В Сети наконец вышел последний (на данный момент) шедевр Нолана — «Довод». А значит, пора ответить на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого: в каком из фильмов этого режиссера самое крутое ограбление? Вспоминаем «Темного рыцаря», «Начало» и, собственно, «Довод» ;-)
Дисклеймер: чтобы быть более объективным, я сравнил все ограбления по семи параметрам:
- Кто ворует?
- Что ворует?
- Где ворует?
- Каков план?
- Что пошло не так?
- Чем все кончилось?
- В чем фишка?
Сначала я хотел поставить ответы по каждому фильму стык в стык, чтобы тут же дать им оценку, но потом понял, что сюжеты Нолана слишком сложны, и так можно забыть, что было в предыдущем пункте, и потерять нить.
Так что я просто расписал каждое ограбление по этой схеме, а в конце дам общую оценку.
Само собой, вас ждут спойлеры и детальный разбор каждого плана, так что если вы смотрели эти фильмы и хотите еще раз оценить гений Нолана — погнали!
«Темный рыцарь» (2008)
О чем (вкратце): вторая часть трилогии о Бэтмене. Герою предстоит столкнуться с Джокером — безумным анархистом, который легко обводит вокруг пальца мафию, полицию и самого Бэтмена.
1. Кто ворует?
Банда грабителей в масках клоунов
2. Что ворует?
Деньги
3. Где ворует?
Готэм-сити, банк мафии
4. Каков план?
Пятеро грабителей заходят в банк с разных сторон, берут персонал в заложники, взламывают системы охраны, забирают деньги. По ходу действия члены банды один за другим убивают своих напарников.
Средство отхода – желтый школьный автобус
5. Что пошло не так?
Один из сотрудников хватается за оружие и начинает читать грабителям проповедь. В итоге он хватает пулю, а в конце его припугивают ненастоящей гранатой
6. Чем все кончилось?
Один из членов банды начал было подозревать неладное, но его сбил автобус, о котором никто не знал. Водителя автобуса убивает последний оставшийся в живых участник ограбления — собственно, Джокер, который и уезжает с награбленным
7. В чем фишка?
Простое с виду ограбление, пусть и весьма кровавое, с самого начала раскрывает фигуру Джокера: одновременно гениального манипулятора и любителя хаоса — который он умело сеет в обществе.
Слоган ограбления: «То, что тебя не убивает, делает тебя… страннее»
«Начало» (2010)
О чем (вкратце): банда взломщиков специализируется на взломе... сознания. Для этого они усыпляют жертву и проникают к ней в сон, откуда и крадут нужную информацию.
1. Кто ворует?
Два профессиональных взломщика, юный архитектор, спец по перевоплощениям и фармацевт.
2. Что ворует?
Формально, это не кража: целью является не вынести что-то из сейфа, а «положить» туда. Хотя по остальным признакам это настоящее ограбление.
3. Где ворует?
Первая фаза ограбления происходит в бизнес-классе рейса «Сидней – Лос-Анджелес».
Дальше герои погружаются в сны: сначала нам показывают дождливый мегаполис, потом — шикарный отель, и наконец — заснеженную крепость в горах.
4. Каков план?
Обычная схема схема ограбления в случае с «внедрением» не работает. Нужно погрузить человека в сон на несколько уровней вниз, чтобы добраться до его самых сокровенных мыслей.
На каждом уровне взломщики разыгрывают перед жертвой спектакль, призванный втереться к той в доверие, потом погружают кого-то из членов команды в сон (внутри сна) и переходят на следующий уровень.
Средство отхода: цепь событий, которые создают у взломщиков чувство падения и «выбрасывают» их в реальность. На первом уровне сна таким событием стало падение с моста, на втором — взрывная волна, на третьем — снежная лавина.
5. Что пошло не так?
Почти всё. Для начала выяснилось, что жертва способна сопротивляться внедрению в свое сознание: на взломщиков напали вооружённые люди.
Потом оказалось, что способ усыпления настолько силён, что умирать внутри сна нельзя — иначе попросту не проснёшься.
Дело осложнили проблемы с психикой у главного взломщика — Кобба (сознание тех, кто проникает в сны, может влиять на содержание этих снов): сначала посреди города появился товарный поезд, а на последнем уровне из ниоткуда пришла жена Кобба и убила жертву – Роберта Фишера.
6. Чем все кончилось?
Несмотря на кучу проблем на каждом уровне, команде удалось успешно спуститься к намеченной точке.
Они пропустили удобные моменты для «выброса» на двух уровнях из трех, но нашли другие способы вернуть всех членов команды в реальность.
В конце концов Кобб спас Роберта Фишера, погрузившись в лимб — место, где покоятся остатки снов. Когда Фишер «воскрес», он открыл «сейф» в крепости и «положил» туда идею — о разделе бизнес-империи своего отца.
7. В чем фишка?
Ограбление раскрыло страшную тайну Кобба: он уже вкладывал идею в чужое сознание — и дело закончилось плохо.
Еще это оказался очень сложный процесс: нужно погружаться сразу на несколько уровней сна и продумать сценарий происходящего так, чтобы пройтись по всем болевым точкам жертвы и заставить её испытать катарсис в конце.
«Довод» (2020)
О чем (вкратце): безымянного спецагента (Протагониста) затягивает в опасную шпионскую игру, где по разные стороны баррикад — даже не государства, а, буквально, настоящее и будущее...
1. Кто ворует?
Безымянный Протагонист и спецагент Нил. Два их сообщника, отвлекающие охрану.
2. Что ворует?
Формально: рисунок Гойи, которым главный злодей шантажирует свою жену. По факту же главным героям интересно содержимое таинственной комнаты в центре хранилища.
У этого ограбления есть и вторая «версия»: в дальнейшем Протагонист с Нилом вынуждены вернуться назад во времени в день ограбления. В этот раз их целью стала таинственная машина, которую они обнаружили в хранилище в первый раз.
3. Где ворует?
Осло, аэропорт, т.н. «фрипорт» - место, где богатеи хранят дорогие покупки, которые еще не обложены налогом
4. Каков план?
Взломщики под видом богатых клиентов проникают внутрь хранилища. В это время их сообщники угоняют самолет со взлетной полосы и направляют его в стену аэропорта.
Включается тревога, из хранилища откачивается кислород. Пользуясь неразберихой, взломщики движутся к центральному помещению.
Во второй раз Протагонист с Нилом тоже пробираются в центр, чтобы устройство «повернуло» их в правильном направлении (а до этого все их действия выглядели для обычных людей будто в обратной перемотке).
5. Что пошло не так?
В центральном помещении оказалось таинственное устройство, из которого выпрыгнуло два незнакомца: один затеял драку с Протагонистом, второй сбежал.
Во второй раз Протагониста на «обратной перемотке» закинуло взрывом в хранилище, где он наткнулся на «нормального» себя. Пришлось драться ¯\_(ツ)_/¯
6. Чем все кончилось?
Хоть драка с незнакомцами и заняла больше времени, чем планировалось, взломщики успели вернуться в исходную точку до прихода охраны, притворившись спящими.
Во второй раз Протагонист в ходе драки с самим собой дошёл-таки до устройства, развернул себя и сбежал (его, правда, засек Нил, но отпустил).
7. В чем фишка?
Нам намекнули, что судьба, похоже, предопределена, и единожды произошедшие события будут повторяться точь-в-точь, даже если человек участвует в них не впервые (что, в общем-то, не отменяет возможности на них повлиять).
А еще тут дан своего рода ответ фильму «Назад в будущее»: человек, в принципе, может взаимодействовать с самим собой из разных временных отрезков и направлений, главное — прикрыть лицо.
А там, глядишь, и Вселенную не разорвет от парадоксов.
Так кто победил?
Нолан, очевидно, очень любит фильмы про ограбление и часто вставляет это событие в свои ленты. Но показывать рядовое ограбление ему неинтересно, и потому он каждый раз придумывает к ним какие-то необычные обстоятельства.
Даже в самом «простом» ограблении из списка — в «Темном рыцаре» — есть непростой твист: все бандиты убивают друг друга.
И все же даже ему какие-то вещи удаются лучше, чем другие. Так что места распределились таким образом (не путать с самими фильмами, там результат может быть другой).
3 место — «Темный рыцарь»
Несмотря на все свои достоинства, это довольно типичное голливудское ограбление: видали мы планы и поинтереснее. А кто такой Джокер, мы понимаем позже: если бы фильм состоял из одного только этого ограбления, это была бы хорошая, но невыдающаяся короткометражка.
Так что только бронза.
2 место — «Довод»
В «Доводе» в сцену с ограблением заложено очень много смыслов — тут и простая афера, и путешествия во времени, и тема предопределенности.
К сожалению, его «двойственность» значительно портит общее впечатление: в первый раз это довольно простая операция — проще, чем даже ограбить банк. У героев нет почти никаких рисков, так что ее справедливо было бы поставить на третье место.
К счастью, во второй раз смотреть интереснее, но это все еще «технодемка» путешествия во времени, и особо острых переживаний тут нет.
1 место — «Начало»
Все же не зря операция по внедрению занимает в «Начале» почти весь фильм — за это время мы успеваем увидеть кучу погонь, хитроумных многоходовок и... настоящих эмоций.
Да, говорят, что Нолан не особо силен в изображении чувств, но нельзя не вспомнить твист из его «Интерстеллара», про всепобеждающую любовь. Может, он и не очень умеет в чувства, но, по крайней мере, верит в них.
Так что мы переживаем не только за осуществление плана, но и за самих героев. Вкупе с мозгодробительным сюжетом с погружением в сон это твердое первое место!
***
А что по этому поводу думаете вы? Напишите свое мнение в комментариях!
И не забудьте подписаться на наш канал. Мы часто делаем разборы фильмов и сериалов:
- ищем, что не так с фильмом «Достать ножи»;