Найти тему
Bench

Кто управляет нашим выбором?

Как часто, покупая различные безделушки, Вы испытываете приятное наслаждение? Раз в неделю или может раз в месяц? Если это происходит очень часто, то, возможно, вы страдаете ониоманией или в простонародье – шопоголизмом. Каждый, кто живет в современном обществе, обладает такой социальной ролью, как потребитель. Это нормальное явление, учитывая текущий процесс глобализации и развитие рыночной экономики. Поэтому для каждого члена общества становится актуальным учиться «рациональному потребительскому поведению». Но под воздействием маркетинговых инструментов, не у всех людей получается делать осознанные покупки. Бездумно приобретая понравившийся товар, покупатель испытывает приятные переживания, которые, увы, довольно быстро проходят. У покупателя возникает чувство неопределенности, вины и раскаяния, после чего весь цикл начинается заново.

От 30 до 80% ненужных вещей покупают люди во время шопинга.
В России от ониомании страдает около 7% населения.

Если Вы оказывались в подобной ситуации, то давайте продолжим обсуждение и попробуем подумать, как этого избежать.

-2

1. Не обращайте внимания на стереотипы.
Известно ли Вам что-нибудь о "налоге на розовое"? Представим ситуацию, в которой у среднестатистической женщины возникает потребность в покупке бритвы. Она направляется в магазин и перед ней встает выбор: купить, как написано на упаковке, женскую розовую или мужскую синюю бритву? Учитывая факт того, что оба товара обладают одинаковым качеством и произведены одной фирмой. Даже тогда с 70% вероятностью она возьмет розовую, так как именно этот цвет в обществе считается женственным и «девчачим». Подобным образом поступают многие представительницы прекрасного пола, отсюда цены на розовую продукцию зачастую выше, чем на товары с тем же качеством, но других цветов.(Особенно часто это используют для продажи вещей личного пользования). Спрос рождает предложение, а соответственно растет и цена.
Поэтому в данной ситуации было бы целесообразнее обдумать решение и взять то, что для Вас более выгодно, т.е. "мужскую" бритву. И не стоит стыдиться, так как именно этого от Вас ожидают маркетологи. Манипулируя Вашими чувствами, они ненавязчиво указывают, как лучше поступить.

-3

2. Не ведитесь на поводу эмоций.
Человек устроен так, что ему нравится получать мгновенное удовольствие, без лишних действий. Это может помочь справиться со стрессом, но надолго ли? Скорее нет.
Приведу пример. В апреле этого года моя семья оказалась в плачевном финансовом положении из-за начавшегося карантина. Это вызвало продолжительный стресс у моей мамы. Одним днем мы направились в канцелярский магазин. Проходя мимо витрин, мама заметила комплект 20 акварельных карандашей "всего" за 900 рублей. В тот момент ее состояние изменилось и у нее возникло острое желание их приобрести. Зная свою маму, я понимала, что пользоваться она ими точно не будет, как и теми раскрасками-антистресс, которые приобрела два года назад, но с тех пор их даже не открыла. Мы долго спорили о необходимости данной покупки, и у меня получилось настоять на своем и отговорить маму, напоминая ей о нашей ситуации. В магазине она на меня обиделась, но уже дома поняла, что хотела поступить на поводу своих эмоций.
Поэтому необходимо учиться контролировать эти порывы.

-4

3. Ищите взаимозаменяемые товары.
Для нас привычно и удобно покупать определенный продукт, лежащий на определенном стенде, определенного магазина. Поверьте, об этом месте знаете не только Вы, но и сотня других людей, а также видеокамеры, по которым это видно. Так маркетологи оценивают наше поведение и знают, что, подняв цены, мы не откажемся от данной продукции, поскольку привыкли брать именно ее. В худшем исходе наши потребительские привычки и предпочтения могут выйти за рамки и превратиться в зависимость от конкретной продукции. В момент роста цен Вы не обратите на это внимание. А если товар снимут с производства, Вам будет морально тяжело найти ему замену,
поэтому важно научиться делать это заранее.


-5

4. Совершая покупку, будьте эгоистом.
В рекламе нам часто говорят, что без определенного товара (будь то посудомоечная машина или косметическое средство) мы просто не сможем жить полноценно. Это вызывает неподдельное чувство страха и паники у человека. У каждого есть свои триггеры.


  • Триггеры - это прием психологического воздействия на подсознание человека, который активирует его инстинкты и побуждает к совершению целевого действия

У женщин часто встречается страх старости, поэтому компании рекламирует крема для лица против морщин. На упаковках часто так и пишут: «оставайтесь молодой и красивой». Или даже напрямую указывают, что нужно делать: «Ухаживайте за собой, любите себя, и ваша кожа отблагодарит вас за это». Все в порядке, если подобными уходовыми средствами пользуются женщины средних лет. Но гораздо чаще их покупают и применяют молодые девушки. Они боятся услышать общественное порицание, то есть зависят от общественного мнения. Это приводит к появлению комплексов, а единственная возможность избавиться от них – конечно же, купить вещь, которая «гарантированно» поможет. Поэтому имейте свое собственное мнение и в первую очередь думайте о себе.

-6

5. Составляйте списки и план потенциальных покупок.
Планирование покупок в особенности актуально для людей старшего поколения. Как часто Ваша мама или бабушка уходили "за хлебом", а возвращались с двумя тяжеленными пакетами разных продуктов? В магазине, видя знакомый стенд, Вы вспоминаете, что брали уже оттуда товар когда-то, следовательно, надо сделать это снова. Так вырабатывается потребительская привычка, что приводит к покупке лишних товаров.
Составив список продуктов, возьмите ограниченную сумму, которой планируете воспользоваться, чтобы избежать траты лишних денежных средств.


Пожалуй, этих пяти советов хватит на первое время, чтобы помочь Вам научиться формировать
рациональное потребительское поведение. Я также надеюсь, что однажды проблема потребления приобретет мировую огласку, и тогда меньше людей будет на это вестись. Важно запомнить, что не потребитель подстраивается под маркетинговые инструменты, а маркетологам приходится подстраиваться под потребности потребителей.
Также хочется отметить, что цель статьи не призывает Вас отказаться от покупки брендовых товаров, а лишь хочет научить Вас принимать более разумные решения.
Источники: "Вынос мозга!", "Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя" Мартина Линдстрома.
Автор: Син-Нат