Поворотный момент в истории Тибета наступил в 1949 году, когда Народно-освободительная армия КНР впервые вступила на территорию Тибета. Тибет нужен был китайцам для стратегического и геополитического усиления страны, милитаризации границы с Индией, а также он был богат природными ресурсами, с пропагандистской стороны - для освобождения от феодального ига. После быстрой победы над небольшой тибетской армией и оккупации половины страны китайское правительство в мае 1951 года наложило на тибетское правительство так называемое «Соглашение из 17 пунктов о мирном освобождении Тибета». Поскольку оно было подписано под принуждением, соглашение не было достигнуто в соответствии с международным правом. Присутствие 40 000 солдат в Тибете, угроза немедленной оккупации Лхасы и перспектива полного уничтожения тибетского государства не оставили тибетцам особого выбора.
По мере усиления сопротивления китайской оккупации, особенно в Восточном Тибете, резко усилились репрессии со стороны Китая, которые включали разрушение религиозных зданий и заключение в тюрьмы монахов и других лидеров общин. К 1959 году народное восстание завершилось массовыми демонстрациями в Лхасе. К тому времени, когда Китай жестоко подавил восстание, только в районе Лхасы 87000 тибетцев были убиты, а Далай-лама бежал в Индию со 100000 тибетцами, где он теперь возглавляет тибетское правительство в изгнании со штаб-квартирой в Дхармсале, Индия. В 1963 году Далай-лама обнародовал конституцию демократического Тибета. В максимально возможной степени он успешно осуществляется правительством в изгнании.
В Тибете сегодня нет свободы слова, религии или прессы, и диссиденты продолжают деспотично уничтожаться. Принудительный аборт, стерилизация тибетских женщин и переселение китайских граждан с низкими доходами угрожают выживанию уникальной культуры Тибета. В некоторых тибетских провинциях китайских поселенцев в 7 раз больше, чем тибетцев. По оценкам правительства Китая, с 1959 года было вывезено древесины на сумму более 54 миллиардов долларов. Более 80% их лесов были уничтожены, а также утилизировано большое количество ядерных и токсичных отходов.
Есть конечно и положительные стороны китайской оккупации, например это то что Тибет до вторжения был очень отсталой, изолированной, феодальной и теократической страной. Оккупация Тибета шла с лозунгами освобождения простого тибетского народа от феодального гнета и религиозного одурачивания. Китайцы постепенно принесли цивилизацию в этот регион, а они сейчас на минуточку одна из самых развитых и передовых стран мира со 2-ой экономикой в мире.
Между тем в Тибете религиозные преследования, постоянные нарушения прав человека и массовое разрушение религиозных и исторических зданий оккупационными властями не смогли уничтожить дух тибетского народа и разрушить национальную самобытность. 1,2 миллиона тибетцев (более одной шестой населения) погибли в результате китайской оккупации. Но новое поколение тибетцев, похоже, так же решительно настроено восстановить независимость страны, как и старшее поколение.
В течение 2000-летней истории Тибета страна находилась под иностранным влиянием только на короткие периоды времени в 13-18 веках. Немногие независимые страны сегодня могут претендовать на столь впечатляющий рекорд. С правовой точки зрения Тибет не утратил своей государственности. Это самостоятельная страна в условиях незаконной оккупации. Ни военное вторжение Китая, ни продолжающаяся оккупация НОАК не передали суверенитет Тибета Китаю. Как указывалось ранее, китайское правительство никогда не заявляло, что оно получило суверенитет над Тибетом путем завоевания. Его претензии основаны исключительно на предполагаемом подчинении Тибета несколькими из самых сильных правителей Китая в XIII и XVIII веках, но они по факту сейчас не актуальны.