Когда работали на рынке, мы были предоставлены сами себе. Приезжай, когда хочешь, свернул палатку и уезжай домой в любое время. Можешь иметь два выходных, неделю и даже месяц! Но на практике оказалось, что все коммерсанты (и мы, в том числе) работали вообще без выходных дней. Это продолжается и по сей день, хотя прошло уже больше 25 лет.
Торговля в магазине имела некоторые нюансы: режим работы нужно было строго соблюдать. Если ты опоздаешь на 5 минут, магазин уже откроют, а отделы не запирались. Единственная преграда - табуретка, которую можно было легко передвинуть и зайти в отдел. Обеденный перерыв тогда ещё не отменили, и он продолжался целый час, как раз в то время, когда ходит много покупателей. Мы кушали примерно 30 минут (еду обычно носили из дома). Потом укладывались спать прямо на двух табуретках, укрывшись своим пальто. Продавцы с отдела одежды особо не заморачивались - в обед они ложились на маленькие витрины, укрывшись новыми пуховиками, которые после сна снова вешали и продавали. Когда заканчивалось время обеденного перерыва, покупатели активно стучали в окна магазина, и мы работали до вечера ещё 5 часов.
Вечером мы закрывали магазин в 19 часов. Причём должны были сделать это одновременно. Дежурная продавщица (по очереди) держала замки наготове (обычно за 15 минут до окончания работы) и стояла у дверей, поторапливая своих коллег, то есть нас, и не впуская новых покупателей в магазин.
Около нашего отдела "Канцтовары" именно вечером всегда толпился народ. Родители покупали детям школьные принадлежности, сами детишки с портфелями за плечами брали цветную бумагу, клей и пр. на завтра. Студентки с педучилища лезли без очереди и срочно требовали ручку и тетрадку.
- Мы торопимся! - кричали они и убегали на своих каблучках.
В среду подошла очередь дежурить Глафире. Это была женщина 47 лет, с чёрными глазами, немного в оспинку лицом. Она работала продавцом в большом отделе "Трикотаж". На вопрос:" хозяйка ли вы?" отвечала:
- Нет, я числюсь сотрудницей трикотажной фабрики города Р. Мне товар оттуда привозят 1 раз в неделю. Цены дают фиксированные, и зарплату получаю от фабрики.
Ко всем арендаторам Глафира относилась с ноткой высокомерия и неоднократно подчёркивала:
- У меня всё фабричное, качественное!
И вот в день своего дежурства Глафира, не дожидаясь меня, выключила свет во всём здании и заперла первую дверь-решётку на замок. Я уже одевалась, но этого не ожидала. Не успев одеть второй сапог, побежала к выходу, отчаянно крича:
- Подождите! Не запирайте дверь! Я ещё не вышла!
Все продавщицы уже разошлись (зима, охота скорее попасть домой), и снаружи была только дежурная. Увидев меня, она как будто удивилась:
- А ты что, ещё не вышла?
- Вы же знаете, что у меня много покупателей и я обслуживала до последней минуты. Подождите, пока я оденусь. Вместе выйдем.. - сказала я, чуть не плача.
- В другой раз будешь заранее готовиться! - назидательно произнесла Глафира.
Через много лет я не вижу объяснения поведению Глафиры. Зачем ты так поступила? Зависть - чему завидовать? Злость? Но ведь если бы у тебя были покупатели, ты не прогнала же бы их? Ведь я бы стояла и ждала тебя?
Я оделась, вышла, и не попрощавшись, пошла домой.
Дорогие читатели, какое ваше мнение? Напишите, буду ждать.