Х/ф «Эль-Аламейн» («El Alamein - La linea del fuoco»), Италия, 2002 г.
При поддержке министерства культуры снято, однако!
Приключения итальянцев в Африке.
Дуче сказал «контакт!» - фашистская партия ответила «есть контакт!». И простой итальянский солдат теперь будет есть контакт.
Скажите честно, много современных итальянских фильмов вы видели? А итальянских фильмов о войне? А современных итальянских фильмов о войне? А они, оказывается, есть.
Может быть эпитет «современный» не слишком уж точен, двадцать лет прошло, но тем не менее. А вот эпитет «военный» чуть более точный – фильм про второе сражение у Эль-Аламейна, что развернулось осенью 1942 года. Правда, самого сражения тут нет, просто «место и время». Хотя нет, фильм не «военный». Он отчётливо «антивоенный». Что для итальянцев неудивительно. Впрочем, понятие «антивоенный военный фильм» в мировом кинематографе весьма распространено.
Раз фильм итальянский, говорить о каких-либо знакомых актёрах, режиссёре, сценаристе и прочем смысла нет. Ну кто их знает, итальянцев этих? Хотя, одно лицо тут всё же оказалось мне знакомым. Эпизодическую роль генерала сыграл тогда ещё не пожилой Сильвио Орландо, лично мне известный по роли кардинала в свежем итальянском телесериале «Молодой Папа» с Джудом Лоу.
Ладно, что там у нас в фильме? Нам показывают самый южный фланг итальянского расположения, 17-ю дивизию «Павия», засунутую буквально посреди пустыни, у чёрта на куличках, у впадины Каттара.
Традиционный, можно сказать, штампованный подход – в расположение прибывает молодой новичок (что-то вроде вольноопределяющегося, бывшего студента, добровольно пошедшего на фронт), которому местные «ветераны» показывают, что война не подвиги и слава, а грязь и кровь.
Впрочем, конкретно тут – пыль, песок, жажда, дизентерия, палящее солнце и прочие прекрасные мелочи. Воды нет, артиллерии нет, авиации нет, боеприпасов мало, жрать нечего. И на все эти прелести накладывается итальянский менталитет. И итальянское желание и умение воевать. И итальянская техническая оснащённость. Сцена «охоты» за английским снайпером чего стоит – волочь единственный 81-мм миномёт с другого фланга, выцеливать, чтоб не дай бог не потратить лишнюю дефицитную мину и прочее. Или ночной поход за трофеями с подорвавшегося английского джипа через минное поле. Или полудезертирство на море, чтобы впервые за полгода помыться. Особенно мне понравились взаимоотношения и дисциплина: - слышь, сержант, возьми кого-нибудь, сходи на разведку! – а смысл? – ну, надо! – ладно уж, лейтенант, схожу.
Действие и характеры в фильме достаточно предсказуемы. И посыл достаточно очевидный. И настрой, конечно, антивоенный. И солдатские разговоры типовые: всё плохо, начальство дураки, подыхаем в пустыне непонятно зачем, и так далее. Ну и байки про удачу, смерть и прочий фронтовой фольклор.
В отличие от немцев, у которых во всём фюрер виноват, дескать, вот если бы он не мешал, они бы всех победили, даже два раза, у итальянцев подход другой. Дескать, это у дуче амбиции, а нам бы сидеть в теньке, винишко потягивать, да поплёвывать на всё. Но если уж ему, дуче, так хочется, чтобы мы воевали – мы повоюем, но вместо гуталина для надраивания сапог, прислал бы, что ли, боеприпасов и пожрать.
В итоге получаются довольно избитые штампы смешанные с совершенно неожиданным антуражем.
Фильм бюджетом не блещет, потому ни толковых боевых сцен ни товарного количества техники нам не показывают. Ну, ездят туда-сюда грузовички, легковушки да мотоциклики, вот и всё.
А раз фильм у нас называется «Эль-Аламейн», кончается всё, сами понимаете чем. После того, как англичане ночным зерг-рашем, при поддержке БМП «Брэдли» и ещё чего-то такого, сугубо послевоенного (ночью с включенными фарами! вот у кого Жуков идею-то подрезал! :-) ), прорывают итальянские позиции, начинается эпичный драп по пустыне. «Маре, белла донна, э ун белль канцоне, сай ке ти амо, семпре амо…» «В общем, все умерли» (с). Ну ладно, почти все.
Стоит ли смотреть этот фильм? По большому счёту, если ради экзотики, то можно. Но ничего нового, ни драматического, ни технического, вы из него не вынесете.