В этой статье мы проводим обзорную экскурсию по этапам обучения будущих онкологов в разных частях света на примере пути профессионального становления абитуриентов Германии, США и России. Ссылки на полезные ресурсы прилагаются.
Получение медицинского образования традиционно требует больше времени, чем профессиональная подготовка по большинству других специальностей, будь то «журналистика», «юриспруденция» или что-то еще. А учебные программы будущих врачей всегда отличались насыщенностью фундаментальностью.
Если вы всерьез решили выучиться на онколога-терапевта или хирурга, готовьтесь к тому, что обучение займет долгие годы. То же самое касается и переквалификации в медработника по специализации «онкология».
В ГЕРМАНИИ
Немецкие студенты медицинских вузов учатся шесть лет и обязательно получают лицензию на практику. Их знания проходят проверку тремя государственными экзаменами, один из которых устный.
После экзаменов молодые врачи в обязательном порядке знакомятся с дежурными обязанностями под руководством уполномоченных наставников и получают сертификат о прохождении подготовки.
В Германии существуют и учебные программы для иностранных студентов. Чтобы продолжить обучение в немецком ВУЗе, российскому студенту нужно сопоставить свое уже имеющееся российское образование с его немецким эквивалентом. Вся необходимая информация для этого предоставляется Министерством культуры Германии.
Особый интерес для будущих онкологов в Германии представляют профессиональные сообщества. Среди наиболее известных ассоциаций — Немецкое общество гематологии и онкологии и Рабочая группа по онкологии Немецкого онкологического сообщества. Эти организации проводят клинические исследования и занимаются оптимизацией лекарственных разработок для терапии опухолей.
В США
Американский опыт предлагает несколько альтернатив для специалистов в онкологии, не обладающих компетенциями терапевта или хирурга. Так, среднего специального образования будет вполне достаточно, чтобы работать радиологическим ассистентом или медбратом/медсестрой. Для этого существуют специальные программы колледжа и дополнительные профессиональные курсы.
Если же абитуриентов интересует специализация врача-онколога, они поступают в медицинский институт в случае успешной сдачи государственного теста.
По истечении трех лет обучения подготовка специалистов продолжается в рамках особой стипендиальной программы по онкологии. Она призвана познакомить молодых врачей с протоколами лечения и правилами проведения процедур.
Если оба этих этапа успешно пройдены, студенты подают заявку на сдачу экзамена для получения медицинской лицензии в США.
В дополнение к единому государственному тестированию Американский совет медицинских специалистов обязывает начинающих онкологов получить специальный сертификат для ведения практики по месту жительства. Каждый врач самостоятельно оплачивает его и продлевает лицензию по ее истечении.
В РОССИИ
У нас все еще нет закрепленного на государственном уровне полного и исчерпывающего описания квалификации врача-онколога. Общие требования к онкологам, тем не менее, сводятся к изучению в университете или институте специальностей «лечебное дело» и «педиатрия».
Чтобы подтвердить свою готовность к профессиональной деятельности, будущему врачу понадобится особая подготовка в интернатуре или ординатуре по онкологическому направлению. Также возможна профессиональная переподготовка для тех, кто имеет образование акушера и гинеколога, терапевта или хирурга. Это поможет пройти собеседование у работодателя, которому не будет достаточно одного диплома.
Итоговым же шагом для аккредитации специалиста станет именно практический опыт.
Крупнейшие онкологические сообщества в России представлены Российским обществом клинической онкологии и Ассоциацией онкологов России.
К сожалению, в настоящее время порядок подготовки врачей-онкологов в России на фоне Запада в целом и вышерассмотренных стран в частности не выдерживает строгой критики. Мы все еще находимся в процессе формирования собственной эффективной системы медобразования.
Безусловно, у нас есть блестящие специалисты мирового класса, но такие звезды загораются не благодаря системе, а вопреки ей. Текущая система не позволяет обеспечить высокий средний уровень врача, поэтому сегодня Россия и мир говорят на разных медицинских языках.
Наша система очень нуждается в правильных стимулах, и вот почему любое содействие и помощь в подготовке нового поколения российских врачей-онкологов крайне актуальны и необходимы.
Мария Воганова, автор статьи, журналист
Источники:
gesetze-im-internet.de
bundesaerztekammer.de
anabin.kmk.org
www.dgho.de
aio-portal.de
students-residents.aamc.org
usmle.org
www.abms.org
profstandart.rosmintrud.ru
russco.org
old.oncology-association.ru