1. Спустя сорок пять лет после выхода в свет, в темноту кинозалов, посмотрел оскароносный фильм знаменитого японского режиссёра Акира Куросава «Дерсу Узала» (1975). Нудно неторопливый фильм о тайге, в которой зачем-то пребывают люди. Нанайский охотник Дерсу Узала живёт примитивной жизнью дикаря в природе. Русские солдаты и офицер Владимир Клавдиевич Арсеньев по сюжету литературной основы должны заниматься топографической съёмкой местности, по сюжету фильма им не до этого, они только ходят и ходят по тайге. Или сидят у костра. Никакого значимого драматизма человеческих отношений не возникает. Никакого особого драматизма не возникает и в отношениях людей и природы. Если бы не знание того, что свои фильмы А. Куросава всё же редактировал, могло бы возникнуть впечатление фильма реального времени.
2. Небольшой якобы драматический эпизод с переправой на плоту через реку — не более, чем отметина на лбу человеческой глупости. Не иметь на плоту причального конца, упустить плот по течению — наивная глупость опытных таёжников и бывалых воинов, набранных из крестьянского сословия, которое ближе всего к природе.
А печаль Дерсу Узала по поводу ранения им Амбы, то есть тигра Артёма, нисколько на съёмках не пострадавшего, не более чем внушённое им самому себе суеверие. Пусть он живёт этим суеверием. Но это его проблема. Зрителю сильно сопереживать такому поведению нанайца нет смысла.
3. Только на третьем часу киноповествования люди перемещаются из уссурийской тайги в цивилизованный Хабаровск. Но и там ничего не происходит. Дерсу Узала сидит не у огня костра, а у огня печи.
Как и положено, Дерсу Узала не выжить в городе с его нетаёжными ограничениями и правилами. Но и возврат в тайгу человека, хотя бы слегка отравленного городом, не может быть успешным. Амба, человеческого или тигриного вида, нашёл Дерсу и расправился с ним. Такова нехитрая мистика фильма.
4. Крайне незанимательная утомительная кинокартина.
2020.12.19.