Найти в Дзене
Библио-лаборатория

История викингов. Крещение Исландии

История обращения Скандинавии в христианство полна ярких личностей, кровавых разборок и головокружительных интриг. Какое-то время христианская религия проникала туда сравнительно мирным путем, с миссионерами и торговцами, но с определенного момента конунги и претенденты на это место стали отчетливо понимать, что без единой идеологии сколь-нибудь вразумительное государство не выстроить, а никаких других кандидатур на эту роль, кроме христианства, не существовало. Первым это осознал, очевидно, датский конунг Харальд Синезубый, еще в середине десятого века сделавший попытку (не слишком удачную) христианизировать своих подданных. Однако всерьез, с по-настоящему викингским размахом за дело взялся Олаф Трюгвассон, проживший недолгую, но очень бурную и полную взлетов, падений и насилия жизнь. Его биография — сюжет для отдельной статьи, поэтому я пока не стану ее касаться. Приберегу на будущее.

Так, по мнению художника, выглядел Олаф Трюгвассон, сокрушающий языческих идолов. Что-то мне подсказывает, что человек на картинке похож на настоящего Олафа не больше, чем Астерикс и Обеликс похожи на настоящих галльских воинов...
Так, по мнению художника, выглядел Олаф Трюгвассон, сокрушающий языческих идолов. Что-то мне подсказывает, что человек на картинке похож на настоящего Олафа не больше, чем Астерикс и Обеликс похожи на настоящих галльских воинов...

В сагах есть великолепные рассказы о методах, которыми действовал Трюгвассон. Например, одному упрямцу на живот поставили жаровню, наполненную горящими углями, после чего тот заявил, что сейчас умрет, но креститься не сможет, потому что он демон в теле человека. Я подозреваю, что его слова звучали несколько иначе, но сама история весьма показательна. Основной способ убеждения у Трюгвассона был «либо вы сейчас креститесь, либо я вас запру в амбаре и сожгу нахрен».

Почему он был так активен? Напомним, что в 1000 году весь христианский мир ожидал конца света. Причем не так, как мы двадцать лет назад — с фейерверками, шутками и прибаутками, а на полном серьезе. А теперь вспомним о скандинавской мифологии — это же чистейшей воды апокалиптическая религия, Рагнарёк, гибель богов — у Трюгвассона просто все кусочки сложились в единый паззл. Вот же ОНИ, последние дни — и если я не успею, то все пропало!

Очень характерна в этом смысле легендарная история его обращения. Он встретился с неким предсказателем, который сообщил ему, что тот станет великим конунгом, и многих обратит в христианство, а до этого будет ранен в битве, но исцелится через семь дней, и это будет знаком, что предсказание верно. Так и произошло. Религиозно-магическое мышление в его чистейшем проявлении.

Эйнар Брюхотряс. Не знаю, что там у него было с брюхом, но скандинавских конунгов он тряс одного за другим.
Эйнар Брюхотряс. Не знаю, что там у него было с брюхом, но скандинавских конунгов он тряс одного за другим.

Но главным, конечно, было стремление найти хоть какую-то управу на свободных бондов, хевдингов, ярлов, которые чихать хотели на желания конунгов, и отчаянно интриговали и тянули одеяло каждый сам на себя. Хороший пример — Эйнар Брюхотряс (Тамбарскельфир). Впервые он появляется на страницах истории, сражаясь на стороне Трюгвассона в битве при Свёльдре (скорее всего - поскольку пять лет назад Олав помог сковырнуть Хакона Могучего, изрядно поднадоевшего на тот момент норвежским бондам), после чего он на протяжении 50 лет вел крайне насыщенную жизнь, укрепляя собственные позиции и последовательно выступая против любой сильной центральной власти в Норвегии, которая могла бы угрожать его независимости, причем пережил при этом трех конунгов и одного самозванного претендента на этот место.

Но перейдем к Исландии.

Одну из ключевых ролей в крещении населения этого сурового острова сыграл некий священник по имени Тангбранд.

В Саге о короле Олафе Трюгвассоне Снорри Стурлусон описывает его очень показательно:

«жил саксонский священник, которого звали Тангбранд, человек страстный, неуправляемый и великий убийца; но он был хорошим ученым и умным человеком».

Начал свою карьеру этот святой человек с того, что поцапался с каким-то германским аристократом из-за женщины и убил его, в результате чего ему пришлось бежать в Англию, где он и познакомился с Трюгвассоном, который как раз в это время Англию с удовольствием грабил, собирая стартовый капитал для возвращения в Норвегию.

Grafarkirkja - средневековая исландская церковь.
Grafarkirkja - средневековая исландская церковь.

После свержения своего соперника Харальда Могучего и относительно удачной кампании по крещению подданых, Трюгвассон отправил обратил взгляд на Исландию, и отправил Тангбранда обращать в веру ее жителей(а надо понимать, что Исландия была населена в основном беглецами и изгнанниками из материковой Скандинавии, то есть самыми отчаянными отморозками и сепаратистами). В Исландии Тангрбранд повел себя точно так же — сначала его вызвали на поединок, на котором он убил своего противника, хотя, как говорится в саге «нес крест а не щит», потом убил известного скальда, сочинившего о нем хулительные стихи, а затем - и друзей убитого, хотевших поквитаться. Потом он убил некоего берсерка (что многое говорит о самом Тангбранде как бойце — берсерки были лучшими из лучших), и кончилось все тем, что исландцам он надоел хуже горькой редьки, они объявили его вне закона, и Тангбранду пришлось бежать. Что удивительно — не убили.

Тингведлир - место проведения всеисландских собраний, альтингов
Тингведлир - место проведения всеисландских собраний, альтингов

Вернувшись, он нажаловался Олафу на злых и упрямых исландцев, после чего Трюгвассон предпринял знаменитый демарш - он взял в заложники сыновей самых влиятельных годи, и заявил что всех поубивает, если Исландия не примет крещение. Исландцы восприняли этот шантаж с подобающим вниманием, и собрались обсудить это дело на альтинге. Годи Торгейр сутки размышлял, накрывшись с головой одеялом (чтобы никто его не отвлекал), после чего вынес вердикт. Оригинальное решение по крещению Исландии - «официально мы все христиане, а что вы дома делаете, это ваше дело». Конечно, невзирая на кажущуюся расплывчатость этого решения, деваться исландцам, было некуда (учитывая уже имевшееся довольно сильное христианское лобби на острове), и вскоре все население Исландии приняло христианство.

Но это, как говорится, уже совсем другая история...

Еще статьи по истории викингов:

Битва при Бравелле

"История викингов", Гвин Джонс - обзор книги

Викинги - мифы и стереотипы