Ближе к 1944 году, когда наша противотанковая самоходная установка СУ-100 начала устаревать, причин так считать было несколько, например:
- повышенный износ орудия
- невозможность увеличения бронезащиты, т.к из-за большой массы передние катки уже работали на пределе своих возможностей
- устарела ходовая и трансмиссия
Инженерам было поручено начинать разработку чего-нибудь способного заменить старичка.
В конструкцию СУ-101 были собраны как уже производимые серийно, так и совершенно новенькие узлы, агрегаты и механизмы. Его корпус сделали сварным. Установили катаные листы бронестали с применением подходящих углов наклона.
Новая СУ-101 уже превосходила сотку в бронировании: толщина лобовой брони корпуса составляла 9 сантиметров с наклоном 27 гр., рубка 12.2 см с наклоном 35 градусов..
В качестве орудия поставили стомиллиметровую пушку Д-10С, а в СУ-102 орудием выступала пушка Д25-С (калибром 122 миллиметра) и дульным тормозом.
Ходовую практически всю собрали как у Т-44, а гусеницы и катки позаимствовали у легендарного Т-34-(85).
Проводили испытания в в 1945 г. Первоначально планировали создать два вида САУ, с установкой пушки калибром 100мм и 125 мм, но с завершением войны их кол-во сократили.
На испытаниях первое впечатление было хорошим. Су-101 превзошел "ЯгПантеру" немцев и другие самоходки союзников.
При этом скоростные качества и проходимость были как у среднего советского танка Т-44. Основным недостатком было тесное боевое отделение, которое слишком нагревалось при постоянно работающем двигателе, из-за чего экипаж боевой машины не мог там находиться.
Второй недостаток это очень сильное воздействие ударной волны выстрела на крышу.
На вооружение их не приняли. Был принят танк Т-54, который ничем не уступал по огневой мощи, и не имел таких недостатков как у самоходки.