Мартин МакДона, как и его старший брат, также известный ныне британский режиссер Джон Майкл МакДона настоящие "self made", они всему учились сами. Говорят, Мартин даже толком не закончил среднюю школу. Когда их отец и мать, строительный рабочий и уборщица, вернулись на родину в Ирландию, братья остались в Лондоне. Одному было 16, другому 18 лет, они жили на съёмной квартире, в основном на пособие, иногда подрабатывая как разнорабочие, и годами день за днем изучали литературу, драматурги, кино. В 1994 году старший Джон получил грант на обучение в Лос-Анжелесе на киносценариста. Мартин остался дома и за год в отсутствие брата написал 7 пьес. Он получил 8 отказов, прежде чем одну из пьес взяли и поставили на Бродвее. Она получила две главные театральные премии Европы и к её 27-ленему автору пришла известность, а его пьесы попали в репертуар театров по всему миру.
Тем временем вернувшейся в Лондон старший брат снял в 2000-м году короткометражку. На ней Мартин попробовал себя в качестве продюсера. И воодушевленный дебютом брата снял в 2004-м свой - получасовую трагикомедию "Шестизарядный" (Six Shooter). "Оскар" за лучший короткометражный фильм вдохновил на продолжение и в 2007-м году вышел его первый полнометражный фильм "In Bruges" (названный в российском прокате "Залечь на дно в Брюгге").
Фильм сразу опроверг устоявшееся после выхода "Криминального чтива" мнение, что ничего оригинального сделать в рамках гангстерского жанра уже нельзя. Но МакДона поместил своих героев в необычную среду и криминальный сюжет обрел неожиданный культурный подтекст и метафизическую глубину.
Залечь на дно в Брюгге / In Bruges (2007) реж. Мартин МакДона
Историю криминальных разборок с участием киллеров, старого, многоопытного и молодого, провалившего первое же задание, МакДона разыграл в локации старинного бельгийского Брюгге, города-музея европейского Средневековья, переполненного артефактами эпохи Возрождения с его культом человечности. Время действия фильма - канун самого главного европейского праздника Рождества.
В ожидании известий от босса герои гуляют по городу, обходят его соборы и музеи, и как следствие в сюжет фильма вплетаются всё новые культурологические метафоры, а история незадачливых киллеров становится всё более экзистенциальной.
Город, веками сберегающий христианские святыни и произведения искусства, неоднократно дававший приют впавшим в немилость изгнанникам со всей Европы, множество раз становившейся местом действия разнообразных литературных сюжетов, по мере развития действия фильма всё более начинает походить на некое чистилище, в котором ирландским гангстерам приходиться искупать свои грехи. Так что наряду с музейным «Судным днём» Босха, каждый из них переживает тут персональный и вполне реальный.
Появляющиеся на очередном повороте сюжета персонажи, словно олицетворение сил тьмы или света, будут тянуть героев каждый на свою сторону, направляя к главному судьбоносному выбору между добром и злом.
Фантасмагоричный карлик, кажется буквально явившейся из старинной сказки, "красавица-принцесса" в плену у негодяев, Воланд-Люцифер со своей вечной свитой, на этот раз воплощённые в виде главного ирландского босса-мафиози, циничного йога Юрия и туповатого мошенника-нацика, дерзкая Мадонна в образе беременной хозяйки отеля, фееричная киномассовка и гротескные туристы – все они будет подталкивать действие к роковой развязке. По пути к ней фильм совершит несколько головокружительных жанровых кульбитов - МакДона играет с здесь с жанрами не менее виртуозно, чем сочиняет остроумные диалоги и смешивает трагическое и комическое в одной сцене.
Начавшаяся как чёрная комедия, перевалив через трагикомичный фарс, история в итоге обернется пронзительной человеческой драмой. А судить "грешных" киллеров будут не ангелы, не церковь, не Бог и не люди, а многовековая европейская культура в лице Брюгге с её мощным гуманистическим посылом. И как некогда она превратила братьев МакДона, сыновей рабочего и уборщицы, в одних из самых знаменитых интеллектуалов Британии, даст в итоге ,шанс киллерам в торжественном преддверии Рождества всё исправить.
Это очень остроумное, смешное, драматургически идеально выстроенное кино с залихватским сюжетом. Оно проникнуто духом Ренессанса с его гуманистическими идеалами и верой в человека, и духом Рождества, несущим надежду на лучшее.
Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino