«Пришёл Амвросий да праздники отбросил», – вздыхали мужики, вспоминая, как ещё вчера, на Николу Зимнего всем миром пировали и горя не знали.
«Никольскую брагу пьют, а за похмелье бьют», – посмеивались женщины, глядя на маету мужей после вчерашних братчин, да из любви великой и жалости к супругу подносили корчагу холодного хмельного.
А всё потому, что 20 декабря, в день памяти преподобного Амвросия, завершалась череда зимних праздников. До Рождества оставалось совсем немного, но пост в это время становился строже. А люди уставы старались соблюдать. Может, от того и праздники чувствовали сильнее нас…
Вспоминали в этот день святого Амвросия – скромный был епископ, но строгий. И государя своего мог на место поставить. Говорят, император Феодосий кровавую расправу однажды устроил, а потом в церковь пошёл, как ни в чём не бывало. Стал Амвросий перед входом и сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Тот возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». Не растерялся епископ, ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», – и суровую епитимью наложил для искупления содеянного. Понял император правоту святого, всё выполнил, как тот велел.
Любил народ своего епископа, до самой кончины помогал Амвросий людям, много чудес по молитвам его происходило.
Однако ж русские люди, хотя и почитали преподобного Амвросия, всё ж таки грустили по прошедшим праздникам. И с нетерпением ждали следующих, чтобы хорошо погулять.
«Амвросий у Николы погостил – в душу девкам веру заронил: не за горами Святки», – говорили про этот день в народе. И впрямь, с 20 декабря всё активнее начинали готовиться к Рождеству и последующим за ним святочным дням. Мужики занимались заготовкой мяса – птицы, свинины или дичи, если кто на охоту ходил. Женщины помогали – засаливали сало, делали домашние колбасы, коптили птицу, а то и складывали мясо в погреба. Благо, стоявшие морозы позволяли без страха оставлять продукты впрок – не испортятся.
Молодежь выбирала в это время избу – выкупала на святочные ночи у одинокой старухи или вдовы, чтобы можно было отметить праздник и погадать. Начинали изготавливать маски, чтобы ходить ряжеными по селу, делали и Вифлеемскую звезду – христославить и колядовать в саму Рождественскую ночь и все Святки. Потешаться, песни петь и шуметь не смели, Филиппов пост строг, будет ещё время для громких гуляний.
А незамужние девушки принимались в Амвросиев день за шитьё, готовили себе приданое. Мало было соткать полотно да сшить рубахи и юбки, диковинными узорами украсить следовало свою работу, чтобы не прослыть «непряхой-неткахой».
И непростой должна была быть вышивка, а обережной – с особыми символами – на счастье, на достаток, на защиту от злого глаза. «Красная шелчинка по серебряному полю снует – девка на житье шьет», – говорили в этот день. А мать, благословляя садившуюся за рукоделие дочь, учила: «Наперед стежка – Богу молись, наперед шитья – Бога славь».
Из погодных примет в этот день особо обращали внимание на снег. Если мокрый идёт – лето будет дождливым, лёгкий да сухой – жди засушливого лета. Порывистый ветер с востока – к продолжительным холодам. Солнце в тумане сулило метель, а если за облаками прячется, тут уж любому понятно – снегопад не за горами.