Довольно часто можно услышать, что во времена СССР бензин можно было купить дешевле, чем минеральную воду.
Насколько достоверно это утверждение и правда ли, что в Советском Союзе было очень недорогое топливо? Давайте разберемся.
Какими были расценки на товары в СССР?
Газированная вода продавалась за 22-27 копеек, причём бутылку зачастую потом сдавали, возвращая часть потраченных денег, а это не мало - 20 копеек.
В стоявших на каждом углу автоматах минералка и вовсе стоила 1 копейку за стакан. Это при том, что состав газировки одной и той же марки был идентичен по всей стране, а производство осуществлялось в каждом относительно крупном городе. Но цена была фиксированной.
Бензин в СССР имел различную тарификацию, в зависимости от его вида. Все тарифы назначались за объём горючего равный 10 литрам.
АИ-93 можно было купить за 95 копеек, АИ-98 — за 1,05 рубля, это самый дорогой ценник на топливо тех лет.
В продаже существовала также смесь "Экстра", она стоила рубль и топливная смесь с ценником 80 копеек, последняя имела в составе масло. Самым дешёвым был А-66 — 60 копеек.
То есть, один литр А-66 стоил 6 копеек, а за две пол литровые бутылки минералки нужно было отдать 44 – 54 копейки. Как Вам такое?
Регулировал расценки Государственный комитет, чётко следя за состоянием цен, поэтому тарификация была одинаковой на территории всего Союза. Контролировалось это очень жёстко и допускались незначительные повышения только в удалённых северных и труднодоступных районах.
Особенности производства
Продукция, изготовленная в Советском Союзе, отличалась отменным качеством. Все товары, включая и бензин, чётко соответствовали ГОСТу, любое отклонение от норматива наказывалось, а нарушения оперативно пресекались.
Рядовые автовладельцы приобретали горючее за наличный расчёт, а автотранспорт, в те годы полностью государственный, получал его по талонам. Фиксированные цены были одинаковы для обеих категорий.
Самих автозаправок существовало не так уж много, а счётчики на них были не особенно точны, отмеряя жидкость с шагом минимум 5 литров, именно поэтому тарифы и были установлены за 10 литров.
Автомобилисты всегда заправляли полный бак, а некоторые ещё и набирали запасы в канистры, чтобы хватило на больший срок. Важным фактором было и то, что АИ-93 не всегда присутствовал на автозаправках — приоритет его поставок был в курортные города, в остальных регионах жители старались запастись горючим впрок.
Повышения цен
Цены в СССР повышались не часто и единовременно на всей территории Союза. Первое увеличение стоимости на автомобильный бензин было зафиксировано в начале 70-х и затронуло почти все марки, за единственным исключением — наценка не коснулось А-76.
Тогда изменение тарифов не было особенно ощутимым, например, АИ-93 стал продаваться за 1 рубль, став дороже всего на 5 копеек. Однако уже в 1978 году последовало повторное увеличение стоимости топлива, на этот раз подорожание произошло в двойном размере.
Третье изменение произошло в 1981 году, и снова это было удвоение имеющихся расценок. Эти скачки ощутимо ударили по карману советских граждан, люди тогда говорили, что стоимость заправки автомобиля стала равна литру молока. Дальнейших повышений не было до самого последнего дня существования СССР.
Итог
Прейскурант на бензин в советское время, особенно до 1978 года, действительно был невысок. Небольшое количество заправок компенсировалось низкой стоимостью горючего, которую на самом деле можно сравнить с минеральной водой или лимонадом. Но и зарплаты в то время всё же были не такими, как сейчас.
Интересное на нашем сайте - ТОП 7 экономичных автомобилей на вторичном рынке, покупка которых не разочарует нового владельца.