Найти в Дзене

Письма...и живопись. Ян Вермеер

Ян Вермеер Делфтский (настоящее имя - Иоаннес Вермеер ван Делфт)
Нидерландский художник Ян Вермеер родился в 1632 году в Делфте, потому и получил прозвище «делфтский». Там же, в Делфте, спустя 43 года был похоронен. Оставил после себя 8 детей, выживших из одиннадцати наследников, и около 30 картин, дошедших до нас и считающихся величайшими достижениями голландской живописной школы. Что так и

Ян Вермеер Делфтский (настоящее имя - Иоаннес Вермеер ван Делфт)

Нидерландский художник Ян Вермеер родился в 1632 году в Делфте, потому и получил прозвище «делфтский». Там же, в Делфте, спустя 43 года был похоронен. Оставил после себя 8 детей, выживших из одиннадцати наследников, и около 30 картин, дошедших до нас и считающихся величайшими достижениями голландской живописной школы. Что так и есть.

Преобладающая тема в картинах Вермеера конца 1660-х - письма. В художественном наследии великого голландца тема письма присутствует в четырёх картинах, с которыми предлагаем познакомиться читателям.

Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657 г.
Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657 г.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна», 1657г.

На картине в центре комнаты изображена в профиль молодая девушка перед открытым окном. На переднем плане находится стол, на котором в складках скатерти стоит ваза с фруктами. Взгляд девушки обращён на письмо, которое она держит в руке, её лицо отражается на оконном стекле. Как показала рентгенограмма, занавес на правом крае картины появился позднее, скрыв изображённого там изначально купидона.

В картине ощущается скрытый эротический подтекст. Так, яблоки и персики во фруктовой вазе являются намёком на грехопадение Адама и Евы. Открытое окно трактуется, как желание вырваться из замкнутого помещения.

Девушка со своей служанкой, которая держит письмо. 1667 г.
Девушка со своей служанкой, которая держит письмо. 1667 г.

«Девушка со своей служанкой, которая держит письмо», 1667 г.

Это картина, созданная Яном Вермеером, находится сейчас в коллекции Фрика в Нью-Йорке. На холсте маслом изображены две женщины - госпожа и ее горничная, которые смотрят на любовное письмо, адресованное госпоже. Или, наоборот, письмо, написанное госпожой к любимому человеку?

Известный поэт, наш современник, Борис Ханин так говорит об этой картине и её вечной загадке:

«Вермеер. " Дама и её служанка
с письмом". Письмо в картине, как загадка.
Решение её мы ищем каждый раз,
Как только видит это полотно наш глаз.
…………………………………………………
Хозяйку только в профиль видит зритель:
Прическу с жемчугом вы осмотрите.
На шее жемчуг дополняет сей наряд.
Жемчужные сережки привлекают взгляд.

Взгляд привлекает желтый цвет жакета.
Он с белым сочетается при этом.
Хозяйка на служанку направляет взгляд:
Довольно скромен той простой наряд.

Так платье темное со светлою рубашкой
Назвать небедным можно, но с натяжкой.
Она вопрос своей хозяйке задает,
Держа в руке письмо, ответа ждет.

Мы снова возвращаемся к хозяйке:
В руке её перо и без утайки
Она строчит любовнику письмо,
А, может быть, в руках у горничной оно?

Не знает та, куда его доставить?
А может от него письмо? Представить
Такое можно, и притом, весьма легко.
На это не ответит нам никто.

Хоть разница видна меж ними в классе
(Одежда, положенье), соучастье
В делах любовных, что уравнивает их,
Психологически, как равенство двоих.

Продолжение следует…

Елена Серебренникова, методист МВЦ

Дорогие друзья! Подписывайтесь на наш канал и следите за новостями.