Автор. Прохожий
«Хлеба и зрелищ!!!» - это крылатое выражение метко описывало желания древнеримского плебса. В ответ, Великий город отвечал своим голодным сынам бесплатной раздачей хлеба и разнообразием пышных цирковых представлений в виде гладиаторских боёв, борьбы атлетов, Олимпийских игр и бега колесниц. Фактически, те же самые развлечения плавно перекочевали в Византию. Однако, с течением времени, большинство из них было отнесено набирающими силу христианами к языческим пережиткам. Из числа наиболее зрелищных и доступных простонародью остались лишь заезды колесничих.
Центральным пунктом Константинополя считался Большой ипподром, любимое место для сборищ столичного населения. В годы расцвета сооружение достигало около 450 м в длину и 120 м в ширину, а его вместимость составляла около 100 тыс. человек. Самым знаменитым украшением ипподрома считалась квадрига из позолоченной бронзы, вывезенная в 1204 г. в Венецию крестоносцами.
Заезды колесничих отличались крайним азартом и зрелищностью. Как и в наше время в «Формуле 1», команда могла выставить в заезде несколько колесниц. «Союзные» гонщики координировали свои действия, «подрезая» соперников к барьеру и провоцируя крушение. На радость зрителям такой приём был разрешён правилами. Самые эпичные столкновения колесниц, как правило, случались на поворотах. Спонсоры и болельщики не брезговали самыми подлыми приёмами для создания преимущества своей команде. Так, «Кодекс Юстиниана» прямо запрещал наводить порчу на соперников в гонке.
Испокон веков существовали четыре команды соответствующие основным стихиям - голубые (венеты, вода), белые (левки, воздух), зеленые (прасины, земля) и красные (русии, огонь). Естественно, что вокруг команд определённого цвета образовались ненавидящие друг друга фанатские группировки из числа покровителей отдельных конюшен, спонсоров и их клиентелл, дававших средства на содержание кучеров, лошадей и колесниц. Это были довольно мощные организованные структуры, имевшие собственную казну и многочисленные людские ресурсы.
В Византии фанатское движение достигло апогея в своём развитии, а группировки болельщиков стали фактически разветвлёнными преступными синдикатами, имеющими выходы на военные, политические и религиозные круги Империи. На рубеже V-VI веков фактически остались две противоборствующие силы – венеты (голубые), представлявшие интересы крупных землевладельцев и сенаторской аристократии и прасины (зелёные), выражавшие требования финансово-торговой олигархии. Причём помимо различия интересов в финансовой сфере, взаимная ненависть дополнялась принадлежностью к различным христианским течениям.
Фанатские группировки набрали такую силу, что их едва удавалось контролировать. Столкновения болельщиков на ипподроме нередко перерастали в драки с убийствами и выливались на улицы Константинополя поджогами и погромами. Так, в 498 году, несколько прасинов были арестованы на ипподроме за метание камней. Пытаясь отвлечь внимание, их товарищи устроили беспорядки прямо напротив императорской ложи. Увесистым булыжником едва не попали в императора Анастасия I. Охрана быстро вычислила метателя и убила на месте. Через три года, во время таких же беспорядков погиб внебрачный сын Анастасия I.
Страшное восстание против императора Юстиниана I и его администрации началось 13 января 532 года. Конечно, имелось большое количество раздражителей для народного гнева (династические и религиозные причины, недовольство зажравшимся чиновничьим аппаратом), но спусковым механизмом стали столкновения болельщиков на Большом ипподроме во время проведения гонки колесниц.
11 января прямо на ипподроме представители прасинов обратились к императору Юстиниану I с жалобами на злоупотребления высших чиновников. После чего началась потасовка болельщиков друг с другом и представителями императорской администрации. Вечером зачинщики возмущения были арестованы, причём троих, самых горластых, приговорили к смертной казни. Во время повешения, один умер сразу, а оставшиеся, дважды срывались с виселицы (- Как бы хотел умереть, быстро или помучиться? – Хотелось бы конечно помучиться…). По стечению обстоятельств, счастливчики принадлежали к разным фанатским лагерям.
Видя такое дело, объединённая толпа возмущённых болельщиков отбила товарищей и стала требовать помилования, особо упирая на древние обычаи предков. До времени, осужденные были укрыты в церкви Святого Лаврентия, обладавшей правом церковного убежища. Отряд императорской гвардии окружил церковь, но добраться до преступников так и не смог.
13 января на ипподроме, в присутствии императора, вновь проводились зрелищные гонки колесничих. В перерыве между заездами, представители обеих фанатских группировок обратились к Юстиниану I с просьбой о помиловании осужденных. Не получив ответа, разгорячённые болельщики ринулись к императорской ложе, вокруг которой развернулось настоящее побоище. Интересно отметить, что прасины и венеты, на время забыв о распрях, выступили единым фронтом против ненавистного правительства. Главным лозунгом восставших стал клич «Ника!» («Побеждай!).
В Константинополе развернулись настоящие уличные бои. Первые серьёзные потери понесли гвардейцы у церкви Святого Лаврентия. Поражение оказало настолько подавляющее и деморализующее воздействие на солдат, что императорская гвардия предпочла не вмешиваться в ситуацию. А некоторые авторы прямо указывают, что часть гвардейских схол перешла на сторону восставших.
Бунтовщики сжигали налоговые списки, разгромили тюрьмы и выпустили на свободу заключённых, что дало новый виток беспорядкам. Восставшие безжалостно резали сторонников императора. Столицу заволокло дымом пожарищ, город в значительной степени был разрушен и разграблен – погибли многие дворцы и храмы, были разгромлены и сожжены преторий, гвардейские казармы, здание Сената, термы Зевксиппа, базилика Святой Софии и другие знаковые постройки. Восставшие собирались с силами для штурма Большого дворца - главной резиденции византийских императоров.
Юстиниан I (позже прозванный Великим) был в панике и уже рассматривал планы бегства. Единственным человеком в его окружении, не потерявшим самообладания, оказалась императрица Феодора, прямо заявившая: «Лучше смерть, чем изгнание!!! Порфира – вот лучший саван!!!» Значительный вклад в подавление восстания внёс армянский полководец Нарсес – он сумел выиграть время. Уговорами, деньгами и лестью он парализовал верхушку бунтовщиков, переманив большинство их предводителей на сторону императора.
Тем не менее, восстание продолжало разгораться, а народ открыто стал добиваться свержения Юстиниана. В качестве нового императора был провозглашен Ипатий - племянник старого императора Анастасия I, а коронация на ипподроме была назначена на 18 января 532 г.
Однако, к этому времени, в Константинополь начали втягиваться вызванные из провинций армейские части – около 2 тыс. солдат расквартированных в пригородах столицы, небольшой отряд ранее отстранённого от должности полководца Велизария и силы командующего византийскими войсками в Иллирии варварского вождя Мунда (большей частью готы и германцы), перебрасываемые для латания бреши на персидском фронте.
На Военном Совете было принято по-армейски жёсткое решение:
- Резать, не дожидаясь перетонита!!!
Сформировав железный кулак, части регулярной армии ударили по восставшим. 18 января 532 г. войска под началом Мунда и Велизария выступили к ипподрому, где в это время проводилась подготовка к коронации императора Ипатия. Солдаты перекрыли все выходы, после чего получили команду на наведение кладбищенского порядка. Началась беспощадная резня, в которой особо отличились варварские контингенты. На ипподроме было перебито и погибло в давке свыше 30 тыс. бунтовщиков, многие из которых были безоружны. Восстание «Ника» было буквально утоплено в крови, после чего, по Константинополю прокатилась волна казней среди сенаторов и других «спонсоров» беспорядков (невольно вспоминается фраза: «когда в город заходил Сулла, дома можно было красить кровью…»)
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и оставайтесь на связи. Подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.
Ссылка на канал автора: ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА
ЧИТАЙТЕ также: