Приветствую!
Сегодня моя статья посвящена первой голливудской работе кинематографического мэтра - Альфреда Хичкока. Речь пойдёт о фильме "Ребекка" 1940-го года. Это кино является одним из поворотных пунктов в творчестве именитого режиссёра.
В этом фильме Хичкок показал всему миру, на что он способен как режиссёр и, не случайно, именно данная кинолента принесла ему первую номинацию на премию оскар за лучшую режиссуру, а сам фильм одержал в той же премии победу как "лучший фильм" того года.
Успешность проекта обусловлена сразу множеством причин, среди которых первоклассный кастинг, хороший бюджет (а значит декорации и костюмы) и новый оператор, что оказалось очень важным для этого фильма. Не даром данная кинолента получила сразу 2 премии Оскар, одна из которых за лучший фильм, а другая - за лучшую операторскую работу.
Хороший кастинг очевидным образом породил превосходную актёрскую игру и взаимодействие персонажей. Значительная часть фильма мелодраматична и посвящена отношениям супружеской пары мистера де Винтер и "новой" миссис де Винтер. В настоящее время часто можно слышать претензию к любовным линиям в кино, состоящую в том, что между персонажами нет "химии", не чувствуется их расположение к объекту любви. Этого категорически нельзя сказать о данной работе. С первых мгновений столкновения основных действующих лиц, между ними мгновенно складывается связь, зрителю легко ощутить влечение влюблённых друг к другу.
Интересно, что подобная "химия" между персонажами выстроена не только в любовной линии. Так, взаимодействие миссис Денверс (служанки) с главной героиней тоже носит яркий и эмоциональный характер. Именно благодаря этому невероятно интересно наблюдать за диалоговыми сценами, из которых почти весь фильм и состоит.
Тут стоит сделать важную ремарку. Подавляющее большинство фильмов Альфреда Хичкока - диалоговые, пожалуй, исключая лишь его немое кино. Связано это как с тем, что у Хичкока большинство работ обладают литературной основой (как правило это рассказы), так и вообще с манерой делать фильмы в старой классической школе киноиндустрии, к которой он относился. И, несмотря на то, что Хичкока называют королём саспенса, в первую очередь, он король хорошо поставленных диалогов, через которые почти всё повествование сюжета (а значит и саспенс) и идёт.
Для диалоговых фильмов крайне важная задача режиссуры - сделать так, чтобы эти диалоги было интересно смотреть. В данном случае это достигается благодаря мастерски поставленной актёрской игре и выстроенной "химии" между основными действующими лицами.
"Ребекка" - фильм очень атмосферный и посвящён он преимущественно теме несоответствия, которая скользит через всю, рассказанную в ленте историю. Поднимаются проблемы несоответствия ожиданиям, несоответствия статусу, выдуманному образу и другие. Очень важно, что они не только исходят от главной героини, которая всё это ощущает на себе, а ещё и поддерживается активными действиями других персонажей, которые прямо или через намёки выражают свои мысли о несоответствии новой миссис де Винтер своему статусу сразу по многим параметрам.
Я заметил в данном фильме ещё одну интересную тему столкновения двух миров: мира аристократического, основная черта которого - строгая иерархия власти с миром городским и праздным, где подобных ограничений нет. К чему это приводит в фильме? К назреванию серьёзного конфликта. Когда служанка занимает статус хозяйки в другом доме, служанка того дома становится его настоящей хозяйкой, поскольку ощущает, что даже у неё на владение имением прав больше, чем у новой госпожи. Это неразрешимое социальное противоречие приводит к эксцентричным событиям в данной картине.
Наконец пару слов о самой истории, рассказанной в фильме. Сюжет довольно запутанный, но это компенсируется превосходным повествованием ( в основном его темпом). В этой ленте показана достаточно крупная и объёмная история с множеством событий. Это делает кино насыщенным. Ещё важнее, что кино при этом не выглядит затянуто, несмотря на хронометраж (ранее фильмы Хичкока обычно были 1,5 часа, а это кино немного более 2 часов).
Фильм будто из двух частей: первая – мелодрама и драма несоответствия образу предыдущей жены, вторая – детектив, наполненный твистами. Лично для меня довольно странно, что по основному жанру данное кино проходит как триллер.
Не поймите неправильно, этот жанр тут присутствует, но в очень плавной форме. Кроме того, саспенс развивается независимо от детективной истории, благодаря взаимодействию персонажей (в том числе прислуги), и через весь фильм, в отличие от детективного элемента, который проявляется только в последней трети фильма. То есть, детективным триллером у меня не получается назвать эту историю, а для просто триллера, на мой взгляд, саспенс слишком невыразительный. Это нисколько не умаляет заслуг данного фильма, а, напротив, побуждает интерес к нему.
Добавлю ещё пару хвалебных комментариев этому фильму. Операторская работа особенно замечательна во вступлении и финале ленты, так как всё остальное время почти полностью уделено диалогам. Но даже ради этих сцен, любителям интересных кадров с данным фильмом стоило бы ознакомиться.
Отличная игра актёров, на мой взгляд является, во многом, заслугой именно Хичкока. Я заметил, что режиссёры, которые хоть когда-то снимали коммерческое немое кино по-особому относятся к режиссуре. И в этом фильме я наблюдаю будто синтез режиссуры немого и звукового кино. Такая постановка сцен придаёт персонажей особой выразительности, но фильм при этом остаётся лаконичным, кривляния и карикатурность здесь напрочь отсутствуют.
Мне понравился фильм "Ребекка". Первые две трети для просмотра в хорошем смысле некомфортные, но оторваться от фильма не получается. Это отличный опыт, сравнимый с опытом от просмотра "Психо", самой известной работы мэтра.
Считаю этот фильм началом кинематографа нового уровня в фильмографии Хичкока. "Ребекка" однозначно стоит просмотра и обсуждения, так как этот фильм, при всех его достоинствах, остаётся на любителя и может произвести разное впечатление на зрителей.