Найти тему
Татьяна Альбрехт

Александр Тихонов – «завхоз» при гениях и издатель с дипломом инженера

Александр Николаевич Тихонов (Серебров)
Александр Николаевич Тихонов (Серебров)

«Многоуважаемый Александр Николаевич,

я сегодня не приду — заболел. Температура повышена. Посылаю проредактированную «Заиру». Распорядитесь, чтобы повесили объявление об отмене завтрашнего моего семинария.

Искренно Ваш Н. Гумилёв

4 февраля 1920 года».

В эпистолярном наследии Николая Гумилёва (к сожалению, сохранившемся очень фрагментарно) попадаются вот такие сиюминутные записки, отражающие его будни.

С «Заирой» все понятно – Николай Степанович имеет в виду произведение Вольтера. В издательстве «Всемирная литература», в которой в 1919-1923 годах так или иначе работали практически все видные литераторы, не покинувшие Петроград, как раз готовили издание французского классика, и Гумилёв принимал в нем самое активное участие в качестве переводчика, редактора, члена редколлегии.

С «семинарием» тоже понятно – речь идет, видимо, об одном из семинаров в литературной студи ДИСКа (Дома искусств), из тех, что вел Гумилёв.

Николай Гумилёв. Фотография 1921 года
Николай Гумилёв. Фотография 1921 года

А вот кто такой Александр Николаевич?

Во «Всемирной литературе» работало множество людей. Не только блестящие писатели, поэты, ученые, составляющие золотой фонд нашей культуры, но и те, кто занимался административной или хозяйственной работой, обустраивал быт, обеспечивал нормальное (насколько это вообще было возможно в тех условиях голода и тотального дефицита всего) функционирование издательства.

Редко когда писатель или поэт мог совмещать в себе столь разные аспекты деятельности и заниматься, помимо творчества, переводов, редактирования и рецензирования, еще и административными, бумажными или хозяйственными вопросами. Гумилёв с его замечательным организаторским талантом, скорее, исключение, лишь подтверждающее правило. Представить, например, того же Бальмонта, «добывающего» новый источник заработка или «выбивающего» пайки для себя и коллег совершенно невозможно. Он и в нормальных условиях был совершенно неприспособлен к обыденной жизни.

Людей, занимавшихся подобной деятельностью ради того, чтобы коллеги могли отдавать все силы и талант творческой, просветительской или научной работе, обычно не помнят, не слишком ими интересуются. А ведь они выполняли очень важную миссию. Как в театре сотрудники так называемых цехов – гримеры, костюмеры, монтировщики, бутафоры, литературные редакторы, помощники режиссера, осветители, звукорежиссеры… Их тоже, как правило, мало кто знает, они не выходят на сцену, но никакой спектакль без них невозможен.

Члены коллегии издательства «Всемирная литература». Стоят (слева направо): А.А. Смирнов, В.М. Алексеев, Н.О. Лернер, Б.Я. Владимирцев. Сидят (слева направо): М.Л. Лозинский, А.Н. Тихонов (Серебров), А.Л. Волынский, И.Ю. Крачковский, С.Ф. Ольденбург, К.И. Чуковский. Рядом с Чуковским — секретарь коллегии В.А. Сутугина-Кюнер
Члены коллегии издательства «Всемирная литература». Стоят (слева направо): А.А. Смирнов, В.М. Алексеев, Н.О. Лернер, Б.Я. Владимирцев. Сидят (слева направо): М.Л. Лозинский, А.Н. Тихонов (Серебров), А.Л. Волынский, И.Ю. Крачковский, С.Ф. Ольденбург, К.И. Чуковский. Рядом с Чуковским — секретарь коллегии В.А. Сутугина-Кюнер

Вспомнить хотя бы знаменитую историю с «Дровяным альбомом» Левина.

Какие страсти, какие стихотворные перлы породила в общем-то совершенно бытовая ситуация – необходимость достать дрова, чтобы сотрудники издательства могли нормально работать, не при минусовой температуре в неотапливаемых комнатах, не пуская на растопку книги и мебель (у кого они были в достаточном количестве), не сидя в шубе и чувствуя, как постепенно немеют и уже не удерживают ручку заледеневшие пальцы. Мы сегодня с улыбкой читаем, как коллеги-литераторы шутили друг над другом, над совсем несмешной ситуацией полнейшей бытовой неустроенности и тотальной нехватки еды, просто хлеба, не говоря уже о чем-то ином, как рождались их блестящие стихотворные экспромты, полные доброго юмора или веселого сарказма. Но шутки шутками, а работать в ту холодную и голодную зиму в промерзших кабинетах и квартирах да еще практически всегда на пустой желудок действительно было невозможно. Вопрос о дровах стоял не менее остро, чем о хлебе насущном.

Недаром Гумилёв, как только занял пост председателя Петроградского отделения Союза поэтов (начало 1921 года), сразу начал хлопотать о льготах и дополнительных пайках для его членов (и добился этого). Творчество, конечно же, на первом месте. Но художник не должен быть голодным. Это все пафосные глупости явно не голодного и не художника (фильм «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» замечательный, но эта фраза в нем – больше похожа на шутку, которую не так поняли или всегда повторяют в отрыве от контекста).

Впрочем, я отвлеклась. Разбирались, кто же такой Александр Николаевич.

Максим Горький
Максим Горький

Ответ очень простой.

Александр Николаевич Тихонов – с 1918 заместитель Максима Горького в издательстве «Всемирная литература», с 1920 – директор «Всемирной литературы», горный инженер по образованию, издатель по призванию, к тому же хороший администратор и неплохой литератор.

Родился в 1880 году в Екатеринбургской губернии, в 1908 году окончил петербургский горный институт. С 1905 начал печатать рецензии, статьи, рассказы под псевдонимом Серебров.

Тогда же близко сошелся с Горьким, вместе с ним организовал кружок пролетарских писателей при газете «Правда». Занимался редакторской работой в журнале «Летопись» (1915–1917) и газете «Новая жизнь» (1917–1918). Участвовал в работе издательства «Парус» (1915–1917), редактировал журналы «Современный Запад», «Восток», «Русский современник», 1-й и 2-й сборники пролетарских писателей (1914, 1917), был техническим руководителем издательства артели писателей «Круг».

В Усолье в имении Морозова в 1902 году встречался с А. П. Чеховым, оставил о нем интересные воспоминания.

Вот любопытная выдержка из них:

«Все, что он говорил, было для меня новым и подавляюще неожиданным… никак не вязалось с моим представлением о «великом писателе», которого я мыслил себе в ту пору обязательно либо в образе величавого апостола, как Л. Толстой, либо в ореоле пламенного витии, как Герцен и Чернышевский. Чехов же был слишком прост…».

Естественно, когда Горький организовал «Всемирную литературу», он взял Тихонова к себе в помощники и доверил руководство издательским аппаратом.

По воспоминаниям сослуживцев и друзей Александр Николаевич был человеком очень спокойным, выдержанным, доброжелательным, твердым, удивительно работоспособным.

Николай Чуковский. Рисунок В. А. Милашевского. Холомки, 1921 год
Николай Чуковский. Рисунок В. А. Милашевского. Холомки, 1921 год

Вот как пишет о нем Корней Чуковский в воспоминаниях о Блоке:

««[А. Блоком] тонко был охарактеризован своей речевой манерой директор нашего издательства Александр Николаевич Тихонов (Серебров), единственный среди нас деловой человек, очень властный и требовательный. На заседаниях нашей коллегии он всегда говорил сжато, отрывисто – и только о деле. Блок чудесно отразил его характер в ритмическом рисунке его фраз.

„Реплики этого лица, – указал он в примечании к пьеске, – имеют только мужские окончания“.

И придал каждой реплике сухую обрывчатость:

„Кому ж такую поручить статью?//…………………..//

Итак, Корней Иванович, сдайте нам//

Статью в готовом виде не поздней,//

Чем к Рождеству“».

Под «пьеской» подразумевается вот такой шутливый опус, сочиненный Александром Александровичем:

«Сцена из исторической картины “Всемирная литература”

XX столетие по Р. Хр)

Место действия — будуар герцогини.

Блок

...В конце ж шестого тома Гейне, там,

Где Englische кончаются Fragmente,

Необходимо поместить статью

О Гейне в Англии: его влиянье

На эту нацию, и след, который

Оставил он в ее литературе.

Тихонов

Кому ж такую поручить статью?

Блок

Немало здесь различных спецьялистов,

Но каждый мыслит только о своем:

Лозинский только с Богом говорит;

Волынский — о любви лишь; Гумилёв —

Лишь с королями. С лошадьми в конюшне

Привык один Чуковский говорить.

Тихонов

Итак, Корней Иванович, сдайте нам

Статью в готовом виде не поздней,

Чем к Рождеству».

Александр Блок. Фотография 1921 года (одна из последних)
Александр Блок. Фотография 1921 года (одна из последних)

Кстати, имя Тихонова часто встречается в дневниках Блока за последние годы. Обычно, это чисто деловые заметки без характеристик и примечаний. Но по ним можно заключить, что Александр Николаевич принимал самое живое участие в работе издательства, организовывал совещания, выступал с инициативными предложениями, без него не обходилась ни одна важная встреча, ни одно решение.

Вот, например:

«Горький и Тихонов — договор с правительством на три года: издавать в типографии “Копейка” под фирмой “Всемирная литература”: 1) томов 800 больших — основные произведения всемирной литературы с историко-литературными предисловиями и примечаниями; 2) томиков 2000, вроде “Reclam’a”— тоже с маленькими предисловиями (листа 2—3). Первое мерило — имеющее художественное значение. Повторения (в большом и малом) — не исключаются. Дать ему список. Предложить лиц, которые могли бы работать. Ждать от него список им намеченного. Я предлагаю: стиль, редактированье, вступительные статейки, биографийки».

«23 ноября. К Тихонову. Выбрать работу. Стихи? Байрон. Гейне. Бодлэр? Уланд? Рони — «Красный вал»? — Видел Чапыгина, Чуковского, Батюшкова, Сологуба, Гумилёва. — Вечером Алянский с художником Алексеевым».

«24 ноября. Совещание поэтов у Тихонова в «Новой жизни». — Было в квартире Горького. Встреча с Марией Федоровной. В. А. Чудовский. Разговор с Тихоновым. Речь Гумилёва. Речь Горького. — Вечерние занятия Гейне».

«На Невский 64 (Горький, Тихонов, Гумилёв, Левинсон, А. М. Аничкова, Княжнин, Браун, Батюшков, З. Венгерова, Рождественский, Гржебин). Тихонов закинул, чтобы я уходил из Театрального отдела и сосредоточился на их работе, что он обеспечит».

«Ночные сны — такие, что на границе отчаянья и безумия. Сколько людей свихнулось в наши дни. Ко всему — жестокий мороз. — К Тихонову (заново переводить, гонорары, Зоргенфрей). Браун (о Свиридовой), Батюшков, Гумилёв, Султанова, Ивойлов, Лернер, Варвара Васильевна Тихонова, Рождественский; комната в Толмазовом. — Кое-что с Гейне».

Николай Гумилёв, Зиновий Гржебин, Александр Блок на чествовании Максима Горького в  издательстве «Всемирная литература» 30 марта 1919 года
Николай Гумилёв, Зиновий Гржебин, Александр Блок на чествовании Максима Горького в издательстве «Всемирная литература» 30 марта 1919 года

Несколько иначе Тихонова описывает писатель Владимир Лидин в книге «Люди и встречи»:

«Александр Николаевич Тихонов всегда как бы приносил с собой дыхание целой литературной эпохи. Он был до того пропитан воздухом литературы, до того был ей предан, что, вероятно, не пропустил ни одного дня в своей жизни без содействия любимому делу.

М. Горький, жадный и пытливый собиратель людей способных и одаренных, нашел Тихонова еще в ту пору, когда молодой инженер-золотоискатель, может быть, и не помышлял о литературе. За добрую четверть века ни одно начинание Горького не обходилось без Тихонова. Люди старшего поколения помнят и журналы „Современник“ и „Летописи“, и издательство „Парус“, в котором вышли первые сборники пролетарских писателей и первая, по-настоящему изданная книга молодого Маяковского; современники помнят и издательство „Всемирная литература“, которое с замечательным размахом должно было представить литературы всех стран мира, и „Историю молодого человека“, и „Библиотеку исторических романов“. Во всех этих делах у Горького был не только отличный по своим деловым качества помощник, но и помощник умный, много знавший и много умевший.

Тихонов никогда не спешил. Спешка была ему не свойственна. Его нельзя было увидеть и озабоченным. Он всегда был ровен, спокоен, в меру деловит, и как-то само собой получалось, что книги во множестве выходили в издательствах, которыми Тихонов заведовал, как вовремя выходили и очередные книжки журналов, хозяйственным распорядителем редакций которых он значился.

Начиная свою литературную деятельность, Тихонов выбрал себе искательскую фамилию Серебров: он был родом из обиталища золотоискателей – Екатеринбурга, и в его высокой, чуть дородной фигуре было многое от уральцев, людей закаленной породы и строгих правил. Тихонов никогда не кривил душой, ни в одном деле не увиливал в сторону, предпочитая прямой разговор извилистой неправде. Он шел по жизни уверенно, как человек с чистой совестью, не подлаживаясь под чужие характеры, а с достоинством утверждая свое собственное понимание вещей и отношение к литературе.

– В литературе надо жить красиво, – сказал он мне как-то. – Надо не только уметь хорошо писать, но писатель должен быть и душевно красивым.

В его понимании душевная красота заключалась прежде всего в уважении к человеку и безоговорочной порядочности.

…След в литературе писатель оставляет в своих книгах: это след зримый, вещественный. Есть, однако, и след незримый, но не менее важный для дела литературы: это работа деятеля, организатора литературной жизни, помогавшего другим писателям создавать книги. Тихонов делал это всю свою жизнь. Если можно так выразиться, он был не только музыкантом в оркестре, но и сам представлял собой оркестр по многообразию своей деятельности. Я не помню почти ни одного горячего литературного дела, в котором Тихонов так или иначе не принял бы участия. Всюду он появлялся достойно и неспешно, был составной, неотъемлемой частью нашей литературы, радовался всем ее удачам и болел всеми ее горестями.

…Образ этого уральского золотоискателя, намывшего впоследствии немало золота в литературе нашей, останется не только как образ писателя, но и как замечательного литературного деятеля».

Лидин Владимир Германович
Лидин Владимир Германович

28 января 1925 Александр Николаевич Тихонов был арестован и заключен в тюрьму.

В феврале 1925 в ОГПУ обратилась с заявлением его жена.

Сохранился текст этого заявления:

«ЗАЯВЛЕНИЕ

Мой муж, ТИХОНОВ Александр Николаевич, арестован в Ленинграде 28-го января с г. Я полагаю, что этот арест вызван каким-нибудь недоразумением, так как вся предыдущая деятельность моего мужа не дает никаких оснований предполагать, что он мог совершить какое-нибудь преступление против советской власти. В течение целого ряда лет до Революции мой муж был ближайшим сотрудником Максима ГОРЬКОГО. В период Революции муж мой принимал в ней деятельное участие. С 1918 г он был заместителем Заведующего (ГОРЬКОГО), а с 1920 г Заведующим Изд-вом "Всемирная Литература". Последние полгода он был Представителем Госиздата в Ленинграде. Мой муж был лично известен покойному В. И. ЛЕНИНУ, письма которого к нему имеются, а также известен он т КАМЕНЕВУ, КРАСИНУ, ЛУНАЧАРСКОМУ (вместе с последним мой муж был преподавателем в школе агитаторов на острове Капри) и многим другим партийным работникам. Прошу сделать зависящее распоряжение о скорейшем рассмотрении дела моего мужа, которое, я уверена, будет иметь следствием его освобождение.

12 февраля 1925 г.

(Подпись)».

Скоро Александр Николаевич действительно был освобожден и вернулся к работе во «Всемирной литературе» (которую к тому времени уже слили с «Ленгизом»).

Чествование Максима Горького в связи с его 50-летием в издательстве «Всемирная литература». А. Блок — четвертый справа в четвертом ряду, Н. Гумилев — третий справа в пятом ряду. За спиной Горького — Н. Чуковский, 30 марта 1919 года
Чествование Максима Горького в связи с его 50-летием в издательстве «Всемирная литература». А. Блок — четвертый справа в четвертом ряду, Н. Гумилев — третий справа в пятом ряду. За спиной Горького — Н. Чуковский, 30 марта 1919 года

Затем перебрался в Москву и с 1929 года работал в прекрасном издательстве «Academia», а в 1930-1936 годах даже возглавлял его.

Во время войны он руководил издательством «Советский писатель».

Был в хороших отношениях с Ахматовой, помогал ей и Замятину с публикациями.

В 1949 году Александр Николаевич издал книгу «Время и люди. Воспоминания 1898–1905», в которой рассказал о людях, с которыми ему довелось встречаться – Чехове, Горьком, Станиславском, Шаляпине, Л. Н. Толстом и многих других.

Жаль, по идеологическим соображениям об очень многих, в частности, о Гумилёве, Мандельштаме, Тихонов написать просто не мог – этого все равно бы никогда не напечатали Да и огреб бы он неприятностей по полной программе за попытку вспомнить, да еще и благожелательно, тех, кого власть назначила врагами и отщепенцами и предпочитала просто вычеркнуть из официальной истории литературы.

Сейчас эта книга – библиографическая редкость. Насколько знаю, последний раз она издавалась в 1960 году. Мне попадались только выдержки.

Конечно же, советские редакторы над ней поработали всей душой, но в любом случае стоит прочитать.

Окончился земной путь Александра Николаевича Тихонова в 1956 году. Сегодня о нем мало кто помнит. Хотя человек был, судя по всему, интересный, разносторонне талантливый, прекрасно знал издательское дело. И, может быть, не только инициатива Горького, но и ежедневная умелая работа Александра Николаевича Тихонова помогла состояться такому замечательному явлению, как издательство «Всемирная литература».

-10