Найти в Дзене
Советская кавалерия

Как это было на самом деле: бой конницы с танками в начале войны

19 декабря 1941 года в газете «Красная Звезда» (№298/5053) была опубликована статья «Бой конницы с танками» за подписью майора И. Польского. Как было принято в то время, полное наименование частей и точное место действия не указаны (Юго-Западный фронт). И лишь одна фамилия в тексте помогает нам восстановить детали. Кавалерийское соединение полковника Кулиева двигалось к фронту. Затем последний двухсуточный марш оно совершало уже вдоль фронта наших частей. Ночью были получены данные о том, что противник с большой массой танков перешел в контратаку и двигается на восток. Полковник решил: двигаться дальше двумя колоннами. Левофланговую колонну он усилил артиллерией. Части были предупреждены о возможной встрече с противником. Поэтому они усилили разведку. Следует заметить, что соединение начало марш с указанием действовать по тылам противника соответственно обстановке. Таким образом полковнику предоставлялась полная инициатива. На рассвете головной отряд левофланговой колонны был обстрел
19 декабря 1941 года в газете «Красная Звезда» (№298/5053) была опубликована статья «Бой конницы с танками» за подписью майора И. Польского. Как было принято в то время, полное наименование частей и точное место действия не указаны (Юго-Западный фронт). И лишь одна фамилия в тексте помогает нам восстановить детали.

Кавалерийское соединение полковника Кулиева двигалось к фронту. Затем последний двухсуточный марш оно совершало уже вдоль фронта наших частей. Ночью были получены данные о том, что противник с большой массой танков перешел в контратаку и двигается на восток.

Якуб Кулиевич Кулиев (1900-1942), в 1941 году - полковник, командир 21-ой горно-кавалерийской дивизии
Якуб Кулиевич Кулиев (1900-1942), в 1941 году - полковник, командир 21-ой горно-кавалерийской дивизии

Полковник решил: двигаться дальше двумя колоннами. Левофланговую колонну он усилил артиллерией. Части были предупреждены о возможной встрече с противником. Поэтому они усилили разведку. Следует заметить, что соединение начало марш с указанием действовать по тылам противника соответственно обстановке. Таким образом полковнику предоставлялась полная инициатива.

На рассвете головной отряд левофланговой колонны был обстрелян из неприятельских танков. Отряд быстро спешился, принял боевой порядок и стал продвигаться к линии железной дороги. К этому времени прибыл командир передового отряда, и возвратился разъезд, разведовавший станцию, в районе которой противник открыл стрельбу. По данным разъезда, станция была занята ротой танков.

Командир передового отряда принял решение: усилить головной отряд батареей конно­артиллерийского дивизиона; развернуть свой передовой отряд с задачей — уничтожить вражеские танки и овладеть станцией до подхода главных сил.

К подходу главных сил станция уже была от немцев освобождена, 2 танка были подбиты, остальные отошли к следующему населенному пункту. Здесь немцы получили подкрепление — мотопехоту и танки. Из леса, что севернее этого пункта, противник открыл артиллерийский и минометный огонь, под прикрытием которого начали выходить и разворачиваться танки, примерно до батальона.

Конно­артиллерийский дивизион имел задачей поддержать атаку нашей части и дать заградительный огонь по выходу из леса, что севернее населенного пункта. До начала атаки артиллеристы открыли ураганный огонь по танкам, выходившим из леса. Артиллерия же части Загребельного начала обстрел самого населенного пункта. Противник, усилив огонь, пытался продолжить наступление, но огнем артиллерии был отброшен в лес. Подавив огонь противника, подразделения N части пошли в атаку. Ударив во фланг немцев, подразделение младшего лейтенанта Нигматулина ворвалось в населенный пункт. Противник, потеряв 3 танка, 4 мотовоза, почти всю мотопехоту, откатился в рощу севернее этого пункта.

Немцы, стремясь выправить положение, бросили в обход наших частей танки и минометную батарею на машинах. Контратакой подразделений майора Загребельного и огневым налетом артиллерийского дивизиона противник на этом участке был уничтожен. Ушел только один танк.

Потерпев неудачу перед фронтом и на нашем левом фланге, противник пытался обойти наш правый фланг, но встретил отпор разъезда и коноводов N части. Потеряв один танк, подбитый связками гранат, враг снова отошел в лес.

Кавалерия на военно-исторической реконструкции. Источник: группа ВК Кавалерия РККА https://vk.com/cavalryrkka
Кавалерия на военно-исторической реконструкции. Источник: группа ВК Кавалерия РККА https://vk.com/cavalryrkka

Готовя новую атаку, немцы открыли ураганный артиллерийский и минометный огонь по всему расположению частей тов. Кулиева. Одновременно танки открыли огонь из пушек и пулеметов с опушки леса. После часовой артиллерийской подготовки танки противника снова перешли в атаку. Когда они подошли на 600—700 метров, наша артиллерия открыла сильный огонь. Один за другим вражеские танки начали выходить из строя. Но отдельным танкам удалось подойти вплотную к нашим подразделениям. Здесь вражеские машины были подорваны связками гранат. Основная масса танков снова откатилась в лес.

В течение двух часов длился этот бой. Все попытки противника обойти наши фланги и выйти кавалеристам в тыл неизменно отражались артиллерией и истребительными отрядами подразделений. К исходу дня, потеряв до 20 танков и батальон мотопехоты, противник прекратил атаки.

Эти бои показали, что кавалерия при умелом маневрировании, основанном на действенной и постоянной работе разведки, может успешно бороться с танками силами своей артиллерии и истребительных групп.

Художник М.Н. Домащенко. Источник: Интернет.
Художник М.Н. Домащенко. Источник: Интернет.

Как мы видим, никаких «с шашкою на танки, ура-ура!». Гранаты, артиллерия, ПТР - вот чем кавалерия боролась с танками на самом деле, а не в воспаленном воображении некоторых «знатоков».

По трагическому совпадению, ровно год спустя публикации в «Красной Звезде», 19 декабря 1942 года, Якуб Кулиев, уже в звании генерал-майора, будучи заместителем 4-го кавалерийского корпуса (корпусом командовал генерал-лейтенант Т.Т. Шапкин) в районе Котельникова Сталинградской области в результате авианалета противника был тяжело ранен и скончался от ран по дороге в полевой госпиталь села Абганерово.
В конце декабря 1942 года тело генерала самолётом было доставлено в ставший ему родным туркменский город Мары и похоронено на территории центрального городского парка, на берегу реки Мургаб. Генерал Кулиев «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» был посмертно награжден орденом Ленина.
Бюст на могиле генерал-майора Я.К. Кулиева в туркменском городе Мары. Источник: http://voenspez.ru
Бюст на могиле генерал-майора Я.К. Кулиева в туркменском городе Мары. Источник: http://voenspez.ru