Найти тему
якабито смотрит анимэ

Романтическая анимэ-комедия про консольные игры: High Score Girl

Оглавление

ハイスコアガール, ハイスコアガール EXTRA STAGE, ハイスコアガール II

ハイスコアガール
ハイスコアガール

Жанр: #романтика , #сейнен , #современность , #фэнтези
Выходил: июль – сентябрь 2018, март 2019, октябрь – декабрь 2019
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: «Девчёнка не промах[Extra Stage, II]»
12 эпизодов, ОАВ 3 эпизода, 9 эпизодов со сквозной нумерацией. То есть обычный сериал на 24 эпизода.
Оценка: 8-9 из 10


Неожиданно интересно и неожиданно трогательно

Дисклеймер

Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и будет упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано ниже – сказано про сериал и только про него. Желающим прочитать в оценке сериала оценку исходного произведения напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.

Краткое описание

Что из себя представляет мальчик Ягучи Харуо? Фактически – заготовку под главного героя «Добро пожаловать в NHK». Бесполезный двоечник и беспросветный геймер. Правда, есть отличие: по юности своей, да и по свойствам характера он весьма жизнерадостный, играми наслаждается. И не хикки – шиплит он в основном в файтинги на игровых автоматах в залах. Чертовски успешно и можно сказать – профессионально. Впрочем, иного ему и не дано, поскольку на дворе начало 90х годов прошлого века, когда с домашними игровыми консолями даже в Нихонии было довольно туго. Но задатки у гражданина для превращения в унылого хикки и NEET вполне подходящие, и, думаю, этим бы всё и закончилось если бы не… Если бы как-то раз он не столкнулся в игровом зале с Оно Акирой. Девочкой из очень богатой семьи, которая разделывает Ягучи под орех даже выбрав откровенно проигрышного соперника. Что, естественно, задевает его геймерскую гордость, вызывает интерес и всё такое прочее.

История просмотра

Этот сериал как-то раз всплыл в дискуссии то ли к утверждению, что я не люблю споконы про не особо интеллектуальные виды спорта, то ли к безусловно модной нынче теме сериалов про компьютерные игры. Запросто может быть и то, и другое. Поскольку аркадные файтинги явно не супер-интеллектуальны (хотя и не абсолютно тупы). Да и тема соревнований вплоть до вполне себе киберспорта здесь тоже наличествует. Тем не менее, в сущности, это сериал совсем про другое. В первую очередь – про возникновение и осознание любви. А уж романтику-то я очень люблю.

Техническое исполнение

С технической точки зрения, именно если говорить об исполнении сериала (и, надо полагать, исходной манги, поскольку это именно по ней) – то сие есть весьма удручающее зрелище. Вообще, как я понимаю, начиналось это скорее как школьная комедия для мужчин повзрослее, а в таких произведениях обычно визуальными красотами не увлекаются. Очень схематично рисуют фигурки и фоны – и ладненько. История важнее. Вот, здесь – оно самое. Примитивнейшая картинка начинающаяся и заканчивающаяся на концепции «один герой должен отличаться от другого, а кошка – от собаки». С другой стороны, пожалуй, если бы всё было нарисовано как-то особо высокохудожественно, то пиксельно-спрайтовые игрушки, в которые в основном герои и режутся, и кадры из которых играют довольно большую роль в истории – смотрелись бы черезчур вырвиглазно. Так что, может быть, в примитивизме картинки «про живых людей» есть некое Дао.

По части звука – тут всё тоже очень и очень скромно. Сейю играют нормально, но и не сказать, чтобы как-то особо талантливо. Однако, и не сказать, чтобы плохо. Парень, конечно же, регулярно орёт, что раздражает. Но опять же – это вполне соответствует его характеру. Ну, и кое-кто другой иногда орёт. Что в целом тоже вполне укладывается в восприятие сериала как юморного, основанного в первую очередь на преувеличениях. Остальные же – вполне нормально разговаривают. Пожалуй, несколько ленятся с интонациями – то не натурально, то не отыгрывают. Но в целом – общий примитивизм картинки и к игре сейю особых требований не предъявляет.

С музыкой – получше. Тут как раз всё продумано. В играх, естественно, звучит родная музыка. Да-да, вот это самое MIDI-оформление, которое тогда и было. И опенинги выдержаны в том же стиле. Но с живым голосом. Песни-вставки и эндинги – вполне обычные, неплохие, но тоже особо не выдающиеся. Кроме одного: первый эндинг, Houkago Distraction – вроде бы тоже ничем особым не блещет, но как-то совершенно потрясающе ложится на видеоряд и восприятие… в первую очередь – Оно-сан.

В общем – очень средненько, и вроде бы даже плохо. Но кое-в-чём – наоборот, хорошо.

ハイスコアガール EXTRA STAGE
ハイスコアガール EXTRA STAGE

Неоднозначное в сюжете

Куда интереснее с историей. В общем-то ей можно предъявить немало претензий. В первую очередь – бессовестную езду на штампах. Ну как же нам без какого-нибудь супер-богатого героя? Без неоднократного (и безболезненного) сбития машиной какого-нибудь из героев? Без суровой училки? Крутые, а так же и другие, бесполезные учителя – тоже быть обязаны. Как же без «смешно» подглядывающих родителей? Ведь без этого комедия будет не смешная, да? Всё так, но уже здесь существует одно «но». Практически все эти штампы дополнены весьма неожиданными и глубокими сюжетными нюансами. Например, то же запредельное богатство Оно-сан выливается в такой чудовищный рассказ о «бремени белых» - чудовищные нагрузки по разностороннему образованию, жесткий график жизни, спланированный чуть ли не поминутно от рождения до смерти (и брак по расчёту в этот план входит тоже), вообще страшное давление «много имеешь – много имеешь и ответственности». А мама Ягучи-куна хотя и комедийно подсматривает, а то и вламывает сыну за двойки – но в принципе уже хорошо, что в сериале есть внятные родители. А ещё лучше, что на самом деле мама его – просто чудо. Очень разумно относится к сыну, и вообще у них в семье отличная атмосфера. Современным «педагогам» и родителям бы поучиться. В общем, всё это, как минимум – неожиданно.

Другое нарекание – фэнтези. Вообще-то его в официальные тэги сериалу не ставят, что в целом верно: он не
про фэнтези. Но чем дальше, тем больше фэнтези в нём присутствует. И если по началу персонажи игр в общем-то существуют только в головах у героев, как некие, так сказать, внутренние собеседники, на уровне «что бы мне сейчас сказал Гайл?» - то чем дальше, тем сильнее они вмешиваются уже в реальную реальность. А это уже как-то не очень здорово. Но и тут есть определённое «но»: приём-то в общем-то дешёвый, но как же с его помощью хорошо «прозвучала» последняя серия. Ну правда: любовь может творить чудеса – вот чудеса и начались всамделишные!

Пожалуй, самое серьёзное нарекание у меня – оно же и самое субъективное. Это две главные героини: собственно, Оно Акира и Хидака Кохару (да-да, как же без любовного треугольника?) Хорошо, я не понимаю, с чего они обе влюбились в этого Ягучи-куна. Но во-первых – это закон жанра. Во-вторых, Хидака, например, вполне чётко даже объяснила, с чего она. И объяснение вполне имеющее право на жизнь. И, в-третьих и главных, хотя Ягучи-кун явно не герой
моего романа, но всё же он и с самого начала далеко не беспросветно глуп и в общем-то и не омерзителен, а с течением времени – действительно показывает недюжинный рост над собой и даже, удивительно, способность рассуждать. Нет, даже больше – признавать свои ошибки! То есть влюблённость этих барышень не вызывает ни отторжения, ни желания искусать сценаристов. Нет, с ними плохо другое и по-разному.

Очень обидно за Хидаку. Обидно потому, что мне очень нравится, как она рассуждает, как ведёт себя, какие решения принимает… Очень мощная и правильная, симпатичная мне девочка. Но… мало того, что она с первых же моментов понятно, что запрограммированно будет «третьей-лишней» (а это уже обидно). Ещё хуже, что при всех своих прекрасных качествах она не вызывает каких-то сильных эмоций. Извиняюсь за тавтологию, но здесь она будет очень уместна: вдвойне за неё обидно то, что за неё не обидно. Вот понимаете, бывает так, что видишь, как человек плачет или смеётся – и мгновенно хочется расплакаться вместе, обнять и утешать или наоборот – вместе покатываться от хохота. А здесь – проходит секунда, две и только потом приходит уже осознанная и в общем-то неприятная мысль: вот перед тобой стоит и плачет такая замечательная девчёнка, а я сижу как полено мерзкое, бесчувственное и ничего не делаю.

Очень обидно и за Оно. Но в другом ключе. Я, конечно, понимаю, что в этом её фишка, так и задумано. И это прибавляет вроде бы и загадочности, и обаяния, и даже, не побоюсь этого слова, няшности ей. Да, «няшность» - здесь самое правильное слово. Ведь происходит оно от звукоподражания «ня» (которое для нас – «мяу»). Все уже догадались, я думаю. Оно сделана немой. То есть она как няшный зверёк кусается, пихается, обнимается. Очень редко снисходит до жестов руками. Рычит, вздыхает, плачет, гордо хекает, издаёт всякие забавные звуки… И никогда – до членораздельной речи. При этом – она на самом деле не инвалид, с речью всё у неё нормально. Просто не пользуется. Ну что тут сказать? Цель-то достигнута: понятное дело, человек, который не объясняет словами чего он там хочет или думает – получает некий бонус к непонятности. Зага-а-адочная девушка получается. И в общем-то довольно интересно догадываться, что же у неё на уме. И милая девочка плюс милая зверюшка – это, конечно, непробиваемое комбо. Но как-то всё это выглядит неприятно натужно. Надуманно. И в целом уже не смешно. Что обидно.

ハイスコアガール II
ハイスコアガール II

Однозначно прекрасное - там же

Как видите – даже все мои нарекания имеют обратную сторону. Это плохо, но оно же и хорошо. А временами – вообще прекрасно. Вот та же сюжетная линия со злобной училкой семьи Оно. Всю дорогу она воспринимается как абсолютно картонный, ненатуральный, гипертрофированный комедийный персонаж. Что, естественно, не радует. Но вдруг – вызывает просто восторженный хохот фразой «Я этого не одобряю. И вообще в этот день мне необходимо навестить маму». О, да! Я поняла это сразу, а для тех, до кого не дошло – через пару минут смысл этой фразы расшифровали открытым текстом: Гоуда-сенсей не запретила, и обозначила, что из-за этого (гарантированно – придуманного ровно в ту же минуту) визита к маме – как бы и не сможет воспрепятствовать мероприятию, которое она вроде как не одобряет. Так-то, друзья мои! В наше время большинство людей и просто-то говорить не умеют, для них проблема хоть что-то оформить в слова. Смотрите и учитесь, как надо. Эта тётенька говорить умеет.

Ещё один очень сильный момент – это собственно игровой бэкграунд. Вот уж над чем – над чем, а над этим авторы поработали от души и серьёзно. И не только в вопросе о том, что вот у нихонцев была (да и до сих пор жива, пусть и не в таких масштабах) мощнейшая индустрия залов игровых автоматов за деньги. Не «одноруких бандитов», а таких, без призов. Те самые, которые дали название жанру игр: аркады. Они пошли дальше – рассказали про то, как к ним относятся в обществе. Разные интересные подробности вокруг – что там происходит, как играют, откуда есть пошёл киберспорт и множество такого прочего. И ещё дальше – сериал представляет собой увлекательную экскурсию по истории игровых автоматов, приставок, игр на них, и даже некоторым технологиям (пиксели-спрайты-полигоны, 2D – 3D). И подошли ответственно: связались с правообладателями, в результате чего все игры, все приставки называются своими именами, а не Pony вместо Sony, и в титрах – неслабый список кто чего выпускал. Кстати, не упустили и забавный языковый момент. Вот как в русском языке все копировальные аппараты стали ксероксами, а легковые внедорожники – джипами по названию фирмы-производителя, революционно познакомившую нас с концепцией такого «аппарата», так, оказывается, нихонцы долгое время (не знаю как сейчас), все приставки назывались Фамиком. По названию революционной и первой действительно массовой приставки третьего поколения.

Кстати, здесь интересны момент в вопросе перевода. Дело в том, что я в принципе сторонница точности в терминологии. Если в одном языке слово есть, а в другом – нету, то надо давать транслитерацию и в сносках пояснять, что это. А не называть суши колобками. Здесь же получился забавный компромисс: на экране коробка с логотипом Фамиком, сейю произносит «Фамиком», а в субтитрах почему-то NES. На самом же деле – здесь как раз всё совершенно адекватно. «Family Computer», «Фамиком» — это внутренний нихонский бренд, а в США эта приставка продавалась как «Nintendo Entertainment System». К нам, правда, она зашла совершенно третьим способом, но в целом нихонский бренд нам не говорит ничего, а штатовский - "звенит в звоночек". Получилось довольно забавно, но хорошо переводчики сработали, молодцы!

И, раз уж я заговорила о переводчиках. Опять я взяла раздачу Erai-Raws, и опять не могу не похвалить их: сразу видно, что они вышли на новый уровень и из небольшой группы превратились в разветвлённую «компанию». Если раньше писалось, мол «перевод группы ХХХ» (в данном случае подразумевалось, что ХХХ = Erai Raws), то теперь после каждой серии имя-фамилия переводчика отдельным текстом указана. Это радует. Единственное нарекание – один момент в переводе не отработали. Похоже, сами не поняли, что тут происходит. Дело же в том, что в сериале есть довольно мощная сюжетная линия про отношение к победам и поражениям. Что «стремление только к победе», «стремление к победе» и «не допускаю для себя поражения» - это разные вещи, и первое с последним – далеко не самые замечательные и достойные уважения.

Конечно же, самое лучшее я оставила «на сладкое». Самое приятное в этом сериале то, что он плавно эволюционирует из несколько гротескной комедии в прекрасную историю любви и взросления, причём взросления именно в интеллектуальном смысле. Более того, совершенно прекрасным образом удалось избежать всяких шуточек на грани пошлости. Ну, этому способствует тот момент, что весь треугольник у нас геймерский, сошедшийся на немного других идеях. То есть уже на самом деле здорово, что нам не только показали, что довольно-таки платоническая любовь – бывает. Но что и она, не сводясь к желанию «покувыркаться», может вести и к страшным переживаниям, и даже, удивительно, стремлению быть вместе, радовать любимого или любимую, наслаждаться друг-другом.

И, соответственно, все вот эти романтические переживания – они показаны очень здорово. С правильными посылами – и рассуждать, осознавать, признаваться себе в чём-то (и в любви, конечно) – надо. Какие-то моменты, напрямую даже не связанные с романтикой тоже хороши. Вот, пожалуй, я окончательно перестала напрягаться на гражданина Ягучи-куна в эпизоде, где они с Кохару-тян отстали от поезда. Потому что он повёл себя просто великолепно, как надо всегда себя вести, заслуживающе уважения. Помнится, у Дивова в «Выбраковке» был эпизод на ту же тему:

«- Дальше развернемся, - преспокойно сообщил Валюшок. Для него, в отличие от Гусева, таких ерундовых проблем не существовало. Он всегда мог дальше развернуться. Гусев тяжко переживал свои промахи и старался поэтому не совершать их вовсе. А Валюшок просто исправлял допущенные ошибки. Легко.»

Так вот, от Ягучи-куна по идее следовало бы ожидать реакции типа гусевской. Помноженной на его возраст и прочее. То есть, может быть, не посыпания главы пеплом и не вырывания волос, а скорее – паники, надлома и обречённой бездеятельности. Но нет! Он совершенно спокойно и практически мгновенно находит решение: «Ну и ладно! Прогуляемся до автовокзала, сядем на автобус, к вечеру нагоним остальную группу. Заодно и погуляем, и поиграем. и из автобуса на самое большое в стране озеро посмотрим.» Вот это – молодец! Спокойно, позитивно, разумно – взял и нашёл выход.

Да, но романтика и как таковая замечательная. Особенно в финале. Точнее - в финалах. Здесь их в сущности два. Первый – это превращение треугольника в пару. То есть момент, когда Кохару-тян уступает парня Акире. Этот поединок был шикарно психологичен и очень здорово, что авторы удержались от банального «кто победил, тот и забрал». Нет, там множество шикарных подтекстов в вопросе «как победила». И «можно ли за любовь продать душу дьяволу» - далеко не единственный, хотя и самый простой.

Соответственно – второй финал – это уже для пары. Прекрасная история с чемпионатом и признанием, во время которой как-то вроде и хотелось, чтобы Ягучи-кун победил, но как-то оно и не верилось. И последствия этого всего. И как Кохару-тян потрясающе вправила кому надо мозги, расшифровав смысл посланного кольца (опять же – для тех, до кого не дошло). Вообще, в сторону: сериал очень хорош тем, что в подобных вопросах выдержан на «отлично»: всегда, когда происходит нечто не совсем понятное и очевидное – у зрителя есть время подумать «а что это было?» Почему Оно вдруг наступила на ногу Ягучи-куна, почему Гоуда-сенсей сказала то, что сказала, почему вдруг Зангиев делает захват, что значит этот жест и так далее. И всегда через несколько минут, если зритель не догадался – даётся объяснение. То есть всё соблюдено – и над загадкой можно подумать, и разгадка будет дана обязательно.

Да, но я о финале. И вот всё происходящее после объяснения Кохару-тян (вот здесь её и уважаешь безмерно и сопереживаешь ей) – всё дальнейшее это сплошные штампы, максимальный накал фэнтези… Но всё-таки настолько красиво и захватывающе-трогательно, что по-моему не возможно смотреть этот эпизод без замирающего сердца и счастливых слёз на глазах.

Резюме

Так что, я до сих пор удивлена сама себе, но мне понравился этот сериал! И «целевой аудитории», то есть людям постарше, желающим хорошей романтической комедии – тоже порекомендую. Собственно говоря, пожалуй, вот эта привязка к датам (а в сериале вполне очевидно указаны точные годы происходящего 1990-1996, плюс-минус год) – она сделана очень правильно. Вот если вы примерно ровесники героев, семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века по рождению – то это сериал как раз для вас

...И другие

А вот что про этот сериал писал мой дзен-знакомый LorFen. У него картинок побольше, но сам обзор - не без спойлеров.