В начале 2000-х в Москве существовало агентство, оказывающее странную услугу. Сегодня она утратила актуальность - исполнение стало доступно почти любому. Кроме, пожалуй, внушения.... На фоне нынешнего закрытия границ услуга могла бы получить популярность. Описание ниже - реалии 2005 года.
Обычное будничное утро в офисе. Фактически, рабочий день еще не начался. Босса нет, секретарша поправляет прическу и подкрашивает ресницы, старший менеджер читает деловую прессу, бухгалтер что-то ищет в Интернете и пьет кофе. День не сулит ничего выдающегося. Но, вдруг, дверь распахивается и на пороге появляется Петров. Ага, сегодня он должен был вернуться из отпуска. Наверное, как всегда ездил к тетке в Калязин… Эй, Петров, как там тетка? Все грядки на огороде вспахал? Однако, вид у Петрова не просто отдохнувшего человека. Какой-то сияющий и весьма загадочный. Да и загар у него явно не из Средней полосы. Секретарша поднимает глаза и удивленно хлопает ресницами, бухгалтер отрывается от компьютера и проливает кофе, даже старший менеджер чуть ли не роняет газету. Петров?! А еще через пять минут довольный и гордый Петров сидит в центре внимания, окруженный сотрудниками, в том числе сбежавшимися на новость из соседних комнат и отделов. И упоенно рассказывает, как он съездил в… Бразилию! Представляете, это Петров-то?! Гонял там на джипе, охотился на леопарда, плавал на экзотические острова и, даже, крутил любовь со знойными туземками. «Да, заливаешь ты все», - скажет зануда финансовый менеджер. «Ах, заливаю?» - ответит, хитро ухмыляясь, Петров, и достанет пачку цветных фотографий - «Смотрите!» Ничего, себе! А Петров–то оказывается крутой парень. На этом фото он за рулем мощного джипа где-то в джунглях Амазонии, а вот – с каким-то аборигеном стоит одной ногой на убитом леопарде. Ой, а тут-то наш пентюх Петров в окружении дюжины смуглых девушек! Но, и это еще не все. Петров открывает портфель и достает сувениры. Вот воплощение мечты любого выросшего мальчишки – настоящий бразильский нож «Tramontina», вот – кружка «Brasilia» (теперь в офисе он будет пить только из нее), а вот, фирменный бразильский сувенир – метровый засушенный крокодил! И, напоследок, Петров достает огромную банку ароматнейшего бразильского кофе (здесь такой не достать!) – это подарок сотрудникам… Все так увлечены рассказом о путешествии, что не замечают появления босса, который крайне удивлен таким стихийным митингом в рабочее время. Узнав, что случилось, босс тоже забывает о работе и с интересом расспрашивает Петрова о впечатлениях, с завистью крутя в руках нож «Tramontina». «Да, недооценил(а) я Петрова», - думают одновременно босс и незамужняя секретарша, при этом подразумевая каждый свое. Петров становится героем дня и самой популярной личностью на ближайший месяц… И ведь никому даже на приходит в голову, что ни в какую Бразилию Петров не ездил, а почти весь отпуск провел у тетки на грядках. Подождите, а как же тропический загар, сувениры,… фотографии, наконец! Это, что тоже из-под Калязина!? Разумеется, нет. Но, и не из Бразилии. Просто Петров купил себе «билет» и отправился в фальштур. Никогда не слышали? Ничего удивительно. Организация фальштуров – это новый продукт на рынке туристических услуг.
Воспоминания о мечте или просто алиби
Изначальная идея, лежащая в основе «фальштуров» заключалась в том, что туристическая компания, на самом деле, должна продавать клиенту не тур-пакет (отель, трансфер, билет на самолет и т.п.), а - «состояние». То есть, помочь в результате поездки достичь желаемых внутренних ощущений. Это, собственно, ведь и есть цель отдыха. Кому-то для того, чтобы отключиться от работы и быта, набраться впечатлений до следующего отпуска, достаточно съездить на обычный курорт, куда-нибудь в Турцию или Египет. Ну, а кому-то безумно хочется чего-то из ряда вон выходящего. Однако, не каждый может себе позволить полноценное путешествие в экзотическую страну, грохнув на него бешенные деньги. Смотрели фильм с Арнольдом Шварнегером «Вспомнить все»? Там главный герой всю жизнь мечтает о поездке на Марс, с приключениями и романтической любовью со страстной брюнеткой. Правда, денег на настоящее путешествие у скромного клерка нет. Да, и женат он – какая уж тут брюнетка… Но, есть вполне реальный вариант. Герой Шварцнегера отправляется в некое агентство, где за умеренную сумму его погружают в сон, в котором он отправляется на Марс со всеми вытекающими последствиями. Впечатления и, главное, воспоминания о «путешествии» потом остаются как от событий, имевших место на самом деле. В итоге, получает необходимое «состояние»…
Соответственно, задача фальштура – помочь человеку с воображением реализовать свою несбыточную мечту. Всего лишь за какие-то $600. (Для сравнения, настоящая поездка в ту же Бразилию с экскурсиями в джунгли, охотой на хищников и т.п. обойдется не меньше, чем в $5000). При этом, Бразилия взята просто для сравнения. Клиент может заказать «путешествие» в любую точку земного шара (хоть на Северный полюс, хоть к людоедам экваториальной Африки), и не только…Большой популярностью пользуются фальштуры на Луну! Конечно, вряд ли кто-то поверит, что вы действительно побывали космическим туристом, но фотографии в скафандре среди кратеров, сувениры и воспоминания будут весьма убедительны. Да, собственно, и не нужно никого разыгрывать и поражать. Ведь цель такого тура – отключиться от будней, закрыть глаза и погрузиться в мечту. В конце концов, уподобиться ребенку и поиграть. Достижение нужного психологического состояния – гарантировано.
Правда, не все заказчики фальштуров воспринимают данную услугу, как своеобразную психотерапию. Большинство подходит весьма прагматично. Кто-то хочет произвести впечатление на окружающих (как Петров из вступительной части статьи), добавив себе очков в глазах товарищей и начальства. А, кто-то использует фальштур в качестве алиби. То есть уехал от семьи в неизвестном направлении неизвестно с кем, а домой принес кучу подтверждений благопристойного отпуска в Турции или Испании (с бирками на чемоданах и фотографиями в Анталии или Барселоне). Причем, заказчиками фальштуров в таком варианте выступают не только мужчины, но и женщины.
Ну, и третий, тоже вполне востребованный вариант использования «фальштура» - подарить его. Например, скинуться и купить «фальштур» на день рождения любимому шефу. Представляете, приходит он в офис и находит кучу своих фотографий, сувениров и рассказ о собственной поездке в Гондурас или на Луну!
Организация фальштура – как подготовка резидента
И так, вы пришли в соответствующее агентство заказать фальштур. Сначала выбираете место, куда «поедете». Потом сообщаете специалисту фирмы все, что бы вы хотели посмотреть и пережить в «путешествии»: экскурсии, зрелища, встречи, романтические знакомства и так далее. Просто рассказываете о себе, помогая менеджеру тура составить для вас персональную «программу». Дальше, оговариваете необходимый набор «вещественных доказательств» и их качество: фотографий, сувениров и т.п. Оставляете свои фотографии – их потом используют для фотомонтажа. И уходите, примерно, недели на две. А уже в назначенный день возвращаетесь в агентство и узнаете о «путешествии», которое за это время совершили. (Кстати, в течение этого срока и вы можете участвовать в «создании легенды». Например, посещать солярий. Как же иначе получить тропический загар в середине русской зимы?) И, как же создается ваше «турне»? Ну, во-первых, необходимо собрать всю возможную информацию о «стране пребывания». Причем, не ту, которую обычно предоставляет туристическое агентство в виде каталога отелей или путеводителя. Разработка «легенды» подразумевает знание массы мелочей из жизни и истории страны. Иначе, ведь можно и «провалиться», как плохо подготовленному шпиону-нелегалу. Собрать такую информацию весьма трудно. Каждое направление (страна) разрабатывается отдельно. (В частности, по Бразилии в Москве даже создан «Бразильский клуб» для обмена впечатлениями между съездившими и предоставления информации желающим поехать.) Фотографии для изготовления коллажа ищутся в Интернете. Что же касается сувениров из экзотических стран (и даже с Луны), то все они действительно настоящие. Только куплены сотрудниками агентства в Москве. Хоть засушенный крокодил (до $100), хоть изделие народного промысла любой страны мира. Кстати, и в случае «полета на Луну» сувениры будут тоже настоящие. Образец лунного грунта (кусочек самого настоящего метеорита с Луны за $50-100), перчатка от обычного скафандра космонавта или термокомбинезон и т.п.
Но, стандартный набор материальных подтверждений (фотографии, сувениры) хорош лишь для приятелей или сослуживцев. В случае организации алиби перед второй половиной необходима еще куча атрибутов. Авиабилеты, багажные бирки на чемоданах, какие-то бумажки из отеля, короче все, что всегда сопровождает обычную поездку. Для этого клиенту покупается настоящий (самый дешевый) турпакет в ту страну, куда он официально едет: билеты на самолет и ваучер в гостиницу. (Подделать авиабилеты и ваучер – уголовно наказуемо. Даже в использованном виде это материальные документы.) Ставятся визы. Это нужно для подтверждения отъезда. А уже по «возвращении», клиента снабжают ворохом разнообразных бумажек, вплоть до использованного входного билета в местный зоопарк или музей.
«Сновидения»
И так, все готово для погружения в мечту (или усвоения «легенды»). «Турне» начинается. В течение нескольких часов вам рассказываются «ваши собственные» впечатления и воспоминания о совершенном путешествии (в соответствии с полученной ранее заявкой). От получения визы и прохождения таможни, до наблюдений за местными таксистами и официантами в отеле. От красот экзотической природы до очарования местных девушек. При этом, вы «вспомните» не только то, что понравилось, но и негатив – как же без него? Получите буквально по часам описание всех событий и приключения, которые случились с вами за время «поездки». Узнаете, как продирались через джунгли с мачете и застряли на джипе в песках, как промахнулись из ружья по антилопе и чуть не были съедены крокодилом. «Вспомните», как напились в стельку местным вином и проснулись в объятиях молодой мулатки. Разумеется, за время пребывания заграницей ваш язык пополнился новыми словечками, типа испанского «О-ла» или португальского «Буйнос -диас», почерпнутыми у местных жителей. Потом «привезенные» сувениры. Про каждый можно что-то вспомнить. Где покупал, как торговался. А, вот эту вещь – подарил новый знакомый. И, наконец, фотографии. При современном уровне техники выявить монтаж непрофессионалу будет практически невозможно. Соответственно, у каждого фото тоже будет своя история. Главное, все продумано вполне правдоподобно. В итоге, если вы натура впечатлительная и внушаемая, то выйдя из агентства на какое-то время можете и сами поверить в реальность воспоминаний. Но, в любом случае, нужное «состояние» будет достигнуто. Да, и материала для хвастовства или розыгрыша – уйма.
И так, прилетаю я как-то на Таити?.. Вы не были на Таити?