Сегодня проведу вас по Басманному району столицы вдоль самого крупного притока реки Москвы – реки Яузы. Стартовая точка нашего маршрута расположена у м. Курская, именно от неё удобнее всего добираться до реки Яузы в Басманном районе. Первые несколько фото будут посвящены некоторым интересным местам по пути от метро до Яузы.
Проходим мимо трамвайного кольца у м. Чкаловская к Верхней Сыромятнической улице и, целиком пройдя короткий 3-ий Сыромятнический проезд, поворачиваем налево, на Сыромятнический переулок.
Название «Сыромятники» получило распространение в XVI веке после образования на правом берегу Яузы к востоку от современного Садового кольца дворцовой Сыромятнической конюшенной слободы, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.
Тоннель интересен не только как архитектурное сооружение в виде красивой арки. Внутри тоннеля, в верхней части дорожного полотна реализовано так называемое «трамвайное сплетение». Для пропуска вагонов встречных направлений одна колея заходит внутрь другой – это позволяет пропускать вагоны в обе стороны при крайне небольшой ширине тоннеля. Чтобы вагоны не встретились внутри тоннеля, он снабжен светофорами, один из которых закрыт, если внутри тоннеля есть вагон, движущийся в противоположном направлении.
Насколько мне известно, в данный момент тротуар (на кадре слева) расширен примерно в 2 раза, что повысило удобство прохода пешеходов по тоннелю.
Выйдя из тоннеля, поворачиваем направо и, пройдя по Нижней Сыромятнической улице, выходим на набережную реки Яузы.
Это старейший и единственный каменный железнодорожный мост в Москве. Он был построен в 1865 году в архитектурном стиле «классицизм». Он напоминает своими лапидарными монументальными формами древнеримские акведуки.
Вместе с соседними зданиями оно входит в состав специализированного делового и торгового центра искусства, архитектуры и дизайна Artplay, размещённого на площадях бывшего завода «Манометр». Завод «Манометр» являлся старейшим предприятием России и выпускал предохранительные клапаны, редукционные и паровые клапаны, манометры и вакуумметры, контрольные аппараты для гидравлических процессов, термометры, гидравлические весы, водомеры, другие приборы, применявшиеся во многих отраслях промышленности. В настоящее время производство в Москве прекращено, с 2008 года в зданиях завода разместился дизайн-центр. Часть оборудования и производство переведены в г. Энгельс Саратовской области.
Здание построено в 1901 г., здесь размещалось торгово-промышленное товарищество, крупнейшая в Российской империи и одна из наиболее крупных в мире чаеторговых фирм («Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко.»). Правее красивого здания видна многоэтажная серая коробка – это административный корпус научно-производственного комплекса «Плутон», лидирующего в России предприятия по созданию и разработке электровакуумных СВЧ-приборов широкого спектра применения. Такие приборы АО «Плутон», как импульсные магнетроны, лампы бегущей волны (ЛБВ), а также комплексированные блоки на базе серийно выпускаемых заводом изделий, пользуются большим спросом у производителей радиолокационных устройств различного назначения.
Постепенно движемся вверх по течению реки, наслаждаясь городскими пейзажами, возникающими после каждого поворота русла реки.
План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости, план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг. выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20—25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован, за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом.
После ввода в эксплуатацию Канала имени Москвы в 1937 году предусматривалось строительство его второй очереди — Восточного судоходного канала, с помощью которого планировалось повысить уровень воды в Яузе до необходимого для судоходства уровня. Параллельно в низовьях реки был построен Сыромятнический гидроузел, давший подбор в её центральной части, а ниже него подпор воды давал Перервинский гидроузел на реке Москве. Но реализации планов по строительству Восточного канала помешала Великая Отечественная война.
В середине 1950-х годов с полномасштабной модернизацией ВСХВ в ВДНХ рассматривался вариант запуска прогулочных судов от центра Москвы до выставки, а обводнение участка реки в этом районе планировалось сделать за счет переброски воды из Химкинского водохранилища через Лихоборский канал в реку Лихоборку, являющуюся притоком Яузы и вливающаяся в нее как раз в районе ВДНХ. Но и эти планы не были реализованы.
Фактически судоходство по реке осуществляется только от устья до Сыромятнического гидроузла, протяженность 2,7 км, где в период навигации, с середины апреля и по середину ноября, работает технический флот ГБУ «Мосводосток». Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны и базируются буксиры и несамоходные шаланды, а также самоходные мусоросборщики. Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.0-21. Технические здания гидроузла выполнены в строгой архитектуре, но с декоративными элементами.
АО «Мосгаз» — государственное предприятие, осуществляющее услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Москвы для снабжения газом объектов городского хозяйства и населения.
ПАО «Туполев» – ведущее российское предприятие в области проектирования, производства и послепродажного сопровождения ракетоносцев и самолетов специального назначения. Является головным предприятием дивизиона стратегической и специальной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК» под управлением ГК «Ростех»).
В этом здании расположено конструкторское бюро, тренажёры летчиков, а сборка самолётов на осуществляется на заводах в Казани, Ульяновске. Виртуально прогуляться по корпусу КБ можно, почитав эту статью.
Сооружён в 1952 году на месте старого моста (автомобильного), который соединял Самокатную улицу с ныне упразднённой Салтыковской.
Построен в 2008 году. Расположен на территории бывшего завода «Опыт» им. Туполева, на котором собирали опытные образцы самолётов. Правда, собирали самолёты не целиком, а по частям (фюзеляж отдельно от крыльев). Перед лётными испытаниями их перевозили ночью в Жуковский и уже там осуществляли окончательную сборку и готовили к первому вылету.
Жёлтое здание на переднем плане — бывшая центральная проходная завода им. Туполева. В настоящее время в этом здании расположен офис ООО «Энергокаскад», занимающегося строительством энергетических объектов.
Перед зданием ЛИК виден пролёт Новолефортовского моста, открытого в октябре 2003 года для движения автомобилей по Третьему Транспортному Кольцу.
Здание было построено в 1932 г. в стиле позднего конструктивизма и первоначально тут размещался «Конструкторский отдел сектора опытного строительства» (КОСОС). А в конце 1930-х гг. здание было переоборудовано под «конструкторскую шарашку» ЦКБ-29 — закрытое режимное учреждение НКВД. Здесь располагалось авиационное конструкторское бюро ЦАГИ, работами которого руководил известный авиаконструктор А. Н. Туполев, находившийся в этот период под следствием. Именно в этом здании разрабатывались модели таких самолетов, как Ту-2 и Пе-2.
Построен в 1777 году по проекту архитектора С. Яковлева. Соединяет улицу Радио Басманного района с Красноказарменной улицей Лефортовского района. В 1940 году был реконструирован по проекту инженера В. А. Пащенко и архитекторов К. Т. Топуридзе и И. В. Ткаченко. По мосту осуществляется автомобильное и трамвайное движение.
Из минусов моста — резкое снижение ширины пешеходной дорожки примерно до 80 см на левом берегу Яузы. Два пешехода разойдутся только боком, причём одном придётся это делать в считанных сантиметрах от опасного потока автомобилей.
Комплекс пяти-восьмиэтажных административных зданий, построенных в 1953–1959 годах. Институт создан в 1944 году Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР.
Известен в России и за рубежом своими разработками в области металлических материалов и металлургических технологий, имеет опыт многолетнего сотрудничества со всеми ведущими металлургическими заводами России и стран СНГ, а также предприятиями металлопотребляющих отраслей и научно-исследовательскими институтами.
За 60-летний период деятельности в институте разработаны такие широко используемые в настоящее время технологии, оказавшие огромное влияние на металлургическую промышленность, как применение кислорода и синтетического шлака в сталеплавильном производстве, непрерывная разливка стали, внепечное рафинирование стали, основы современной электроплавки стали и другие.
Новая часть («циркульная» или «высотная») построена в 1951–1959 гг.
Их бауманские традиции тоже не обошли стороной и студенты дали им весьма специфическое название — «шестеро непьющих».
Здание 1960 года постройки. Факультет «Энергетическое машиностроение» включает 10 специализированных кафедр и проводит подготовку высококвалифицированных инженеров, исследователей и разработчиков для передовых научно-исследовательских институтов, институтов Российской академии наук, конструкторских бюро и научно-производственных объединений, занимающихся прогнозированием развития, разработкой, моделированием и созданием новых типов экологически чистых ракетно-космических двигателей и установок, энергетических систем, нетрадиционных источников энергии, поршневых и газотурбинных транспортных двигателей, систем криогеники и кондиционирования, вакуумного оборудования и пневмоавтоматики, физико-энергетических и плазменных энергетических установок, гидромашин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики, комбинированных экобиозащитных систем.
Построен в 1941 году на месте старого арочного каменного моста. По мосту открыто автомобильное движение (по 2 полосы в каждом направлении), под мостом имеются пешеходные проходы по набережной. До 1986 года по мосту осуществлялось трамвайное движение с Госпитальной улицы.
Жилой комплекс на Рубцовской набережной сооружен из панельных домов серии П-44Т/М «ДСК-1» в 1999 году. Ну а мы дошли до дальней точки маршрута, поэтому разворачиваемся и по Госпитальному мосту переходим на правый берег Яузы.
Строился 25 лет. Строительство было начато ещё до распада СССР и закончено при строительстве Лефортовского туннеля Третьего транспортного кольца в 2004 г. Неофициальное название — «Титаник» из-за размеров и схожести объёмов здания с кораблём.
Представляет собой статую видного советского ученого С.П. Королёва в окружении стилизованных звезд, орбит и шлейфов ракет, держащего в руках первый искусственный спутник Земли.
Кирпичное здание с круглыми окнами — очистные сооружения дождевой канализации ТТК.
За Лефортовским мостом видна панорама Басманного района по оси улицы Радио. В XXI веке на заднем плане начали появляться высокие здания, изменившие облик района. В частности, за институтом чёрной металлургии строится новый комплекс зданий Следственного Комитета Российской Федерации.
Ссылка на карту прогулки (номер на ярлыке на карте соответствует номеру фото в посте):
Рекомендую другие посты про ЦАО г. Москвы:
Грузовая станция Москва-Товарная-Рязанская
Прогулка по Красносельскому району
Широкими магистралями Красносельского района
Конструктивистский Русаковский жилмассив
Небольшой бизнес-центр в стиле лофт «Бауманская 11»
Прогулка по переулкам Басманного района
Прогулка по Басманному району: маршрут по Садовому кольцу, Старой Басманной и Спартаковской улицам.
Прогулка по Басманному району. Маршрут по улицам: Казакова, Радио, Бауманской, Бакунинской.
Промышленная архитектура бывшего Московского газового завода
Немного Таганского района города Москвы