Идею этой заметки мне подсказала передача радио Вести ФМ. Точнее, одна из передач, которая идет по воскресеньям и называется она (передача) «Самая большая страна». Но это не рецензия на передачу.
А пресс-конференция нашего Президента 17 декабря окончательно замотивировала написание этой заметки. Очень жаль только, что данной проблеме был отведен только один вопрос и собственно один ответ.
Напомню, политический обозреватель «Комсомольской правды» Александр Гамов задал вот такой вопрос:
- Владимир Владимирович, мне из регионов звонят и говорят, что жить просто очень сложно, так тяжело никогда не было. Обеднение и без того бедных людей… Рубль падает, цены растут. И вы знаете, цены ползут вверх, начиная с сентября, августа. Почему об этом заговорили только в декабре? Пока президент не грянет, министр не перекрестится? Есть ли какая-то программа у президента, у правительства, которая бы помогла России в ближайшие недели?
Ответ Президента был длинный, поэтому пересказываю кратко.
Было хуже – в 2000 году за чертой бедности находился практически каждый третий житель страны. К 2017 году долю бедных удалось сократить до 12%. Сейчас это число возросло до 13.5%, а это почти 20 млн. человек.
И про план сказал так – к 2030 году сократить число бедных вполовину, до 6%.
Для тех, кто интересуется этой темой, Путин не сказал ничего нового, вот только цель – сократить уровень бедности вдвое, была иной. Хотели сделать это к 2024 г., теперь к 2030 г. Понятно – пандемия сдвинула все планы. Хотя, к примеру, Китаю это не помешало ликвидировать бедность в этом году.
Источник: WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/1712101/4340095/
Так и хочется продолжить: самая большая страна, самая богатая страна, по крайней мере, по запасу природных ресурсов, которые, ко всему прочему, до конца еще и не разведаны.
Тут мое сознание подсказывает – а что же население нашей замечательной страны, оно самое… какое? Неужели самая большая и богатая страна с самым бедным населением?
Нет, конечно. У нас не самое бедное в мире население. Статистику приводить не буду, чтобы не засорять текст малоудобными цифрами. Ведь от этих цифр сытым не будешь и ощущение, что есть люди, живущие еще хуже, чем мы, может и греет кого-то, но отнюдь не отменяет того факта, что значительная доля наших сограждан живет очень плохо. Правда, не вполне ясно – какая именно доля.
Всяких экономических данных очень много. Можно найти цифру в 22 млн. человек и 19 и 20. Как бы то ни было, но эта доля бедных уже несколько лет колеблется в пределах 10 -14% от всего населения страны.
И вот в самом начале осени узнаем, что по данным Росстата, число людей, получающих доход ниже прожиточного минимума, увеличилось. Таких стало 19.9 млн. чел. или 13.5%. (https://tass.ru/ekonomika/9498117)
Согласитесь, что это огромная цифра. И сейчас она вряд ли уменьшилась, а памятуя о пандемии, скорее, даже будет увеличиваться.
Гигантская цифра – 19.9 млн. человек!
Не будем углубляться в то, почему прожиточный минимум определён именно в эту сумму рублей, а не какую-то другую. Кстати, напомним. По официальным данным «По итогам второго квартала 2020 года величина прожиточного минимума в РФ на душу населения в среднем по РФ составила 12 тыс. 392 рубля для трудоспособного населения, 9 тыс. 422 рубля для пенсионеров и 11 тыс. 423 рубля для детей.» (там же: https://tass.ru/ekonomika/9498117)
Иной скажет, что на эти деньги жить невозможно! Это уже не уровень бедности, а самый что ни на есть, уровень НИЩЕТЫ! И будет прав!
И даже если эти цифры на душу удвоить, т.е. если величина прожиточного минимума БУДЕТ 25 тыс. рублей для трудоспособного населения, 19 тыс. рублей для пенсионеров и 23 тыс. рублей для детей, ситуация кардинально не изменится.
Бедность так и останется бедностью, вот как ни крути.
Президент днями назвал тревожной тенденцию обнищания населения РФ на фоне пандемии, «за чертой бедности ... рискуют оказаться десятки миллионов человек", - сказал он. (https://ria.ru/20201120/bednost-1585565917.htm)
Обратим внимание на эти слова Президента. Он говорит о десятках миллионов человек во множественном числе. Еще более определенно Путин В.В. высказался на Саммите двадцатки. Такая же картина ожидает не только нашу страну, но и весь мир. Вот с таким багажом РФ подошла к мировому кризису, который грозит не просто ухудшить ситуацию с бедностью, а сделать ее катастрофической.
Но уже сейчас, сегодня, 19.9 млн. человек в РФ живет в Три-Д пространстве, по образному выражению одного из представителей этого отряда наших соотечественников:
Доедаем!
Донашиваем!
Доживаем!
Не очень долгий поиск информации дает такую, чисто оценочную, картинку:
Как видим, по оценке Росстата, 75% населения нашей страны находится у черты бедности. А это 7 из КАЖДЫХ 10 жителей!
Вот в этом месте я сразу же вспомнил свои собственные исследования жителей тогда еще Ленинграда. Вот нашел при разборе личного архива и сфотографировал свою газетную статью. Это далекий теперь уже 1991 г. И референдум о сохранении СССР. Прошло уже почти 30 лет (в марте 2021 точно будет 30).
Как явствует из статьи, опрос зафиксировал ощущения жителей города от первых проявлений рыночной реформы. Уже тогда, когда рынком, по большому счету, еще и не пахло, опрос общественного мнения зафиксировал, что практически каждый второй, стал чувствовать себя бедным уже после первого повышения цен.
Кем себя считаете после повышения цен?
Бедными – 48%
Богатыми – 0.5%
Среднеобеспеченными – 45%
Пока не знаю – 6%
Нет ответа – 0.5%
Напомню, что тогда, в марте 1991, абсолютное большинство участников Референдума проголосовало «ЗА» сохранение СССР (76%). Но страна распалась.
А тот референдум фактически был «формой» общественного договора, в котором распад страны не предусматривался. Однако тогдашние олигархи и чиновники сделали по-своему. И мы это «проглотили», не до того было – надо было выживать.
Но собственно я совсем о другом.
Знает ли об этом правительство?
Знает.
Конечно.
Новый вице-премьер А.Р. Белоусов так прямо и говорит в своем интервью: «Проблема бедности для нас является ключевой проблемой».
И далее: «И мы тратим огромные ресурсы на то, чтобы эти вопросы решать. Вот я вам могу сказать, что для решения проблемы бедности сейчас мы разрабатываем, мы уже разработали единый план достижения национальных целей, и в рамках этого единого плана сделали расчеты — сколько стоит та или иная цель с точки зрения федерального бюджета.
Я могу вам сказать, что всего это около 12 с лишним триллионов рублей, из которых около половины — это поддержка экономики в разных сферах. А вторая половина, самая крупная составляющая, — это борьба с бедностью, там больше двух триллионов рублей, и демографический вопрос.» См. подробнее: https://tass.ru/interviews/9951349
Итак, деньги зарезервированы, план есть, за работу, господа Правительство!
Но что-то мешает с оптимизмом воспринимать эту информацию. Еще совсем недавно говорилось о том, что бедность в ближайшее время сократится вдвое!
Назывался, чуть ли не 2024 год.
Теперь конкретную дату не называют. И вообще, с бедностью идет «жаркая» борьба уже давно. Путин даже как-то сказал, что она (бедность) сократилась с 40 млн. до 20 млн.
Действительно, если сравнить уровень жизни сейчас и в 90-е и даже с началом двухтысячных, это небо и земля, но вопрос о бедности населения так и остался «открытым».
Или пока открытым.
Но 28 июня я, как и многие другие соотечественники, принял участие в подписании Нового Общественного Договора с государством, и подпись поставил свою. О чем это я, спросите вы. А вот о чем.
Еще не истерлось из памяти, что с 25 июня по 1 июля 2020 года у нас проходило голосование по поправкам в Конституцию (как я голосовал досрочно можно прочитать здесь: http://su2.spb.ru/dos). Явка была впечатляющей - проголосовали все, кто хотел – 67.97%. И итоги голосования так же впечатлили – 77.92% проголосовали «ЗА». С точки зрения социологии – убедительно. С точки зрения истории – более чем убедительно.
А «договорился» я с государством, как и все мы, в том числе, вот о чем:
- Согласно поправкам, минимальный размер оплаты труда не будет меньше величины прожиточного минимума, так же гарантируется обязательное социальное страхование.
- Государство гарантирует, что никакие экономические кризисы или другие потрясения не отразятся на объемах и регулярности оказания всех видов социальной помощи. Это касается и индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат.
Что кроется за всеми этими четкими формулировками?
Если коротко: в самой большой и самой богатой по природным ресурсам стране бедных должно быть меньше, чем у всех остальных стран. Только санитарных и медицинских мер борьбы с пандемией уже недостаточно. Чисто «рыночный» подход к нашей жизни оказался ошибочным. И наше вечное стремление догонять и копировать «как там» (особенно свойственное нашим «верхам») привело в тупик или, по крайней мере, дало системный сбой. А то пока получается, что рынок в нашей стране это синоним бедности огромной части населения.
А сейчас просто ждем, какой урон обеспеченности населения нанесет пандемия.
Или опять – в среднем ситуация окажется приемлемой.
Делитесь своим мнением по этой проблеме. Не тушуйтесь!