Я была фанатка раннего развития!
Со старшим сыном я поддалась культу раннего развития. В то время (2003-2005 годы) это всё набирало обороты, для мамочек открылся новый мир и я постоянно стала слышать со всех сторон, кто в какие клубы раннего развития водит своих чуть ли не грудных детей. Я занималась с сыном дома сама, но внутри все время присутствовала тревога, а вдруг там все правильнее и больше, и лучше, а я теряю время, ...а потом уже не догонишь..., а там уже слоги в 2 года дети читают...
Я поддалась, и когда сыну было 2,5 года мы пошли на первое занятие. Детки были от 2 до 3-х лет, кто-то уже ходил несколько месяцев, кто-то, как мы, пришел в первый раз. Сыну было абсолютно неважно, чем там занимались детки, как им там было: весело ли, интересно ли... Он походил по комнате, все посмотрел, потрогал, во что-то поиграл и ему стало скучно. Я же весь час занятия находилась в сметенном состоянии души, так как то, чем занимались с детьми я могла делать сама и дома (и бесплатно), сыну моему было никак, но горящие глаза почти зомбированных мамочек влекли меня в их круг.
Но критическое мышление победило, и, приняв решение, что я и сама так могу заниматься со своим ребёнком я глубоко погрузилась в его раннее развитие в домашних условиях. Читала много... искала много... покупала много...К 3,5 годам он знал все планеты Солнечной системы со спутниками, названия всех динозавров, материков, буквы, считал до 20, наизусть шпарил Чуковского 100-страничную книжку и не только, считал до 10 по-английски и прочее, прочее, прочее... В 4 считал, читал, писал буквы...
К 4,5 интуитивно я стала чувствовать что что-то идёт не так. С крупной моторикой тяжело, капризность повышенная, истерики на ровном месте, любой навык в соответствии с возрастом прививается с трудом. Это все были маленькие звоночки, и тогда я не была еще практикующим детским психологом, но, еще раз повторюсь, интуитивно я чувствовала дисбаланс своего ребёнка. Я остановилась. Я прекратила все методики, переключилась на игры, простое чтение, просмотр мультиков (не поучающих, а всяких), много прогулок, догонялок, баловства и дурачения...
Мне повезло. В это время у меня родился второй ребёнок и 1.5 года сидела дома. Я забрала сына из садика, в который он почти не ходил (все время болел), и где, к слову, все что он знал не ценили и никак не применяли. И эти 1.5 года я выправляла тот дисбаланс, который сама же устроила своему ребёнку. У меня получилось, я успела "вскочить в вагон уходящего поезда"...
Но сейчас, как практикующий психолог, я очень часто сталкиваюсь с последствиями раннего развития: неуравновешенность, апатия к учёбе, несамостоятельность, отсутствие самоконтроля и самоорганизации , плохая координация, отсутствие мотивации и самое поразительное - проблемы с учёбой! Раннее развитие - это отлично, НО: мера, гармоничность и контроль за состоянием ребёнка первостепенны!!! Просто будьте осторожны и внимательны, когда отдаёте детей на развивашки! Последствия есть!