Тема человеческого братства - что это понятие означает для военного человека ? В какой момент люди начинают чувствовать, сидя в окопе и сражаясь за бессмысленных кровопивец ( царя, папа, помещика), что братство и есть суть человеческой жизни? Что за чужие, не имеющие никакого отношения споры, люди отдают свои жизни, а в момент принятие смерти думают лишь о родном крае, необработанной земле, семье... Да, это тема благородно разъяснена М.А. Шолоховым в романе "Тихий Дон", но интереснее всего для меня было рассмотреть ранний его небольшой рассказ на эту тему. Спасибо что читаете!
Так произведение и начинается с рассуждения рассказчика о германской войне, куда его забрали в 1915 году. Как в окопах сидели безвылазно четыре месяца, как вши их заели, и главное в его мыслях проскальзывает непонимание происходящего, будто "чужое варево хлебали". Тоска заело его, по коню соскучился, по семье своей одинокой... А война все продолжается, стариков гонят туда - яркий защитников царя-богомольца, где молодежь взбунтовавшаяся смерть раннюю принимать не хочет. Начали они бить солдатиков винтовками, а у рассказчика сердце кровью обливается: "Как я могу человека в энту могилу гнать, ежели я сам там жизни решался,жил в земле, как сусли?" Не мог он такое вытерпеть морально, особенно когда видел посиневшие и окровавленные лица молодых мальчиков...и начал других колошматить, все закипело вокруг в этот момент широкой волной волнения.
Самое завораживающее и по братске волнительное впереди. Опять сажают стариков в окопы, а рядом австрийцы, в таком же положении. Так и хочется от скуки и худого положения рассказчику собраться с ними и спросить наболевшее: "За что воюете?" И дальше с чувством большого воссоединения говорит: "Разделили народ проволокой, как скотину, а ить австрийцы такие же, как и мы. Всех нас от земли отняли, как дитя от сиськи. Должно у нас ить один язык быть". Дальше особый момент: застревает в проволокой зверь- вроде оленя, а австрийцы по доброму обещают не стрелять, только чтобы зверя освободить несчастного. Не получается у казаков побороть страх у зверя-близко не подпускает к себе; на что австрийцы без винтовок бегут с ножницами на подмогу. Даже и не вериться, что такое могло быть, но было же - факт! Объединение закончилось удачливо, долго они пробыли в окопах у наших, у рассказчика слезы крупные лились от происходящего, что даже слов не мог собрать воедино. Но успокоившись попался ему немолодой австрияк, долго непонимающими друг друга словами переменивались они, но это было не важно, главное что душа понимала одно, что войну нужно прекращать, на что в ответ было абсолютное согласие. Потом казачки решили пойти к австрияком в окоп, на что офицеры напугались и ходу дали; там наши повторялись, что родня мы, а не враги друг другу, по плечу похлопывали. Вокруг них была такая атмосфера, что от такого воссоединения братского нашли они язык один для понимая, "шумят со слезами и целоваться лезут". Потыкали они все свои оружия в грязь, а спустя время переворот в Петрограде произошел, царя прикончили.
Заканчивается рассказ словами одного из солдат:
"Думаю: вот бы собраться, по‐доброму погутарить. Нет возможностев! Разделили народ проволокой, как скотину, а ить австрийцы такие же, как и мы. Всех нас от земли отняли… Должон у нас ить один язык быть."