых и небоевых навыков,использовавшихся в игровых ситуациях, нелинейность выполнения квестов. Для вторых, практически полная линейность сюжета, но огромное внимание к истории игрового мира, подаче сюжетного повествования, диалогам и проработке характеров персонажей.
К тому моменту, как я начал играть в KoToR, мной уже было пройдено несколько консольных JRPG. Я остался под большим впечатлением от этих замечательных игр. Поэтому во время путешествий по мирам Старой Республики я сразу понял,что Bioware при создании этого проекта, решила совместить оба вида RPG, основываясь именно на играх японской школы.
К примеру, изменилось положение игровой камеры. Ранее в своих проектах Bioware в основном использовали изометрическую перспективу. Камера смотрела с позиции " небесный наблюдатель" вниз на поле боя или любых других событий. В KoToR камера переместилась за спину нашего персонажа, к виду от третьего лица. Ее можно вращать в любой момент изучая окрестности или боевую ситуацию. Также разработчики переработали свою классическую боевую систему.
Взяв за основу, традиционные для их игр, сражения в реальном времени с использованием паузы разработчики сделали более удобным и быстрым применение навыков. В результате им удалось добиться быстрой и зрелищной боевки, при этом не потеряв ее тактической составляющей, заставляющей игрока думать над каждым своим действием.
Как я уже говорил, западные RPG всегда были переполнены различными навыками и характеристиками дающими усиления или ослабления персонажа. Все это выражалось большим количеством цифр и постоянными проверками-подсчетами. В KoToR разработчики убрали большое количество разных характеристик, дав игроку выбрать главного героя из всего трех классов, с весьма небольшим набором умений.
Конечно это ограничило свободу развития персонажа, но с другой стороны нам дали возможность принимать со временем одну из сторон Силы. Это, в свою очередь, определяло твой набор умений. Так например, светлая сторона делает ставку на лечение, ускоряющие и защитные практики, тогда как поклонники темной используют мощь атак молнией, напрямую высасывают из врагов жизнь и позволяют себе прочие шалости. Естественно, принадлежность к той или иной стороне Силы не ограничивает способности персонажа, но создает важное условие: на светлые приемы темным придется затратить гораздо больше энергии Силы, и наоборот.
В Baldur's Gate и Neverwinter nights главный герой всегда мог найти себе множество спутников, готовых помочь ему в его опасных приключениях. Их было действительно много, но далеко не все из них могли похвастаться интересной предысторией или отдельными заданиями. В KoToR разработчики сократили количество спутников, которых игрок встречает за время своих путешествий. Это позволило придать всем этим персонажам индивидуальности. Герои получились настолько живыми и запоминающимися, что именно на взаимодействии с ними строится чуть ли не половина игры. У каждого из них была своя, иногда весьма мрачная, история, свой взгляд на окружающий мир, свои цели. Систему сбора отряда разработчики тоже позаимствовали из JRPG, ограничив количество спутников до двух. Однако, несмотря на выбранных вами товарищей, вас в любом случае ожидало огромное количество интереснейших случайных событий. Ведь благодаря прописанным личным историям у каждого из наших спутников есть куча друзей и врагов в галактике, а следовательно наличие определенных героев в отряде, может привести как к дополнительным сражениям, так и к неожиданным поворотам в главном сюжете.
От японских представителей RPG, игре достались и несколько мини-игр, гонки на свуп-байках с занятной системой победы через череду удачных ускорений, довольно любопытная коллекционная карточная игра Пазаак, карты для которой мы собираем по всем планетам (привет Гвинт!) и тир с отстрелом вражеских истребителей (не особо захватывающий, но не сложный).
Основной сюжет игры сумел меня очень приятно удивить. Откатив события игры на 4000 лет назад, разработчики смогли чувствовать себя намного свободнее при прописывании истории, в мало упоминавшихся до этого, временах военного противостояния между великой армией мандолорцев и Республикой. Окончание войны с Верховным Мандолором и внезапное появление в Республиканских системах огромного флота Ситхов, новые крупные сражения и активное участие во всех событиях ордена джедаев. В результате, отойдя от истории мятежа против Палпатина авторы максимально сосредоточились на новых персонажах, поворотах масштабного сюжета и проработке неизвестных до этого фанатам миров. Получившаяся история захватывает игрока и не отпускает до самого финала, злодеи, которые тут отлично прописаны, действительно вызывают интерес, а миры на которых проходят приключения героев запомнятся навсегда. Прекрасный Дантуин планета бескрайних степей, пересеченных невысокими горными цепями. Именно здесь, в Анклаве Джедаев мы пройдем обучение и соберем себе световой меч.
Огромный мир покрытый океаном, населенный неупоминавшейся ранее расой амфибий — Манаан, а также мрачная гористая планета Коррибан с расположенной на ней академией ситхов.
К музыкальному сопровождению игры Bioware подошли неожиданно оригинально. Разработчики решили отказаться от музыки легендарного Джона Уильямса, пригласив для записи саундтрека известного игрового композитора Джереми Соула, автора музыкальных тем серий Total Annihilation, The Elder Scrolls, Harry Potter, Icewind Dale, Neverwinter Nights и многих других франшиз. Как мне кажется решение замечательное. В результате у игры получился свой запоминающийся саундтрек. Но по духу и настроению музыка получилась очень близкой к мелодиям Уильямса, что не могло не порадовать сердца фанатов Звездных Войн.
Пройдя игру я был просто в восторге. У Bioware получилась игра-событие, настоящий шедевр. Обновленный сеттинг, незнакомая фанатам эпоха, при этом миры и персонажи достаточно узнаваемы для фаната вселенной. В крупных городах под ногами постоянно носятся шустрые дроиды, над головой проносятся космические корабли, улицы патрулируют штурмовики в доспехах. Сюжет подарил новые приключения и космические баталии, но без очередного супероружия модели "звезда смерти". Добавили новые планеты, но порадовали старых фанатов добавив Кашиик - родину вуки, а также вселенскую здравницу джедаев Татуин, где в шумных барах играет знакомая музыка, за столиками сидят мрачные охотники за головами и проводятся полуподпольные гонки.
Саундтрек Джереми Соула сохранил дух тех Самых Звездных Войн и подарил фанатам новые любимые мелодии. Разработчики Bioware проделали огромную работу, создав потрясающую игру со своей необычной атмосферой, но отлично вписавшуюся в расширенную вселенную Звездных Войн. Им также удалось кардинально изменить жанр RPG на многие годы вперед, что привело впоследствии к появлению легендарных Jade Empire, Mass Effect и Dragon Age.
Я прошел эту игру несколько раз, чтобы узнать все истории спутников и последствия светлых и темных выборов и несмотря на то, что планеты не такие огромные как казалось в начале, а нелинейности в сюжете хотелось бы побольше, KоTоR навсегда останется в моей памяти, как одно из величайших ролевых приключений.
В 2023 году исполнится двадцать лет с момента выхода этой игры. Я как фанат игр от Bioware и вселенной Звездных Войн очень жду вероятный римейк этой легендарной игры с новым движком и графикой. Это вполне вероятно, так сейчас например вовсю идет работа над ремейком другой их заслуженной серии - Mass Effect. Подобный переработанный KоTоR мог бы стать настоящим подарком фанатам. А пока, если вы пропустили эту замечательную игру, разыщите ее в цифровом виде для ПК (графика и сейчас смотрится весьма приятно). Погрузитесь в эту интереснейшую историю и станьте настоящим Рыцарем Старой Республики!
Уважаемые читатели! Если статья понравилась, поставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Новые статьи об интересных и необычных историях уже скоро!
Свои замечания, предложения и размышления излагайте в комментариях.