Чтобы определить дату весеннего равноденствия, необходимо знать главное: в этот день солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе. Как определить это? Сайт https://www.suncalc.org Находим азимут (угол между севером и выбранной наблюдаемой точкой) восхода солнца равный 90 градусам. Это день для 2019 года будет 19 марта. Это и есть день весеннего равноденствия, это и есть ежегодно вспоминаемый, первый день творения мира Богом. Пошел отсчет дней недель. День первый - есть ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Как определить день ВР не имея под рукой проверенного астрономического сайта?
Необходимо сделать солнечные часы. Для этого нужно выбрать место максимально независимое от рельефа. Т.е. равнина. На большом открытом пространстве, устанавливаем шест, по тени которого будем отмечать прохождение солнца в процессе дня, и направление восходов и закатов. Шест выставляется строго вертикально (строительный уровень, либо обычный отвес). Прежде всего, точно определяем стороны света. Наблюдаем за солнцем и тенью, которую отбрасывает шест. Самая короткая его тень - есть полдень, и ее направление - есть истинный север. Противоположное направление - юг. Отчерчиваем в обе стороны перпендикуляры и получаем направление востока и запада.
Стороны света определены, можно начинать наблюдения за восходами и закатами. Тень, которая ляжет ровно на запад на восходе и ровно на восток на закате, говорит о равноденствии. Как узнать, весеннее или осеннее равноденствие это, думаю, объяснять смысла нет. :-) ("Наблюдаете времена", (Гал. 4, 10) (хотя эта цитата, вполне возможно, имеет и другой смысл, который тоже будет правильным. Новое время - есть и сам день ВР. Т.е. "новое время" первого дня творения).
Итак, если все сделано верно, определить день ВР, большого труда не составит. Но проблема в том, что Пасхе предстоит большой пост, и нужно знать заранее дату ВР, чтобы провести этот пост правильно. Как быть тут?
Для этого нужно знать годовой круг солнца. И вот тут все гораздо сложнее. Во-первых, нужно точно знать дни летнего и зимнего солнцестояний (дни, когда солнце три дня восходит в одной и той же точке). Во-вторых нужно знать, в обычный ли год происходят наблюдения или в високосный. (Писал уже ранее и скажу опять, что эта тема полна странностей. Вполне возможно, что високосный год - это из той же темы, что "святые отцы на Никейском Соборе установили новый год с первого сентября".
Поучений святых отцов, которые бы разъясняли суть и смысл високосного года (откуда он берется, разово ли или действительно набегает по 6 часов за 4 года, и какой вообще у Бога все это имеет смысл), лично я нигде не встречал. Единственное где видел упоминание о високосном годе, так это у Иоанна Дамаскина (лишь упоминание). Но и то. Что можно ожидать от источников, над которыми "крепко потрудились" крестоносцы в 1204-м году и их последователи в виде западных богословов и наших синодалов? Тут, держи ухо востро, как говорится. Вставки вполне могут быть. И они есть, как мы уже видели).
Два слова о преходящих и непреходящих праздниках. Откуда вообще это пошло, неизвестно. Преходящие праздники нисколько не зависят от правителей и их новшеств касаемо календаря. (У христианина всегда календарь на небе). Непреходящие праздники - в прямой зависимости от любых изменений в календарях.
Два слова о месяцах. В Писании нет ни одного слова, которое бы называло месяцы года значением отличным от только лишь числового. Многие названия наших привычных месяцев - имеют в своем корне имена римских божеств, т.е. бесов. Может ли пользоваться христианин такими названиями - вопрос риторический. Посмотрите, кому интересно, как называются месяцы в Киевской Руси. И как называется там луна.
Автор: Андрей Козин (https://vk.com/id74403037). Распространение материала разрешается и приветствуется в любом виде и на любых ресурсах. Ссылка на источник желательна.
Сердечно благодарю Расула Джалалова (https://vk.com/ffi4ever) за неоценимую помощь в вопросе определения дня ВР.