У каждого художника, как у артиста, есть амплуа. Один пишет прекрасные пейзажи, другой – портреты, третий натюрморты. Виктория Денисова – превосходный анималист. У нее есть дар изображать животных реалистично и в то же время эмоционально, причем одинаково достоверно и в движении, и в статике. В нашем издательстве вышло несколько ее книг, которыми мы очень гордимся. Первым ее проектом в «ЭНАС-КНИГЕ» была сказка Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Нам так понравилось, что мы решили сделать еще одну сказку из «Книги Джунглей» и предложили Виктории нарисовать «Белого котика». Результат превзошел наши ожидания. И тогда мы решили выпустить сборник со сказками знаменитого англичанина «Мы с тобой одной крови». Сегодня это один из бестселлеров нашего издательства. Виктория создала чудесные образы для книги Ганса Фаллады «Фридолин, нахальный барсук», а недавно вышел сборник «Истории из щенячьей жизни» с ее иллюстрациями.
Всегда интересно узнать поближе творческую кухню художника, понять, из чего вырастает талант, как складывается призвание, ведь в детской иллюстрации не бывает случайных людей. Невозможно заниматься детской книгой и не любить ее.
Сегодня мы с удовольствием знакомим читателя с художником Викторией Денисовой.
– Расскажите о себе. Где вы выросли и кем были ваши родители? Есть ли у вас братья и сестры?
Я родилась и выросла в Москве, в семье художников. Мама и папа работали художниками-оформителями. Сестер-братьев нет.
– Когда вы начали рисовать? Сохранились ли ваши детские рисунки? Может быть, вы поделитесь с нами одним из них? Интересно, с чего начинаются художники.
Если верить семейным легендам, рисовать начала в 3 года. С тех пор сохранилось, конечно, немного рисунков.
Вот один из них. Нарисовала, когда мне было 6 лет, после просмотра фильма «Всадник без головы».
А это рисовала, когда мне было лет 11 – 12. Тушью.
– Поддерживал ли вас кто-то из семьи в стремлении стать художником? И если была такая поддержка, то в чем она заключалась?
Мое увлечение рисованием, конечно, поощрялось: пачки альбомов, карандашей, кистей и «Ленинградские акварельные краски» всегда были под рукой. Иногда брала у родителей темперу (они в основном ею работали, рисовали плакаты для авиационного института) и пыталась ей рисовать. Попробовала уголь, сангину, тушь. Всяких художественных материалов дома было всегда много и в свободном доступе. Могла сидеть часами, не отрываясь рисовать.
– Вы окончили художественную школу?
Художественная школа меня как-то миновала. Были, конечно, разные кружки рисования, но в основном училась дома. И спросить было кого и было что почитать. Учебных книг по рисунку и живописи дома было довольно много. Помню, когда еще не умела читать, то просто смотрела картинки, что-то пыталась повторить.
– Где вы учились после школы?
После девятого класса пошла в реставрационное училище по специальности «лепщик-реставратор, реставратор декоративных художественных покрасок». Это скорее была необходимость: в то время с деньгами было очень туго, а при такой учебе можно было хоть что-то заработать. Но очень хотелось рисовать и в дальнейшем стать иллюстратором, поэтому дополнительно занималась на подготовительных курсах при Академии печати и у частного преподавателя. Неожиданно для себя втянулась в реставрацию и через несколько лет закончила Институт искусства реставрации на факультете «Реставрация архитектурного наследия» по профессии инженер-реставратор. Проработала несколько лет руководителем проектного отдела в реставрационной фирме. Но желание рисовать все же в итоге взяло верх.
– Помните ли вы свой первый заказ на иллюстрации от издательства? Что это была за книга?
Иллюстрации в «Лучшую книгу о животных». Для этой книги трудились несколько хороших художников, и я очень гордилась, что получила такой заказ.
– Из чего вообще вырастает желание стать художником? И почему у одних людей оно реализуется, а у других нет, как вы считаете?
Желание стать художником вырастает, наверное, благодаря богатому воображению. Оно возникает у тех, кто хочет поделиться своим видением мира, и у тех, кто любит рисовать. Наверное, играет роль сильное желание стать художником. Трудолюбие, усидчивость человека тоже очень важны.
– Вы рисуете лошадей как человек, совершенно влюбленный в этих животных. Наверное, с этим связана какая-то история? Расскажете?
Лошадей любила всегда, вот как начала рисовать, примерно с того же возраста. Не знаю почему, но я ими с детства восхищалась. Лет до семи сама хотела быть белой лошадью (!).
– У вас необыкновенный дар рисовать мир живой природы. Звери, птицы, лягушки, змеи, даже насекомые – просто волшебные. Расскажите о процессе работы над иллюстрацией. Вот она рождается в голове... Как вы выбираете ракурс, стилистику книги? Делаете ли эскизы? Или сразу рисуете с листа?
Спасибо! Содержание книги само часто мне подсказывает, как она будет выглядеть, когда ее нарисую. Я вижу книгу в целом, и потом уже начинается проработка иллюстраций. Иногда рисую сразу, продумав все хорошо в голове, бывает, что все складывается само собой. А с некоторыми иллюстрациями приходится повозиться, там и множество эскизов, и протертая до дыр бумага. Хочется же, чтобы красиво получилось и читателям понравилось, да и самой тоже.
– Вы делали иллюстрации к нескольким нашим книгам. Из всех образов мы особенно любим вашего белого котика. Это образ невероятно милый и беззащитный, очень детский. Расскажите, какую из наших книг было легче рисовать и почему?
Вот белого котика и было легче всего рисовать. Работа прошла на одном дыхании. Уж очень мне эта сказка легла на душу. Она необычная, и главный герой нестандартный. Сказок про морских котиков очень мало.
– Если у вас есть дети, что вы им читаете? И почему?
Есть дочка, ей уже 15 лет, так что читает сама. В детстве, конечно, читала ей сказки, в том числе про животных. Мы их любим, это у нас семейное.
– Как вы видите будущее детской книги и книги вообще? Как вы видите роль художника в издательском деле?
Я оптимист, думаю, что будущее будет светлым. Вижу, что книг издается много, и среди них есть шикарные издания с красивейшими иллюстрациями. Может быть, печатных книг будет меньше, они перейдут в электронный формат. Но для детей все равно всегда будут создавать яркие, красочные книги с картинками. И художник играет в книге очень важную роль. Он визуализирует мысли и фантазии писателя и может в некоторых моментах добавить к образу что-то свое, расширить границы читательского восприятия.
У каждого человека есть принцип, которому он следует в жизни. А каким принципом вы руководствуетесь в вашем творчестве и в жизни?
Мне очень важно, чтобы не было стыдно за свои иллюстрации и поступки. От книги к книге стараюсь совершенствовать свои навыки рисования.
Спасибо за замечательное интервью, Виктория! Желаем вам интересных проектов и успехов в творчестве! С нетерпением ждем новые книги с вашими иллюстрациями.
Книги из подборки к статье можно посмотреть на сайте издательства "ЭНАС-КНИГА".
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ.