Что поможет сделать выбор? Критерии обучения.
На сегодняшний день качество преподавания гипноза не имеет четких критериев. Каково оно и чем должно измеряться?
На взгляд автора, ( который сам преподает гипноз) критерии остро необходимы, поэтому они представлены здесь, в этой статье.
Критерии обучения.
1. Отзывы об обучении.
Помогут составить собственное мнение на начальном этапе. Эти отзывы должны быть даны людьми, которых можно назвать "компетентными" в этом вопросе, а именно - врачей, психологов, представителей помогающих профессий, а также т.н. "народной медицины".
Указанная категория людей, в большинстве своем, уже проходила обучение гипнозу прежде и имея этот опыт, может выразить мнение о его качестве.
Если встречаются отзывы тех, кто прошел его впервые, стоит посмотреть их, чтобы выяснить, насколько понятно и просто подана информация для "новичка".
2. Насыщенность гипнозом.
Гипноз преподают различно. Приходящие на обучение, курсанты должны быть уверены, что практическая часть будет занимать основное время, за которое они и заплатили деньги.
На большинстве обучающих "курсов, семинаров, тренингов по гипнозу", основное время занимают "лекции о гипнозе", на отработку же его, отводится очень малая часть.
Хитрость ведущих "обучение" в таком стиле в том, что они не могут обеспечить практику курсантов. Показав скудный набор технических приемов гипнотизации, они вынуждены заполнять время "важными объяснениями", а если сказать просто - болтовней.
3. Раздельная подача теоретического материала и практической части (отработки гипнотизации).
Обращайте особое внимание на этот пункт, он связан с предыдущим. Теорию в простом виде можно выслать обучающемуся заблаговременно, как и ответить на его вопросы в этой связи. Организовать предварительную рассылку просто, как и иные формы ознакомления с теорией. Необходимости зачитывать ее при личном присутствии, на самом курсе нет никакой. Если это происходит, значит на практические занятия, отработку уйдет меньше времени.
Если происходит некая форма "объяснения" с рисованием схем, сопровождаемая долгими "важными объяснениями", то скорее всего, это именно те курсы, где на практическое освоение материала уйдет мало времени.
Ещё раз: всю теорию, все схемы можно было выслать заранее, ознакомив с ней обучающихся в том числе и "в видео-лекциях".
На самом обучении гипнозу, время должно отводиться исключительно его практике, отработке гипнотизации до стадии навык. Схемы, теория уже должны подаваться коротко, как напоминание предварительно высланного материала, в идеале 5-7 минут либо менее того.
4. Демонстрация гипнотизации проведенная преподавателем на самих обучающихся.
Обязательным условием является владение преподавателем тем видом гипноза, которому он берется обучать других. Казалось бы, это несомненно, однако, на удивление - большинство из преподающих гипноз идут здесь на хитрость. Например, чтобы выйти из положения, они используют т.н. "приглашенных испытуемых", на которых показывают свои "чудеса гипнотизации". Эти "испытуемые" являются не более, чем наемными актерами, играющих "гипноз" за деньги, о чем между ними и преподающим заключается договор.
Такую форму "обучения" иначе как "обманом" назвать нельзя. На нее идут многие "преподаватели", одни из соображений явного обмана (где актерская игра), другие из заблуждения, что "курсанты должны видеть все феномены (явления) гипноза на примере". На это мы ответим, что такая облегчающая преподавание форма в этом случае не является прямым обманом, но косвенным - несомненно. Таким образом, преподаватель снимает с себя нагрузку, снимает с себя задачу показать феномены гипноза на самих курсантах. Он "показал", но курсанты не получили ни представления, как должна проводиться гипнотизация "в чистом виде", потому, что заранее подобранный "испытуемый" был также заранее гипнотизирован и не раз. Курсанты не видят, как его готовили к этому цирковому действу, подготовка прошла мимо них. Никакого оправдания таковому "показательному выступлению" нет. Если обучаешь, то делай это честно, а "посмотреть на гипноз" курсанты могли и в художественных фильмах, научно-документальных, на "живых" эстрадных представлениях и много где и без этого. Повторимся, что они платили деньги не за цирк.
Обучающимся предлагается на этих "подопытных" осваивать гипнотизацию, что не имеет никакого смысла, так как ни истинные реакции человека в процессе гипноза здесь показаны быть не могут, ни полученные таким путем "навыки" у курсанта выработаны не будут.
а) демонстрация всех заявленных в программе видов гипноза должна быть проведена преподавателем, каждого его вида;
б) гипнотизацию (процесс гипноза) преподаватель должен проводить на самих обучающихся, чтобы обеспечить их понимание гипноза "изнутри" - это первое, второе - это позволяет исключить всяческий обман (актерскую игру в "гипноз");
в) единственное исключение, которое можно сделать, это допустить, чтобы сами обучающиеся приглашали своих клиентов для демонстрации гипноза и гипнотерапии, если она проводится, что обеспечит не только учебный процесс наглядностью, но и позволит исключить "подставных" со стороны преподавателя.
5. Практика обучающихся.
Как сказано выше, курсанты должны быть в полной мере обеспечены практической отработкой каждого вида гипноза, который прежде продемонстрировал преподаватель. Для этого важно, что преподающий гипноз имеет методики обучения и лучше всего, если они оригинальные авторские, выработанные непосредственно им-же.
Освоить гипнотизацию до стадии "навык", то-есть именно уметь гипнотизировать, это та цель, которую имеют обучающиеся. Навыки развиваются только и исключительно в процессе отработки, а не чтения лекций.
Практическую часть обучающиеся должны проводить в основном друг на друге, под руководством преподавателя. Такое обучение наиболее способствует практическому усвоению материала и позволяет избежать возможных ошибок. Изучить гипноз только с одной позиции (гипнотизера) возможно, но ущербно для его (гипноза) понимания. Если обучающийся сам не побывал в гипнотических состояниях, у него возникнут трудности при применении гипноза и его оценке в дальнейшем (если это гипнотерапия или психологическая коррекция, то на пациентах и клиентах). Поэтому, гипноз необходимо изучать и с "позиции клиента" и с "позиции гипнотерапевта". Здесь стоит отметить, что многие курсанты, что ранее уже изучали гипноз на различных "курсах", ни разу в нем не были, что и отражают в своих отзывах ("Я впервые побывал в гипнозе"). Цена такого рода "обучениям" ясна.
6. Методики обучения.
На сегодняшний день, гипноз методически почти нигде не преподается.
Под "методикой обучения" подразумевая:
а) последовательное изложение теории в простой, понятной каждому форме, с разъяснением всех возникающих вопросов;
б) практика должна быть организована также последовательно, с обоснованием "зачем и почему" это делать (причинно-следственно), по элементам, из которых складывается общее умение, переходящее в практический навык гипнотизировать без раздумий;
в) для выработки навыка должны быть особые методики, где сочетается "рациональное" обучение, и "нерациональное" (неосознаваемое), дающие в сочетании быстроту и качество овладения материалом.
7. Оригинальность, Уникальность.
Тренинги часто копируют, плагиат сегодня - обычное дело. Чем опасно обучение, если курс "преподаватель" взял без разрешения автора, попросту говоря - украл?
Если человек не вложил свой труд в методическую подготовку учебного материала, а копирует чужой, он не разбирается в преподаваемом предмете, не может объяснить детали, ответить на непредсказуемое множество вопросов, что возникают в процессе обучения. Его тактика в этом случае - уход от ответа со ссылкой на "нехватку времени", мол, в дальнейшем объяснение будет дано, а сейчас необходимо продвигаться по программе... Но и в дальнейшем вопросы остаются без ответа, а курсант без понимания. Преподаватель скопировавший курс просто не может дать на них полный, ясный, исчерпывающий ответ. Это признак низкой квалификации, либо полного ее отсутствия. Вы попали на театральное действие, где прочитаны "лекции", т.н. "демонстрация гипноза" проведена на подставных "приглашенных" людях, и ждать, что такое "обучение" принесет пользу, это тешить себя иллюзиями.
Разобраться с тем, что представляет из себя "обучающий курс" поможет:
а) отзывы, где именно эта часть (оригинальность курса) должна быть озвучена людьми, проходившими обучение раньше и имеющих представление, разбирающихся в этой теме;
б) преподаватель несомненно должен заявить прямо, что преподаваемый им курс авторский. В этом случае, если курс он "присвоил", хоть в какой либо части, он рискует получить претензии и судебное разбирательство в итоге, а прежде всего - скандал, который грозит ему срывом продаж по причине утраты репутации.
8. Научность.
Преподавание гипноза должно вестись на научном языке, где каждый термин раскрыт просто, ясно, однако, не перегружен избыточно терминологией, чтобы каждый человек мог легко усвоить теоретический раздел.
Любое выдумывание "своей терминологии" относится по признакам к вероятному обману, в частности для того, чтобы выдать всем известное под "новым соусом".
Опираться на такой выдуманный "язык" опасно прежде всего тем, что сами "термины" смутно отражают явление, а сочетание таких "придуманных" терминов совсем уже бог весть, что означает.
Если преподаватель пользуется выдуманным языком, либо вульгарными определениями, то обучение превращается в профанацию, в стиле "я так думаю", а курсанты купили "набор мнений", а не научное знание. Какие либо навыки гипнотизации получить в таком случае сомнительно, что удастся.
УЛОВКИ, которые зачастую применяют
некоторые "учителя гипнозу", вместо вышеописанных ясных критериев.
Сегодня в сети можно встретить различные "критерии" выбора обучающих курсов по гипнозу, либо "обзоры курсов", от которых впечатление - "заказуха". Критериями их назвать трудно, т.к. о качестве обучения гипнозу в них ничего не говорится. Говорится о чем угодно, кроме сути вопроса.
1. "Самое полное образование по гипнозу ".
Именно так пишет на своём сайте некий "преподаватель", рекламируя предлагаемое обучение. Данная информация не только не правдива, но и противоречит здравому смыслу, по причине отсутствия "образования по гипнозу" в РФ, как государственной образовательной программы. Тем более, для того, чтобы говорить "полное", а уж тем паче "самое"... по сравнению с кем, чем? Вывод очевиден - это уловка, к правде отношения не имеет.
2. Иногда особый упор делается на то, что "преподаватель имеет медицинское образование", и поэтому (!) необходимо учиться у него. Такое утверждение было бы справедливо в одном случае - если речь шла об обучении применению гипноза в рамках врачебной профессии (психиатрии, неврологии). В иных случаях, это сомнительное преимущество перед "психологическим" образованием, ничего не говорящее ни о том, как он владеет гипнозом и что именно сможет продемонстрировать лично. Такой призыв, мягко говоря, не этичен. Скорее, в преподавании гипноза психолог имеет преимущество перед врачом. Почему? По простой причине: психолог работает с сознанием, установками человека, его чувствами. Врач-же лечит заболевания. И та и другая профессия необходимы в пределах компетенции. Уловка становится понятна, здесь явное нарушение этической нормы и дискриминация по профессиональному признаку, что недопустимо, а также создает иллюзию преимущества без оснований к тому. Если такой аргумент используется, значит введение в заблуждение началось уже со стадии рекламы.
3. Ещё более сомнительные заявления, проверить которые нет никакой возможности, вроде утверждения, что "преподаватель провел две тысячи успешных сеансов гипноза" (как вариант - гипнотерапии). Уловка здесь заключается в создании впечатления обширной и долгой практики, а уж самовосхваление , подчеркнуто словом "успешных" очевидно. Статистика высосана из пальца, обман очевиден.
4. "Через этот курс прошли почти все ведущие специалисты...", или "участники обучения теперь ведут свои шоу на ТВ"... и подобные тому заявления. На поверку, всё это оказывается откровенной маркетинговой ложью, в реальности никак не подтверждающейся. Какие это "специалисты", в чем именно они "ведущие"? Кто именно ведет "свои шоу"? Конкретики нет, как и возможности проверить эти напыщенные утверждения. Те немногие из "специалистов", кто действительно попался на такие уловки и прошел обучение, теперь стараются откреститься от всякой связи с такими "маркетологами от гипноза", никогда не подтверждая, что обучение дало им хоть какую-то пользу. "Прошли и вышли", если это вообще было.
5. "Провел научные эксперименты". Уловка быстро разоблачается, при наличии желания. Дело в том, что эти бравурные заявления не подтверждаются, никаких данных об "экспериментах" нет, нигде они не зафиксированы, результаты не отражены. Фотографии "рядом с доктором" будут, а каких либо данных об "эксперименте" - нет. Это к правде никак не относится. Попробуйте спросить такого "преподавателя" где можно с "результатами научных экспериментов, исследований" ознакомиться? Ответ последует уклончивый и вопрос останется вопросом. Эта уловка должна насторожить.
Вопрос: "Что получит курсант? Гипноз, либо его имитацию? Навыки гипноза, либо иллюзию их?" - остается в таковых "обзорах" открытым.
Выражая своё уважение к читателю, замечу, что при недостаточности или неполноте "критериев выбора", а также "уловок" влияющих на сознательный выбор... последуют дополнения.