Найти тему

Басманный район: прогулка вдоль Яузы

Сегодня проведу вас по Басманному району столицы вдоль самого крупного притока реки Москвы – реки Яузы. Стартовая точка нашего маршрута расположена у м. Курская, именно от неё удобнее всего добираться до реки Яузы в Басманном районе. Первые несколько фото будут посвящены некоторым интересным местам по пути от метро до Яузы.

1. Вид на площадь Курского вокзала между новым зданием Курского вокзала и торгово-развлекательным комплексом «Атриум».
1. Вид на площадь Курского вокзала между новым зданием Курского вокзала и торгово-развлекательным комплексом «Атриум».
2. Здание ТРЦ со стороны Курского вокзала обильно украшено муралами.
2. Здание ТРЦ со стороны Курского вокзала обильно украшено муралами.
3. Вид на «Атриум» со стороны улицы Земляной Вал.
3. Вид на «Атриум» со стороны улицы Земляной Вал.

Проходим мимо трамвайного кольца у м. Чкаловская к Верхней Сыромятнической улице и, целиком пройдя короткий 3-ий Сыромятнический проезд, поворачиваем налево, на Сыромятнический переулок.

Название «Сыромятники» получило распространение в XVI веке после образования на правом берегу Яузы к востоку от современного Садового кольца дворцовой Сыромятнической конюшенной слободы, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

4. Сразу после поворота взгляд падает на уникальный трамвайный тоннель под путями Горьковского и Курского направлений Московской Железной Дороги.
4. Сразу после поворота взгляд падает на уникальный трамвайный тоннель под путями Горьковского и Курского направлений Московской Железной Дороги.
5. Тоннель построили в 1865 году и он с тех пор не перестраивался.
5. Тоннель построили в 1865 году и он с тех пор не перестраивался.

Тоннель интересен не только как архитектурное сооружение в виде красивой арки. Внутри тоннеля, в верхней части дорожного полотна реализовано так называемое «трамвайное сплетение». Для пропуска вагонов встречных направлений одна колея заходит внутрь другой – это позволяет пропускать вагоны в обе стороны при крайне небольшой ширине тоннеля. Чтобы вагоны не встретились внутри тоннеля, он снабжен светофорами, один из которых закрыт, если внутри тоннеля есть вагон, движущийся в противоположном направлении.

6. Обстановка внутри Сыромятнического тоннеля.
6. Обстановка внутри Сыромятнического тоннеля.

Насколько мне известно, в данный момент тротуар (на кадре слева) расширен примерно в 2 раза, что повысило удобство прохода пешеходов по тоннелю.

7. На этом кадре отлично видно, как сходятся трамвайные пути перед тоннелем.
7. На этом кадре отлично видно, как сходятся трамвайные пути перед тоннелем.

Выйдя из тоннеля, поворачиваем направо и, пройдя по Нижней Сыромятнической улице, выходим на набережную реки Яузы.

8. Вид с пешеходного Таможенного моста вниз по течению реки Яузы, на Андроников виадук.
8. Вид с пешеходного Таможенного моста вниз по течению реки Яузы, на Андроников виадук.

Это старейший и единственный каменный железнодорожный мост в Москве. Он был построен в 1865 году в архитектурном стиле «классицизм». Он напоминает своими лапидарными монументальными формами древнеримские акведуки.

9. Справа от виадука, на Сыромятнической набережной, расположено восьмиэтажное административно-офисное здание.
9. Справа от виадука, на Сыромятнической набережной, расположено восьмиэтажное административно-офисное здание.

Вместе с соседними зданиями оно входит в состав специализированного делового и торгового центра искусства, архитектуры и дизайна Artplay, размещённого на площадях бывшего завода «Манометр». Завод «Манометр» являлся старейшим предприятием России и выпускал предохранительные клапаны, редукционные и паровые клапаны, манометры и вакуумметры, контрольные аппараты для гидравлических процессов, термометры, гидравлические весы, водомеры, другие приборы, применявшиеся во многих отраслях промышленности. В настоящее время производство в Москве прекращено, с 2008 года в зданиях завода разместился дизайн-центр. Часть оборудования и производство переведены в г. Энгельс Саратовской области.

10. По соседству с бывшим административным зданием «Манометра» расположено трёхэтажное здание бывшей чаеразвесочной фабрики.
10. По соседству с бывшим административным зданием «Манометра» расположено трёхэтажное здание бывшей чаеразвесочной фабрики.

Здание построено в 1901 г., здесь размещалось торгово-промышленное товарищество, крупнейшая в Российской империи и одна из наиболее крупных в мире чаеторговых фирм («Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко.»). Правее красивого здания видна многоэтажная серая коробка – это административный корпус научно-производственного комплекса «Плутон», лидирующего в России предприятия по созданию и разработке электровакуумных СВЧ-приборов широкого спектра применения. Такие приборы АО «Плутон», как импульсные магнетроны, лампы бегущей волны (ЛБВ), а также комплексированные блоки на базе серийно выпускаемых заводом изделий, пользуются большим спросом у производителей радиолокационных устройств различного назначения.

11. Вид на Нижнюю Сыромятническую улицу и Таможенный мост из парка усадьбы Строгановых на левом берегу Яузы.
11. Вид на Нижнюю Сыромятническую улицу и Таможенный мост из парка усадьбы Строгановых на левом берегу Яузы.
12. Таможенный мост и Artplay.
12. Таможенный мост и Artplay.

Постепенно движемся вверх по течению реки, наслаждаясь городскими пейзажами, возникающими после каждого поворота русла реки.

15. За первым поворотом Яузы оглядываемся назад.
15. За первым поворотом Яузы оглядываемся назад.
16. Вид вверх по течению реки, в сторону ещё одной достопримечательности района.
16. Вид вверх по течению реки, в сторону ещё одной достопримечательности района.
17. Это Сыромятнический гидроузел, который во Генеральному плану 1935 года в составе реки Яузы должен был войти в Водное кольцо Москвы.
17. Это Сыромятнический гидроузел, который во Генеральному плану 1935 года в составе реки Яузы должен был войти в Водное кольцо Москвы.

План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости, план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг. выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20—25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован, за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом.

18. Вид с причальной стенки на южную часть Сыромятнического гидроузла.
18. Вид с причальной стенки на южную часть Сыромятнического гидроузла.

После ввода в эксплуатацию Канала имени Москвы в 1937 году предусматривалось строительство его второй очереди — Восточного судоходного канала, с помощью которого планировалось повысить уровень воды в Яузе до необходимого для судоходства уровня. Параллельно в низовьях реки был построен Сыромятнический гидроузел, давший подбор в её центральной части, а ниже него подпор воды давал Перервинский гидроузел на реке Москве. Но реализации планов по строительству Восточного канала помешала Великая Отечественная война.

В середине 1950-х годов с полномасштабной модернизацией ВСХВ в ВДНХ рассматривался вариант запуска прогулочных судов от центра Москвы до выставки, а обводнение участка реки в этом районе планировалось сделать за счет переброски воды из Химкинского водохранилища через Лихоборский канал в реку Лихоборку, являющуюся притоком Яузы и вливающаяся в нее как раз в районе ВДНХ. Но и эти планы не были реализованы.

19. Речная флотилия на Яузе.
19. Речная флотилия на Яузе.

Фактически судоходство по реке осуществляется только от устья до Сыромятнического гидроузла, протяженность 2,7 км, где в период навигации, с середины апреля и по середину ноября, работает технический флот ГБУ «Мосводосток». Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны и базируются буксиры и несамоходные шаланды, а также самоходные мусоросборщики. Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.0-21. Технические здания гидроузла выполнены в строгой архитектуре, но с декоративными элементами.

22. На искусственном острове разбит небольшой яблоневый сад.
22. На искусственном острове разбит небольшой яблоневый сад.
23. Административное здание АО «Мосгаз», построенное в 1990 году.
23. Административное здание АО «Мосгаз», построенное в 1990 году.

АО «Мосгаз» — государственное предприятие, осуществляющее услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Москвы для снабжения газом объектов городского хозяйства и населения.

ПАО «Туполев» – ведущее российское предприятие в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев и самолетов специального назначения. Является головным предприятием дивизиона стратегической и специальной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК» под управлением ГК «Ростех»).

В этом здании расположено конструкторское бюро, тренажёры летчиков, а сборка самолётов на осуществляется на заводах в Казани, Ульяновске. Виртуально прогуляться по корпусу КБ можно, почитав эту статью.

Сооружён в 1952 году на месте старого моста (автомобильного), который соединял Самокатную улицу с ныне упразднённой Салтыковской.

28. Жилой комплекс бизнес-класса «Каскад».
28. Жилой комплекс бизнес-класса «Каскад».

Построен в 2008 году. Расположен на территории бывшего завода «Опыт» им. Туполева, на котором собирали опытные образцы самолётов. Правда, собирали самолёты не целиком, а по частям (фюзеляж отдельно от крыльев). Перед лётными испытаниями их перевозили ночью в Жуковский и уже там осуществляли окончательную сборку и готовили к первому вылету.

29. Но, несмотря ни на что, набережная по-прежнему носит имя академика Туполева и сохраняет память о великом русском авиаконструкторе.
29. Но, несмотря ни на что, набережная по-прежнему носит имя академика Туполева и сохраняет память о великом русском авиаконструкторе.
30. Спокойная летняя Яуза.
30. Спокойная летняя Яуза.
31. Панорама бывшей территории авиационного завода.
31. Панорама бывшей территории авиационного завода.

Жёлтое здание на переднем плане — бывшая центральная проходная завода им. Туполева. В настоящее время в этом здании расположен офис ООО «Энергокаскад», занимающегося строительством энергетических объектов.

32. Здание лётно-испытательного комплекса АО «Туполев», корпус построен в 1960-х гг.
32. Здание лётно-испытательного комплекса АО «Туполев», корпус построен в 1960-х гг.

Перед зданием ЛИК виден пролёт Новолефортовского моста, открытого в октябре 2003 года для движения автомобилей по Третьему Транспортному Кольцу.

33. В центре кадра и правее – бизнес-центр класса А «Яуза Тауэр».
33. В центре кадра и правее – бизнес-центр класса А «Яуза Тауэр».

Здание было построено в 1932 г. в стиле позднего конструктивизма и первоначально тут размещался «Конструкторский отдел сектора опытного строительства» (КОСОС). А в конце 1930-х гг. здание было переоборудовано под «конструкторскую шарашку» ЦКБ-29 — закрытое режимное учреждение НКВД. Здесь располагалось авиационное конструкторское бюро ЦАГИ, работами которого руководил известный авиаконструктор А. Н. Туполев, находившийся в этот период под следствием. Именно в этом здании разрабатывались модели таких самолетов, как Ту-2 и Пе-2.

34. Новолефортовский мост почти в полную длину.
34. Новолефортовский мост почти в полную длину.
35. Вид вверх по течению Яузы.
35. Вид вверх по течению Яузы.
36. Следующий мост через Яузу — Лефортовский.
36. Следующий мост через Яузу — Лефортовский.

Построен в 1777 году по проекту архитектора С. Яковлева. Соединяет улицу Радио Басманного района с Красноказарменной улицей Лефортовского района. В 1940 году был реконструирован по проекту инженера В. А. Пащенко и архитекторов К. Т. Топуридзе и И. В. Ткаченко. По мосту осуществляется автомобильное и трамвайное движение.

37. Вид в арку Лефортовского моста.
37. Вид в арку Лефортовского моста.
38. Трамвай на Лефортовском мосту.
38. Трамвай на Лефортовском мосту.
39. Очень красивый мост, который не потерял свою «изюминку» даже после смены пролётов моста.
39. Очень красивый мост, который не потерял свою «изюминку» даже после смены пролётов моста.

Из минусов моста — резкое снижение ширины пешеходной дорожки примерно до 80 см на левом берегу Яузы. Два пешехода разойдутся только боком, причём одном придётся это делать в считанных сантиметрах от опасного потока автомобилей.

40.
40.
41. Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И. П. Бардина.
41. Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И. П. Бардина.

Комплекс пяти-восьмиэтажных административных зданий, построенных в 1953–1959 годах. Институт создан в 1944 году Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР.

Известен в России и за рубежом своими разработками в области металлических материалов и металлургических технологий, имеет опыт многолетнего сотрудничества со всеми ведущими металлургическими заводами России и стран СНГ, а также предприятиями металлопотребляющих отраслей и научно-исследовательскими институтами.

За 60-летний период деятельности в институте разработаны такие широко используемые в настоящее время технологии, оказавшие огромное влияние на металлургическую промышленность, как применение кислорода и синтетического шлака в сталеплавильном производстве, непрерывная разливка стали, внепечное рафинирование стали, основы современной электроплавки стали и другие.

42. Проходим по Головинской набережной, примыкающей к Лефортовскому парку.
42. Проходим по Головинской набережной, примыкающей к Лефортовскому парку.
43. Ещё один вид на институт чёрной металлургии.
43. Ещё один вид на институт чёрной металлургии.
44. Ну а это одно из самых известных зданий района — здание главного учебного корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана,
44. Ну а это одно из самых известных зданий района — здание главного учебного корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана,

Новая часть («циркульная» или «высотная») построена в 1951–1959 гг.

45. Над главным входом возвышаются 6 статуй — представители рабочей молодёжи тех специальностей, которым в советское время обучали студентов.
45. Над главным входом возвышаются 6 статуй — представители рабочей молодёжи тех специальностей, которым в советское время обучали студентов.

Их бауманские традиции тоже не обошли стороной и студенты дали им весьма специфическое название — «шестеро непьющих».

46.
46.
47. Корпус «Энергетическое машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана.
47. Корпус «Энергетическое машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Здание 1960 года постройки. Факультет «Энергетическое машиностроение» включает 10 специализированных кафедр и проводит подготовку высококвалифицированных инженеров, исследователей и разработчиков для передовых научно-исследовательских институтов, институтов Российской академии наук, конструкторских бюро и научно-производственных объединений, занимающихся прогнозированием развития, разработкой, моделированием и созданием новых типов экологически чистых ракетно-космических двигателей и установок, энергетических систем, нетрадиционных источников энергии, поршневых и газотурбинных транспортных двигателей, систем криогеники и кондиционирования, вакуумного оборудования и пневмоавтоматики, физико-энергетических и плазменных энергетических установок, гидромашин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики, комбинированных экобиозащитных систем.

48.
48.
49. Вид вверх по течению Яузы на Госпитальный мост.
49. Вид вверх по течению Яузы на Госпитальный мост.
50. Вид вниз по течению Яузы на Госпитальный мост.
50. Вид вниз по течению Яузы на Госпитальный мост.

Построен в 1941 году на месте старого арочного каменного моста. По мосту открыто автомобильное движение (по 2 полосы в каждом направлении), под мостом имеются пешеходные проходы по набережной. До 1986 года по мосту осуществлялось трамвайное движение с Госпитальной улицы.

51.
51.
52. Вид на жилой комплекс «Русская Венеция», построенный чуть выше по течению реки.
52. Вид на жилой комплекс «Русская Венеция», построенный чуть выше по течению реки.

Жилой комплекс на Рубцовской набережной сооружен из панельных домов серии П-44Т/М «ДСК-1» в 1999 году. Ну а мы дошли до дальней точки маршрута, поэтому разворачиваемся и по Госпитальному мосту переходим на правый берег Яузы.

53. Вид с Госпитального моста вверх пот течению реки.
53. Вид с Госпитального моста вверх пот течению реки.
54. Вниз по течению реки.
54. Вниз по течению реки.
55. В начале Рубцовской набережной находится учебно-лабораторный комплекс (УЛК) МГТУ им. Н.Э. Баумана.
55. В начале Рубцовской набережной находится учебно-лабораторный комплекс (УЛК) МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Строился 25 лет. Строительство было начато ещё до распада СССР и закончено при строительстве Лефортовского туннеля Третьего транспортного кольца в 2004 г. Неофициальное название — «Титаник» из-за размеров и схожести объёмов здания с кораблём.

56. Во дворе УЛК в 2007 году был размещён памятник «Русский космос».
56. Во дворе УЛК в 2007 году был размещён памятник «Русский космос».

Представляет собой статую видного советского ученого С.П. Королёва в окружении стилизованных звезд, орбит и шлейфов ракет, держащего в руках первый искусственный спутник Земли.

57. Проходим по Лефортовской набережной по направлению к одноимённому мосту.
57. Проходим по Лефортовской набережной по направлению к одноимённому мосту.
58. Корпус «Энергетическое машиностроение» знаменит тем, что с юго-западной стороны при постройке ТТК была «изъята» часть объёма здания, в результате чего стало одним домом-утюгом больше.
58. Корпус «Энергетическое машиностроение» знаменит тем, что с юго-западной стороны при постройке ТТК была «изъята» часть объёма здания, в результате чего стало одним домом-утюгом больше.
59. Ещё фото главного корпуса МГТУ имени Баумана.
59. Ещё фото главного корпуса МГТУ имени Баумана.
60.
60.
61.
61.
62. На переднем плане — Лефортовская набережная и ТТК, на противоположном берегу Яузы — Лефортовский парк.
62. На переднем плане — Лефортовская набережная и ТТК, на противоположном берегу Яузы — Лефортовский парк.
63. ТТК и съезд на улицу Радио.
63. ТТК и съезд на улицу Радио.
64. Историческая табличка на здании института чёрной металлургии.
64. Историческая табличка на здании института чёрной металлургии.
65. Конструктивистские детали архитектуры здания БД «Яуза Тауэр».
65. Конструктивистские детали архитектуры здания БД «Яуза Тауэр».
66. Интересно, что новый ЖК слева также имеет полукруглый объём на углу.
66. Интересно, что новый ЖК слева также имеет полукруглый объём на углу.

Кирпичное здание с круглыми окнами — очистные сооружения дождевой канализации ТТК.

69. Завершаю пост этим фото, сделанным с территории Лефортовского района.
69. Завершаю пост этим фото, сделанным с территории Лефортовского района.

За Лефортовским мостом видна панорама Басманного района по оси улицы Радио. В XXI веке на заднем плане начали появляться высокие здания, изменившие облик района. В частности, за институтом чёрной металлургии строится новый комплекс зданий Следственного Комитета Российской Федерации.

Ссылка на карту прогулки (номер на ярлыке на карте соответствует номеру фото в посте):

Рекомендую другие посты про ЦАО г. Москвы:

Грузовая станция Москва-Товарная-Рязанская

Прогулка по Красносельскому району

Широкими магистралями Красносельского района

Конструктивистский Русаковский жилмассив

Небольшой бизнес-центр в стиле лофт «Бауманская 11»

Прогулка по переулкам Басманного района

Прогулка по Басманному району: маршрут по Садовому кольцу, Старой Басманной и Спартаковской улицам.

Прогулка по Басманному району. Маршрут по улицам: Казакова, Радио, Бауманской, Бакунинской.

Промышленная архитектура бывшего Московского газового завода

Немного Таганского района города Москвы

Спасо-Андроников монастырь