Отринем образ классической Бабы Яги из современных мультфильмов, кино, обратимся к корням русской сказки. Что может нам поведать образ этого мифологического существа, что в нём кроется? Сказка несёт нам образы далёкого прошлого, глубинных верований отголоски даже самого Палеолита.
1. Баба-Яга - мертвец. Другое имя богини смерти и зимы - Морены.
Обитает в "избушке", долгое время на севере Руси хоронили в "избах" домовинах, стоящих на столбах, окуренных дымом, "курные столбы" - "куриные ноги".
Домовины, которые отголосками сохранились на кладбищах до 19-го века на Северо-Востоке Руси - обычаи автохтонного финно-язычного населения. Дремучий лес - тоже символ смерти. Изба стоит к нему передом.
Затем стали хоронить в ступах в дубовых. Выражение "дуба дать" родом из тех времён. "Нос в потолок врос" - значит Яга лежит в гробу (ступе).
Мёртвые не видят живых, Яга может только чувствовать, как "русским духом пахнет".
2. Баба-Яга - символ древнейших корней вынужденного каннибализма.
Окружающие избушку кости (забор) и черепа (на нём), замок из острой челюсти - тому свидетельство. Её заточенные зубы. Похищение детей и заманивание путников и героев.
3. Баба-Яга - привратница, страж и проводник в мир мёртвых (Навь). Аналог древнегреческого Харона.
Границей её владений служит река Смородина, священная река - граница между миром живых и мёртвых.
У Яги одна нога костяная, одна живая - она стоит одной ногой в мире мёртвых.
Изба стоит на перекрёстке расходящихся дорог, развилке, называемой "курьей ножкой". Место не хорошее, где всегда замечают нечистую силу, а избушка - это врата в царство мёртвых.
Как проводник между мирами, Яга помогает герою проникнуть в Навь с помощью обрядов: искупать (омовение), накормить его пищей для мёртвых. После этого герой "умерев" попадает в загробный мир, побеждает там чудовищ, и спасает красавицу, возвращаясь непременно через избу Яги.
4. Яга - опытная женщина-ведунья для прохождения половой инициации подростков племени.
Баба-Яга чаще всего похищает мальчиков, но это имеет глубинный смысл. В древние времена мальчиков отправляли к живущей в отдалении от основного племени знахарке, опытной женщине для первой ночи подростков, завершающих обряд инициации. Иногда это была главная женщина племени времён матриархата.
Пест и ступа - это атрибуты древних обрядов, символы сливающегося мужского и женского начал. Пожелания зачатия детей на свадьбах.
5. Баба-Яга - средневековый суккуб (демон похоти и разврата женского пола), вытягивающий из мужчин их жизненную силу и подавляющий волю.
Яга в сказках захватывает чарами героя, оседлав его, начинается бешеная скачка на нём верхом, совершает дикие полёты. Но их глубинный смысл - это побуждение героя ко вступлению в интимную связь, оборачиваясь его возлюбленной или иной красавицей, компрометирующей героя-богатыря. Это испытание соблазном. Не удержишься - погибнешь.
У Яги 3 сына великана и 12 дочерей, но она не знает их отца.
6. Баба-Яга - ведунья, знахарка и повитуха.
Все её волшебные предметы - это доказательство, что к ней обращались за помощью, как к ведунье и целительнице, повитухе. Она живёт на границе миров, потому что может вытащить с того света, излечить от страшного недуга, опоить волшебным зельем для общения с богами, либо уничтожить нежеланного ребёнка в лоне матери.
7. Баба-Яга - женская ипостась бога Велеса, либо его супруга.
Она знает язык животных и растений, ей подчиняются чёрные коты, вороны, лебеди, змеи и другие животные. Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней. Она неразрывно связана с густым непроходимым лесом.
8. Баба-Яга - древняя богиня-Мать, богиня Макошь (Мать Сыра Земля), Рожаница.
Жестокая, но любящая Верховная богиня-Мать. Макоши, как богине плодородия был присущ образ ступы. Образ древнее, чем мы можем себе представить. В то же время Она и Рожаница, супруга Рода, создавшего всё сущее. Так неразрывно с Бабой-Ягой связан образ Печи.
А печь - это ни что иное, как образ женского полового органа. Дарит тепло, рождает, но может и убить, (опять же вспомним про аборт, которыми Бабе Яге приходилось заниматься). А если при родах ребёнок повитухе казался слабым, она заворачивала его в тесто, укладывала на лопату и помещала в печь, "дозревать". Тоже - один из образов, в котором позднее представляли Ягу в ужасном виде.
Бабе-Яге служат три всадника: красный (это вечерняя и утренняя заря), белый (это день) и чёрный (это ночь). Так прослеживается её связь даже и с солнечным культом.