К 80-ию со дня его рождения (27 ноября), составил творческий путь и наследие великого мастера кунг-фу.
Игра "смерти"
После изнурительных съемок «Входит дракон» мастер вернулся в Гонконг и продолжил работу над своим любимым детищем — «Игра смерти», — параллельно продолжая переговоры по поводу своего громкого голливудского дебюта. За неделю до премьеры, 20 июля 1973 года, он после трудного дня принял таблетку обезболивающего и лег спать, а спустя несколько часов скончался в одной из больниц Гонконга от, как показала экспертиза, отека головного мозга. О том, что стало причиной фатальной аллергической реакции, медики спорят до сих пор. Однако преданные фанаты по всему миру отказывались верить, что непобедимого мастера сразил обычный аспирин. Сразу появилось множество самых безумных теорий, от конспирологических до мистических, которые с жадностью подхватила желтая пресса, подкрепляя их многочисленными слухами о банкротстве, изменах и даже наркомании Брюса Ли (последние, как затем выяснилось, проплачивала страховая компания звезды, чтобы не платить компенсацию). Среди самых известных версий — месть вездесущей триады (с которой Ли якобы связался еще в молодости) или же китайских консерваторов, не желающих делиться с Западом древними тайнами. Причем в качестве орудия убийства назывался не только яд, но и мифический «удар отсроченной смерти», который Ли когда‑то получил от таинственного мастера на съемках. Подозрения падали и на многочисленных коллег-завистников и деловых партнеров, тоже якобы связанных с криминалом, что для Гонконга, впрочем, не было такой уж редкостью.
Масла в огонь подлила и вышедшая через несколько лет после кончины мастера «Игра смерти» Роберта Клауса. Желая нажиться на наследии уже ставшего легендой Ли, обладатели прав на название и десятиминутный отснятый материал (три боя на этажах той самой пагоды) досняли фильм с помощью нескольких дублеров и ужасающего качества комбинированной съемки (в одной из сцен на зеркало, в которое смотрит актер, просто приклеили фотографию Ли). При этом из имеющегося материала вырезали все важные диалоги, чтобы они не вносили сумятицу в и без того путаный сюжет о звезде боевиков Билли Ло, инсценирующем собственную смерть, чтобы хитростью победить могущественный преступный синдикат, держащий в страхе весь шоу-бизнес. Эта беззубая поделка еще больше распылила самых доверчивых и впечатлительных поклонников мастера.
Уже много позже из имеющегося рабочего материала была смонтирована 30-минутная версия «Игры смерти», которая наиболее близка к оригинальной задумке Брюса Ли.
При этом спустя ровно 20 лет в семье Ли произошла еще одна трагедия — в возрасте 28 лет на съемках мистического триллера «Ворон» погиб его сын Брэндон — подающий надежды актер, для которого этот фильм (впоследствии обретший культовый статус) должен был стать новой ступенью карьеры и возможностью наконец выйти из тени отца. Но все перечеркнула простая халатность на съемках, из‑за которой Брэндон был тяжело ранен выстрелом из небоевого пистолета и вскоре скончался в больнице. Разумеется, такая трагическая рифма в судьбах отца и сына вызвала новую волну слухов и мистификаций, которые окончательно поставили Брюса Ли в один ряд с другими любимчиками конспирологов вроде президента США Джона Ф.Кеннеди или поп-идола Элвиса Пресли.
Настоящей же причиной гибели звезды в расцвете сил, скорее всего, было просто невероятное перенапряжение — физическое и моральное. Подобно рок-звездам того времени он жил на износ, изматывая свое тело запредельными тренировками похлеще любых наркотиков. Всего за пару месяцев до смерти на озвучке «Выходит дракон» у него случился припадок, после которого ему прописали препарат от эпилепсии. На фоне многочисленных травм он постоянно приправлял его коктейлем из обезболивающих и всевозможных народных гонконгских снадобий. Это, судя по всему, и привело к трагедии, из‑за которой Брюс Ли стал очередным гением, сгоревшим на пике головокружительной славы.
Наследие дракона
Переоценить вклад Брюса Ли в кинематограф невозможно. Ключевая пятерка его фильмов (от «Большого босса» до «Игры смерти») образует кулак, который бьет наотмашь до сих пор. Плюс мало кому удавалось в одиночку вдохнуть жизнь в целый жанр, не только научив героев боевиков круто двигаться в кадре, но и операторов правильно их снимать. Запоминающийся сеттинг вроде турнира на загадочном острове или многоэтажной пагоды со зловещими противниками нередко подталкивали других авторов к созданию новых фильмов, видеоигр и целых художественных вселенных (взять хотя бы «Смертельную битву» или индонезийский хит «Рейд»). Брюс был одним из первых, кто навел мосты между киномирами Запада и Востока, открыв миру загадочную Азию и отвоевав место под солнцем нескольким поколениям азиатских героев. В каждой звезде восточных боевиков, будь то Джеки Чан, Донни Йен или Ико Ювайс легко найти его черты. Да и образ самого Брюса Ли уже полвека не сходит с экранов — взять хотя бы свежую тетралогию о его учителе Ип Мане или же его появление в «Однажды… в Голливуде» у Квентина Тарантино, который является давним поклонником Брюса Ли (еще в «Убить Билла» он нарядил Уму Турман в желтый спортивный костюм из «Игры смерти»). И даже новомодный герой западных боевиков Джон Уик, если приглядеться, окажется детищем мастера джит-кун-до, каскадера Чада Стахелски, который был дублером Брэндона Ли в «Вороне».
Не меньше, чем кино, Брюс Ли, конечно, изменил и сами боевые искусства. Миллионы ребят ринулись после его фильмов в секции всевозможных восточных единоборств, а самые верные из учеников после смерти мастера открыли школы джит-кун-до, который тоже постепенно охватил весь мир. При этом заложенные им идеи компиляции простых и эффективных приемов из разных стилей легли в основу современных смешанных единоборств (как и предложенная им экипировка). Он же разработал многие тренажеры и методы тренировок для бодибилдеров и заложил азы спортивного питания, научив весь мир делать смузи и протеиновые коктейли.
Также о сильном влиянии идей Брюса Ли заявляют создатели таких направлений уличной культуры, как паркур и брейк-данс. Плюс в самом хип-хопе, как и в других музыкальных жанрах, находится немало поклонников Брюса Ли — от лидера Wu-Tang Clan RZA (даже пытавшегося снять собственный кунг-фу-боевик «Железный кулак»), до фронтмена Blur и Gorillaz Деймона Албарна. Вообще, для афроамериканской культуры, как и для самых разнообразных меньшинств по всему свету, Брюс Ли стал столь же ярким символом борьбы за равноправие, как и для азиатов. Его экранный образ убедил миллионы парней и девушек, что они могут все, если приложат достаточно упорства, сил и фантазии. Брюс Ли был одновременно и проводником, и живым примером революционных тогда и уже привычных сейчас идей толерантности и мультикультурализма. Однако в своих рассуждениях он шел куда дальше простого равенства.
Краеугольным камнем философии Брюса Ли стала идея неостановимого саморазвития и прогресса за счет заимствования и компиляции важного для себя из самых разных сфер культуры и жизни. Но в центре его мировоззрения всегда оставался человек с его неповторимой уникальностью, которую эти разнообразные знания и навыки должны были не приглушить, а усилить и довести до подлинного совершенства. По сути, он был одним из первых в истории лайф-коучем, тренером личностного роста, который, впрочем, вместо повторения заимствованных банальностей сумел еще полвека назад самостоятельно сформулировать основные принципы постиндустриального образования и современного образа жизни.
Разрабатывая технику опережающего кулака, ему в итоге удалось здорово опередить свое время и окружающий мир, которому только и оставалось, что догонять своего слишком резвого отпрыска, улетевшего в лихом прыжке прямо в вечность.
Приятного Вам просмотра !