Найти тему
История моды с Марьяной С.

Безмятежная красавица Россетти

Про Алексу Уайлдинг известно куда меньше, чем про остальных моделей художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти. Возможно, дело в том, что Алекса была его натурщицей, и только. Никакой романтики, никакой влюблённости. Их связывала живопись, только живопись. Зато какая!.. Именно Алекса красуется на большинстве завершённых полотен художника.

Этих картин могло бы и не быть, поскольку первая их встреча ничего не дала. А дело было так...

"Вероника Веронезе", Данте Габриэль Россетти, 1872. (сс) Wikimedia Commons
"Вероника Веронезе", Данте Габриэль Россетти, 1872. (сс) Wikimedia Commons

Элис, Алиса (так её звали на самом деле - а Алексой она стала называться уже позднее, в кругу прерафаэлитов) работала портнихой, и мечтала поступить на сцену. Вот тут её, восемнадцатилетнюю, и встретил Россетти. Художник шёл к клуб, и тут - она!

Как позднее вспоминал секретарь Россетти, «тот был поражен её прекрасным лицом и золотисто-каштановыми волосами. Это был тот самый тип лица, который он искал так долго». Россетти шёл за девушкой какое-то время, пока на не свернула на пустынную улицу. И, как потом рассказывал секретарю, очень переживал, когда решился подойти к ней и попытаться убедить позировать ему. Казалось, убедил - она согласилась. Однако на следующий день не пришла...

Только через несколько месяцев Россетти вновь увидел её, проезжая мимо, из окна экипажа. Тут уж он девушку не упустил, и на этот раз убедил отправиться вместе с ним в мастерскую. Соблазнил мисс Уайлдинг, прямо скажем, заработок: за день, вернее, за полдня она получала бы у Россетти столько же, сколько в мастерской за неделю! Так что она согласилась позировать. И художник заплатил ей сразу вперёд, боясь, что она снова ускользнёт. Ну или захочет позировать кому-нибудь другому.

Секретарь Россетти писал, что у неё было «прелестное лицо, прекрасное в каждой своей чёрточке, полное недвижного мягкого таинственного покоя, которое прекрасное соответствовало некоторым его [Россетти] задумкам, но при этом лишённое всякого выражения». И ещё: «Она сидела, словно Сфинкс, ожидая вопроса, всегда с неопределённым ответом; вы ни за что бы не могли подумать, что такая девушка считает, что могла бы быть актрисой, и, тем не менее, таково было её намерение. Однако под это, казалось, безмятежной внешностью скрывались глубокие чувства». А брат Россетти описывал её как обладательницу «красивой головки, с необычным строением, и очень чёткими чертами, способными выразить любое чувство, то, что он [Россетти] полагал sine quâ non [то есть необходимым условием]».

Её изящная красота контрастировала с чувственной внешностью другой любимой натурщицаы (и возлюбленной) Фанни Корнфорт. И та ревновала её к Россетти, поскольку видела в ней соперницу если не за сердце, то уж за время и внимание художника. И за деньги! Тот утешал Фанни, и убеждал, что всегда будет блюсти её интересы, но от красоты Алексы отказаться не мог.

К тому времени художник уже написал первый вариант своей «леди Лилит», с лицом Фанни – она находилась в коллекции предприниматели Фредерика Лейланда. Однако тот предложил художнику переписать картину, поскольку лицо Фанни слишком чувственное и простоватое. И Россетти, когда в его жизни появилась Алекса, переписал картину, заменив голову Фанни головй Алексы. Так появилась вторая Госпожа Лилит. То же произошло и с несколькими другими работами – настолько сильное впечатление производила красота Алексы.

Правда, как написал Россетти однажды, она была такой спокойно-скучной, что он жалел, что просто не может запирать её в шкафу, когда она не позирует. Она приезжала в Келмскот-Мэнор, где Россети жил с четой Моррисов, встречалась там с матерью и сестрой художника. И пусть миссис Россетти тоже находила её скучной, то, что она была принята там наравне с другими гостями, говорит нам о том, что репутация у Алексы была достойной.

"Видение Данте", Данте Габриэль Россетти, 1871. (сс) Wikimedia Commons
"Видение Данте", Данте Габриэль Россетти, 1871. (сс) Wikimedia Commons

О личной жизни Алексы нам ничего неизвестно. Замужем она не побывала. Возможно, одно время в неё был влюблён секретарь Россетти - во всяком случае, так рассказывал один его родственник, опиравшийся, видимо, на семейные рассказы. С ней впоследствии жили двое детей, но вот были это её собственные, или, например, дети родственников, неизвестно.

Скончалась Алекса, когда ей было всего тридцать семь – от перитонита. Однако в любом случае вряд ли она прожила бы ещё долго, поскольку за полтора года до того у неё обнаружили опухоль селезёнки.

Однако безмятежная спокойная красота Алексы всё ещё с нами...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory