Московским митрополитом при Иване Ивановиче Красном был Святитель Алексей - человек исключительного государственного ума и смекалки, да в добавок к тому ещё и чудотворец. Случилось так, что мать Джанибека - ханум Тайдула - ослепла. Поскольку Алексей уже успел прославиться на Руси и за её пределами своим великим подвижничеством, то был вызван в Орду для лечения ханум, и таки её исцелил. За это особым ханским указом русская церковь была освобождена от налогов и податей.
Сразу после отбытия святителя из Сарая жертвой заговора пал Джанибек, и на ханский трон уселся его сын - Бердибек. Этот поистине дружелюбный человек начал своё правление с того, что перерезал всех потенциальных наследников - чингизидов, способных составить ему конкуренцию, включая своего восьмимесячного братишку. Подобное отношение к родственникам в итоге вышло хану боком: во множестве появились самозванцы и различные претенденты второго порядка. Бердибек проправил с 1357 по 1359 год, и по осени был убит неким Кульпой, который выдавал себя за выжившего сына покойного Джанибека. Кульпа удержался на престоле целых полгода - благодаря тому, что казнил эмиров предыдущего хана. Тут как чёрт из коробки, появился очередной наследник - Науруз. Он, как водится зарезал Кульпу и его детей при всесторонней поддержке ханум Тайдулы, которая вышла за Науруза замуж. Было это в январе 1360 года, а в мае того же года уже Науруз и влиявшая на его политику Тайдула были убиты ханом Хизром. Ну не ценил мужик эмансипацию, что тут поделать. Дальше перечислять можно долго. Суть в том, что последующие 20 лет Орду трясло и лихорадило от разборок, происходивших между отдалёнными ветвями чингизидов и просто левых людей, которые сами провозгласили себя наследниками. Достаточно сказать, что в среднем ханы менялись раз в год, некоторые правили по паре месяцев, после чего конкуренты немножечко их убивали. В этот период власть в Орде стала принадлежать беклярбекам - своего рода татаро - монгольским премьер-министрам. Один из них, по имени Кичиг - Мухаммад, более известный нам как Мамай, вовремя осознал выгоду ханской резни, и начал осуществлять свою политику. Пока разномастные чингизиды упоенно резали друг друга, товарищ Мамай оттяпал себе западную часть Золотой Орды, где посадил марионеточным ханом чингизида Абдуллаха, и стал править его именем.
В 1363 году московским князем становится малолетний Дмитрий Иванович при регентстве уже знакомого нам святителя Алексея. Именно с подачи последнего Москва обрастает белокаменными стенами, а Подмосковье ощетинивается монастырями, превратившимися в неприступные кепости. В этот период на Руси появляется новый святой. В 1337 году некий Варфоломей, бывший ростовец, а ныне обитатель Радонежа, принимает монашеский постриг под именем Сергия, а в 1342 году основывает на речке Кончуре Троице - Сергиев монастырь.
Прославившись своими молитвенными подвигами, Сергий привлек в новый монастырь массу последователей, и пользовался уважением самого святителя Алексея, после смерти которого приключилась настоящая история с погонями. Было так: Дмитрий Иванович, уже возмужавший, желал видеть на митрополичьей кафедре в Москве своего ставленника Митяя, в то время как Сергий предлагал поставить митрополитом епископа Дионисия. Князь с такой постановкой вопроса не согласился, но вопреки его воле Дионисий отправился в Константинополь, где утверждались кандидатуры русских митрополитов. Однако, по дороге он был перехвачен людьми великого князя. Тогда священник клятвенно обещал сидеть тихо и мирно, но как только был выпущен на свободу - немедля помчался к Вселенскому Патриарху, настраивать того против Митяя. Митяй по дороге в порт Каффы повстречал в степи Мамая, который, несмотря на то, что верил в Аллаха, благословил его на митрополию. Гонку выиграл Дионисий, поскольку уже на корабле, в зрительной видимости от крепостных стен Византии, Митяй вдруг схватился за сердце, глубоко вздохнул и немедля скончался, так и не добравшись до Царьграда.
Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский после этих событий надолго рассорились. Проблема между этими двоими заключалась в том, что Сергий видел будущее России в теократической монархии наподобие Римского святого престола. Дмитрий же Иванович полагал Московское княжество светским государством с потомками Ивана Калиты во главе.
Около 1377 года "великая замятня" кончилась тем, что в Орде сел хан Тохтамыш, который принялся собирать отпавшие от Золотой Орды куски огнём и мечом. Мамая не устраивал такой поворот событий, но для борьбы ему, как и Тохтамышу, нужны были средства. Проблема обоих заключалась в том, что логичным последствием "замятни" явился упадок торгового Шёлкового пути - купцы перестали водить караваны в Китай, потому что им надоело, что каждый, назвавшийся Великим Ханом, считает своим долгом их резать и грабить. Пришёл привет и с Руси, княжества которой перестали давать в Орду дань - просто потому, что не знали, кому её платить. Приближался кровавый и страшный 1380 год.