Ян Вермеер Делфтский (настоящее имя - Иоаннес Вермеер ван Делфт)
Нидерландский художник Ян Вермеер родился в 1632 году в Делфте, потому и получил прозвище «делфтский». Там же, в Делфте, спустя 43 года был похоронен. Оставил после себя 8 детей, выживших из одиннадцати наследников, и около 30 картин, дошедших до нас и считающихся величайшими достижениями голландской живописной школы. Что так и есть.
Преобладающая тема в картинах Вермеера конца 1660-х - письма. В художественном наследии великого голландца тема письма присутствует в четырёх картинах, с которыми предлагаем познакомиться читателям.
«Девушка, читающая письмо у открытого окна», 1657г.
На картине в центре комнаты изображена в профиль молодая девушка перед открытым окном. На переднем плане находится стол, на котором в складках скатерти стоит ваза с фруктами. Взгляд девушки обращён на письмо, которое она держит в руке, её лицо отражается на оконном стекле. Как показала рентгенограмма, занавес на правом крае картины появился позднее, скрыв изображённого там изначально купидона.
В картине ощущается скрытый эротический подтекст. Так, яблоки и персики во фруктовой вазе являются намёком на грехопадение Адама и Евы. Открытое окно трактуется, как желание вырваться из замкнутого помещения.
«Девушка со своей служанкой, которая держит письмо», 1667 г.
Это картина, созданная Яном Вермеером, находится сейчас в коллекции Фрика в Нью-Йорке. На холсте маслом изображены две женщины - госпожа и ее горничная, которые смотрят на любовное письмо, адресованное госпоже. Или, наоборот, письмо, написанное госпожой к любимому человеку?
Известный поэт, наш современник, Борис Ханин так говорит об этой картине и её вечной загадке:
«Вермеер. " Дама и её служанка
с письмом". Письмо в картине, как загадка.
Решение её мы ищем каждый раз,
Как только видит это полотно наш глаз.
…………………………………………………
Хозяйку только в профиль видит зритель:
Прическу с жемчугом вы осмотрите.
На шее жемчуг дополняет сей наряд.
Жемчужные сережки привлекают взгляд.
Взгляд привлекает желтый цвет жакета.
Он с белым сочетается при этом.
Хозяйка на служанку направляет взгляд:
Довольно скромен той простой наряд.
Так платье темное со светлою рубашкой
Назвать небедным можно, но с натяжкой.
Она вопрос своей хозяйке задает,
Держа в руке письмо, ответа ждет.
Мы снова возвращаемся к хозяйке:
В руке её перо и без утайки
Она строчит любовнику письмо,
А, может быть, в руках у горничной оно?
Не знает та, куда его доставить?
А может от него письмо? Представить
Такое можно, и притом, весьма легко.
На это не ответит нам никто.
Хоть разница видна меж ними в классе
(Одежда, положенье), соучастье
В делах любовных, что уравнивает их,
Психологически, как равенство двоих.
Продолжение следует…
Елена Серебренникова, методист МВЦ
Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.