Найти тему
Идём до кИнца!

Ретрообзор: "Ребекка" (1940) Альфреда Хичкока

Оглавление

Приветствую!

Сегодня моя статья посвящена первой голливудской работе кинематографического мэтра - Альфреда Хичкока. Речь пойдёт о фильме "Ребекка" 1940-го года. Это кино является одним из поворотных пунктов в творчестве именитого режиссёра.

В этом фильме Хичкок показал всему миру, на что он способен как режиссёр и, не случайно, именно данная кинолента принесла ему первую номинацию на премию оскар за лучшую режиссуру, а сам фильм одержал в той же премии победу как "лучший фильм" того года.

Постер фильма "Ребекка" (1940)
Постер фильма "Ребекка" (1940)

Успешность проекта обусловлена сразу множеством причин, среди которых первоклассный кастинг, хороший бюджет (а значит декорации и костюмы) и новый оператор, что оказалось очень важным для этого фильма. Не даром данная кинолента получила сразу 2 премии Оскар, одна из которых за лучший фильм, а другая - за лучшую операторскую работу.

Хороший кастинг очевидным образом породил превосходную актёрскую игру и взаимодействие персонажей. Значительная часть фильма мелодраматична и посвящена отношениям супружеской пары мистера де Винтер и "новой" миссис де Винтер. В настоящее время часто можно слышать претензию к любовным линиям в кино, состоящую в том, что между персонажами нет "химии", не чувствуется их расположение к объекту любви. Этого категорически нельзя сказать о данной работе. С первых мгновений столкновения основных действующих лиц, между ними мгновенно складывается связь, зрителю легко ощутить влечение влюблённых друг к другу.

Кадр из фильма "Ребекка" (1940)
Кадр из фильма "Ребекка" (1940)

Интересно, что подобная "химия" между персонажами выстроена не только в любовной линии. Так, взаимодействие миссис Денверс (служанки) с главной героиней тоже носит яркий и эмоциональный характер. Именно благодаря этому невероятно интересно наблюдать за диалоговыми сценами, из которых почти весь фильм и состоит.

Тут стоит сделать важную ремарку. Подавляющее большинство фильмов Альфреда Хичкока - диалоговые, пожалуй, исключая лишь его немое кино. Связано это как с тем, что у Хичкока большинство работ обладают литературной основой (как правило это рассказы), так и вообще с манерой делать фильмы в старой классической школе киноиндустрии, к которой он относился. И, несмотря на то, что Хичкока называют королём саспенса, в первую очередь, он король хорошо поставленных диалогов, через которые почти всё повествование сюжета (а значит и саспенс) и идёт.

Для диалоговых фильмов крайне важная задача режиссуры - сделать так, чтобы эти диалоги было интересно смотреть. В данном случае это достигается благодаря мастерски поставленной актёрской игре и выстроенной "химии" между основными действующими лицами.

Кадр из фильма "Ребекка" (1940)
Кадр из фильма "Ребекка" (1940)

"Ребекка" - фильм очень атмосферный и посвящён он преимущественно теме несоответствия, которая скользит через всю, рассказанную в ленте историю. Поднимаются проблемы несоответствия ожиданиям, несоответствия статусу, выдуманному образу и другие. Очень важно, что они не только исходят от главной героини, которая всё это ощущает на себе, а ещё и поддерживается активными действиями других персонажей, которые прямо или через намёки выражают свои мысли о несоответствии новой миссис де Винтер своему статусу сразу по многим параметрам.

Я заметил в данном фильме ещё одну интересную тему столкновения двух миров: мира аристократического, основная черта которого - строгая иерархия власти с миром городским и праздным, где подобных ограничений нет. К чему это приводит в фильме? К назреванию серьёзного конфликта. Когда служанка занимает статус хозяйки в другом доме, служанка того дома становится его настоящей хозяйкой, поскольку ощущает, что даже у неё на владение имением прав больше, чем у новой госпожи. Это неразрешимое социальное противоречие приводит к эксцентричным событиям в данной картине.

Кадр из фильма "Ребекка" (1940)
Кадр из фильма "Ребекка" (1940)

Наконец пару слов о самой истории, рассказанной в фильме. Сюжет довольно запутанный, но это компенсируется превосходным повествованием ( в основном его темпом). В этой ленте показана достаточно крупная и объёмная история с множеством событий. Это делает кино насыщенным. Ещё важнее, что кино при этом не выглядит затянуто, несмотря на хронометраж (ранее фильмы Хичкока обычно были 1,5 часа, а это кино немного более 2 часов).

Фильм будто из двух частей: первая – мелодрама и драма несоответствия образу предыдущей жены, вторая – детектив, наполненный твистами. Лично для меня довольно странно, что по основному жанру данное кино проходит как триллер.

Не поймите неправильно, этот жанр тут присутствует, но в очень плавной форме. Кроме того, саспенс развивается независимо от детективной истории, благодаря взаимодействию персонажей (в том числе прислуги), и через весь фильм, в отличие от детективного элемента, который проявляется только в последней трети фильма. То есть, детективным триллером у меня не получается назвать эту историю, а для просто триллера, на мой взгляд, саспенс слишком невыразительный. Это нисколько не умаляет заслуг данного фильма, а, напротив, побуждает интерес к нему.

Кадр из фильма "Ребекка" (1940)
Кадр из фильма "Ребекка" (1940)

Добавлю ещё пару хвалебных комментариев этому фильму. Операторская работа особенно замечательна во вступлении и финале ленты, так как всё остальное время почти полностью уделено диалогам. Но даже ради этих сцен, любителям интересных кадров с данным фильмом стоило бы ознакомиться.

Отличная игра актёров, на мой взгляд является, во многом, заслугой именно Хичкока. Я заметил, что режиссёры, которые хоть когда-то снимали коммерческое немое кино по-особому относятся к режиссуре. И в этом фильме я наблюдаю будто синтез режиссуры немого и звукового кино. Такая постановка сцен придаёт персонажей особой выразительности, но фильм при этом остаётся лаконичным, кривляния и карикатурность здесь напрочь отсутствуют.

Кадр из фильма "Ребекка" (1940)
Кадр из фильма "Ребекка" (1940)

Мне понравился фильм "Ребекка". Первые две трети для просмотра в хорошем смысле некомфортные, но оторваться от фильма не получается. Это отличный опыт, сравнимый с опытом от просмотра "Психо", самой известной работы мэтра.

Считаю этот фильм началом кинематографа нового уровня в фильмографии Хичкока. "Ребекка" однозначно стоит просмотра и обсуждения, так как этот фильм, при всех его достоинствах, остаётся на любителя и может произвести разное впечатление на зрителей.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить обзоры и подборки кино. Ставьте лайки, если понравилась статья, а в комментариях пишите, что думаете об этой работе мэтра.

До новых встреч!